Не соответствуют критериям. Молдавские граждане бегут в Европу, но оседают там нелегалами без статуса беженца
Целая армия молдавских граждан ищет, но не находит лучшей жизни в Европе. По числу соискателей убежища Молдова уступает только странам, в которых полным ходом идут военные действия. Съемочная группа независимого молдавского издания ZdG побывала в Нидерландах, чтобы проследить типичный путь нелегальных мигрантов из Молдовы в Европу и объяснить, почему их ожидания не оправдываются.
По материалу Ziarul de Gardă
Простите, но у вас нет шансов
Десятки тысяч молдаван мечтают о безбедной жизни в скучноватой европейской глубинке. Многие из них приезжают в Европу целыми семьями, надеясь «сдаться» властям и получить вожделенный статус беженца. Люди бегут от нищеты, безработицы и нестабильности дома, но европейские чиновники вполне обоснованно полагают, что этого недостаточно для того, чтобы называться беженцем.
«Обычно мы говорим прямо, что шансов у них нет, потому что они не соответствуют критериям, — объясняет Хэнк Вольтоф, руководитель крупнейшего в Нидерландах центра соискателей убежища в голландском городке Тер Апель.
Часто молдаване приезжают в Тер Апель «организовано»: в набитый под завязку автобус загружаются родственники, соседи и односельчане. Среди искателей лучшей доли обычно есть старики, дети и беременные. Часто пассажиров бывает намного больше, чем посадочных мест, а мучительное путешествие занимает несколько суток.
«Мы, конечно, сожалеем, что людям пришлось проделать такой длинный путь. Нам жаль, что они не осуществят мечту, которую лелеяли дома в Молдове, — говорит Хэнк Вольтоф, — я видел на их лицах разочарование, когда они узнавали, что добиваться убежища бессмысленно, и что шансов у них нет».
По словам руководителя центра соискателей убежища в Тер Апеле, однажды ему пришлось встретить 200 граждан Молдовы. Чтобы обеспечить этих людей ночлегом, освободили спортзал и расставили в нем кровати — в три ряда. По словам Вольтофа, людям дали выспаться, отдохнуть, умыться и накормили их. Но потом им пришлось вернуться домой в Молдову.
Центр приема беженцев в Тер Апеле не закрывается ни днем, ни ночью — сюда со всего мира едут люди, которые хотят осесть в Европе. Многие вынуждены бежать от войн или преследований тоталитарных режимов, но среди тех, кто подает прошение об убежище, немало и выходцев из стран, которые Нидерланды считают безопасными. К таким относится и Молдова, поэтому в прошлом году Королевство Нидерландов не удовлетворило ни одного прошения об убежище из этой страны. Всего в 2019 году их было около 900.
Преступные схемы
Есть основания подозревать, что люди, «вербующие» молдаван и организующие автобусы для их переезда, представляют часть международной преступной схемы.
В ноябре 2019 года голландская полиция задержала несколько граждан Молдовы, которых подозревают в организации нелегальной миграции и торговле людьми. Следствие продолжается, двое водителей автобусов, доставивших в Нидерланды молдаван, находятся под арестом.
Многие из тех, кому отказали Нидерланды, решают попытать счастья в других странах ЕС. По статистике, говорит посол Молдовы в Нидерландах Татьяна Пырву, до 70% нидерландских «отказников» подают прошения во Франции или Германии. Это тоже не имеет смысла, потому что все отказы фиксируются в общей для всех стран ЕС базе.
В прошлые годы всем соискателям убежища выплачивали пособие на то время, пока власти рассматривали их прошения. Но в последнее время правила ужесточились, и люди больше не получают денег, им только предоставляют ночлег. Посол Молдовы говорит, что это ужесточение сокращает число желающих «сдаться» в других европейских странах. «С тех пор, как прекратили давать эти деньги, все больше несостоявшихся беженцев предпочитают сразу же вернуться домой,» — говорит Татьяна Пырву.
Группа риска
Большинство нелегальных мигрантов, рискующих попасть на удочку торговцев людьми — представители ромских общин Молдовы. По крайней мере, они составляют большинство пассажиров в автобусах, перегоняемых из Молдовы в Тер Апель. Так, многие ромы, в том числе, женщины с маленькими детьми и пожилые люди в возрасте за 70 уезжали из городка Отаки. Известно, что эти люди подавали прошение в Нидерландах и получили отказ, но на родину так и не вернулись.
Это подтверждает и мэр города Отаки Дмитрий Завроцкий. «Это члены общины ромов, которые постоянно ищут место, где лучше, где можно заработать. Они уезжают за границу, в Нидерланды, Германию, Францию, Швецию. Чем они там занимаются, я имею только отдаленное понятие».
Денис Прейда — один из немногочисленных вернувшихся в Молдову «отказников». По его словам, он прилетел из Нидерландов месяц назад.
«Самолетом Варшава-Кишинев, — объясняет Денис, — Нас сопровождали восемь человек, чтобы убедиться, что мы поедем домой, а не вернемся обратно».
Денис охотно делится инсайтом: европейские власти могут дать соискателю статус беженца, если убедятся, что его преследуют или ему угрожают. «Я объяснил им, что у меня финансовые проблемы, но это они не учли», — заключает он.
Чай для бездомных
Большинство из тех, кто не возвращается на родину, обречены стать бездомными. Подавляющее большинство нелегальных мигрантов в странах ЕС не знают языка, не имеют ни профессионального образования, ни разрешения на работу или учебу.
Ион Раулец родом из Молдовы, он обучался в Нидерландском университете и сейчас работает в Центре «Amoc», который оказывает поддержку выходцам из стран Восточной Европы, оставшимся на улицах Амстердама в критической ситуации.
«Мы пытаемся помочь людям, которые не говорят ни по-голландски, ни по-английски, и нуждаются не только в социальной или психологической помощи, но и в пище, в одежде, в обычном душе, — говорит Ион, — В основном сюда приходят люди из Молдовы, Украины, Румынии, Болгарии, России. Русскоговорящих много. Но при входе в центр не проверяют личность, чтобы не ставить клиента в неудобное положение. У нас вообще не принято проверять документы», — объясняет Ион Раулец.
В центре Amoc мигранта-нелегала бесплатно накормят обедом или помогут купить обратный билет домой.
Релу Кептэнуш, 34-летний румын, один из бенефициаров этого центра. Он уже несколько лет неофициально работает на стройках в разных странах ЕС. Оказался в Амстердаме, но подходящая работа никак не находится. Но и домой возвращаться Релу не спешит: «Отношения с семьей у меня не складываются, и мне некуда возвращаться. Но и здесь тяжело», — признается он.
Алина Раду, Виктор Мошняг, Анатолие Ешану
При поддержке «Медиасети»