Не терять времени. Музейщица из Чернигова о побеге из-под обстрелов и работе с еврейской историей в Кракове

Для многих, уехавших за границу после полномасштабного вторжения, новый опыт означал «начать все заново» — в незнакомом городе, иноязычной среде, среди новых людей.
Виктория Мудрицкая до войны работала в Черниговском историческом музее имени В.В. Тарновского. Сейчас она в Кракове и продолжает профессиональную деятельность — в Еврейском музее «Галиция».
Этот музей относительно новый — официально открыт в 2004 году в восстановленном здании бывшей мебельной фабрики. С Викторией встречаемся в кафе музея. На столиках есть разъяснение: что именно считается Согласно иудейскому вероучению, пища делится на разрешенную (кошерную) и неразрешенную (трафную).кошерным, а что нет (на английском, польском и украинском языках). Есть уголок для детей, а напротив — книжный магазин и сувениры. Все, что чаще всего встречается в гостевой зоне европейских музеев.
Своисбережения пожертвовала ВСУ
Виктория Мудрицкая рассказывает, что великая война застала ее в Чернигове. Накануне поверить в начало полномасштабного вторжения она не могла, поэтому даже после первых взрывов с утра ушла на работу. Чувствовали с коллегами ответственность за музей, и психологически, видимо, цеплялись за что-то устойчивое, привычное.
«В первый день [полномасштабного вторжения] мы работали в музее, открывали витрины с самыми ценнымиэкспонатами и перемещали их в хранилища, в подвалы», — вспоминает женщина.
Эвакуация экспонатов уже была невозможна, а ее организацию даже не предполагали.
Из своей квартиры Виктория перебралась к знакомым, которые вскоре стали настоящими друзьями — к Светлане и Владимиру Власенко. Их дом в пригороде Чернигова казался безопасным. Но так было недолго.
«Это была самая страшная ночь — вспоминала все, чему научили на занятиях по медицине. Понимали со Светланой: если будет бой, могут быть раненые. Так что приготовили все, что могли. Вместо жгутов — собачьи ошейники. Повезло: не понадобилось…» — вспоминает Виктория Мудрицкая тот период.
Обстрелы усиливались, поэтому вскоре решили уезжать. Поступили правильно, ведь дом потом серьезно пострадал. Неизвестно, остались ли бы они живы, будь тогда в доме.
После пяти дней в пути Виктория оказалась в Польше. С началом великой войны почти все имевшиеся средства пожертвовала на ВСУ. Тогда это казалось правильным решением — думала: если убьют, то будет выгода Силам обороны. Так музейщица из Чернигова оказалась за границей без сбережений.
Но жаловаться времени не было — нужно было бороться. Сразу начала рассылать свое Сокращение с латыни Curriculum vitæ — подобный резюме формат описания профессионального пути, но несколько более детальный.CV повсюду, куда только было возможно. 11 марта 2022 года женщина пересекла границу с Польшей, а 27 числа уже работала.
Путь в музей Кракова
Еще в Чернигове музейщица занималась тематикой истории евреев и Холокоста: создавала выставки, писала статьи, более 10 лет была куратором научного семинара по истории евреев, который организовывали Благотворительный еврейский фонд «Хесед Эстер», Черниговская еврейская община, а позже и Черниговский исторический музей имени В.В. Тарновского.
«Не имею еврейских корней, однако такие, хоть и трудные, но очень важные темы всегда беспокоили меня », — объясняет женщина.
Кроме этого, специалистка ранее проходила стажировку за границей. Так получилось, что коллеги, с которыми она общалась на конференциях, предоставили ей рекомендации в Польше. А музей «Галиция» открыл несколько вакансий именно для работников из Украины. Викторию Мудрицкую приняли на должность в образовательном отделе.
Сам музей «Галиция» создал британский фотограф Крис Шварц. Вместе с другим британцем, профессором Джонатаном Вебером, они исследовали еврейское наследие в польской Галиции. После десятилетия работы и съемки в польских городах и селах появился Галицкий еврейский музей. Экспозиция «Следами памяти» стала в нем центральной.
Благодаря другим выставкам и насыщенной программе в первые годы существования музей превратился в одно из ключевых учреждений, возродившее интерес к еврейской культуре в Польше. Ежегодно музей посещают десятки тысяч людей из многих уголков мира — разного происхождения и возраста. Музей стал частью польско-еврейского культурного ландшафта Кракова.
Через полтора месяцапосле выхода на работу Виктория «составила» директору музея экскурсию на английском языке. Сейчас женщина активно изучает польский язык, на бытовом уровне уже говорит хорошо, а для профессиональной деятельности требует более высокого уровня. Всего у Виктории в музее три рабочих языка: польский, английский и украинский.
Украинские музеи нуждаются в европейских подходах
Музей «Галиция», как отмечает госпожа Мудрицкая, существенно отличается от Черниговского исторического музея имени В.В. Тарновского, где она работала дополномасштабного вторжения В первую очередь, тем, что не имеет оригинальных экспонатов, за исключением отдельных выставок. «В Черниговском музее подавляющее большинство предметов — оригиналы (этого мне здесь не хватает). Но всегда было недостаточно помещений для фондохранилищ, выставок и экспозиции», — отмечает музейщица.
Проблемой многих украинских музеев есть их помещения. Чаще всего это исторические здания, где перепланировка или создание открытых пространств невозможно по техническим причинам. Также они страдают от некачественной вентиляции и температурного режима в выставочных залах, санитарно-гигиенических условий для посетителей. А о кафе, книжных магазинах и детских уголках в музеях многим украинским музейщикам, к сожалению, пока приходится только мечтать.
«Галиция» — современный музей. Его расположение в здании двух бывших фабрик позволяет «играть» с пространством: порой пространство полностью перепланируют — обновляют интерьер со специально приглашенными дизайнерами.
Отдел, где работает Виктория Мудрицкая, большое внимание уделяет просветительской работе. Вовлекает в нее и украинских беженцев.
«В музее в прошлом году мы провели немало событий для украинского краковского сообщества: это были экскурсии, лекции, концерты, кинопоказы, воркшопы и события для детей», — рассказывает госпожа Виктория.
Более года при музее существовал дневной центр для детей из Украины, где они играли, учились, ели, ходили на экскурсии. Это тоже один из способов лечения травмы войны, интеграции украинцев в польское общество, а также возможность лучше понимать язык и иметь среду для общения.
Музей работает не только с детьми — многие мероприятия были организованы и для украинцев старшего возраста — «сеньоров», как говорят поляки. Музей использует в своей работе разные подходы с посетителями. Например, городская игра «Легенды Кракова и Казимежа» стала популярной и среди детей, и среди взрослых.
В конце лета здесь традиционно организуют пикник для детей. В августе это было украинско-польское мероприятие, во время которого звучали оба языка. В конце дети получили рюкзаки со школьными принадлежностями. Конечно, традиционными также являются мероприятия ко Дню Независимости Украины и Дню Независимости Польши.
«Что мне здесь больше всего нравится — это большое количество разнообразных образовательных семинаров, воркшопов. Темы, касающиеся стереотипов, ксенофобии, антисемитизма, дезинформации, языка ненависти, памяти и травм войны — все это прорабатывают вместе с молодежью из разных стран. Это очень важно для нашего общего будущего», — подчеркивает Виктория Мудрицкая.
Пренебрежение и обесценивание другого человека только потому, что он другой — причина многих проблем. По словам самой музейщицы, это мы можем увидеть и в трагическом опыте Второй мировой, и, к сожалению, в нашей современной истории. Поэтому «Галиция» много работает с учителями, в частности с украинскими.
Здесь постоянно открываются новые временные выставки — их проводят и под открытым небом, на «дворе Оскар Шиндлер — немецкий промышленник, который во время Холокоста спас почти 1200 евреев, предоставив им работу на своих заводах.Шиндлера». Есть передвижные путешествующие выставки. Виктории очень понравился проект, посвященный польской бизнесвумен еврейского происхождения Гелене Рубинштейн — известному предпринимателю XX века в индустрии красоты, а еще коллекционеру и меценату.
Обретенный годами в Украине музейный опыт теперь помогает специалисту и в Польше.
«Вместе с еще одной сотрудницей музея, украинкой Верой Балдынюк, мы создали выставку "По дороге домой" — об украинских женщинах в Кракове. Нашли их, собрали интервью, а украинский фотограф Ирина Мироненко по заказу музея сделала серию фотографий», — делится Виктория.
Истории мужественных женщин из Бучи, Северодонецка, Гостомеля, Харькова, Киева, Чернигова и других городов услышали в Кракове. Затем выставку увидели в Риме, а недавно следующей остановкой стала Барселона. «Мир должен знать о наших людях», — убеждена Виктория.
Жить в Кракове, по словам черниговки, недешево, учитывая значительное количество туристов и студентов. Теперь здесь стало больше и украинцев, которым тоже нужно где-то проживать. А вот заработная плата, как и в украинских музеях, близка к минимальной.
«Пытаюсь помогать своим, чем могу. Донатим на ВСУ; держу контакт с коллегами в Чернигове и продолжаем работу над проектами, которые начали еще до полномасштабного вторжения», — отметила в завершение встречи Виктория Мудрицкая.
Встречи с украинцами за границей имеют свое тепло, даже если на родине вы близко не общались. Я возвращалась из нее с положительными эмоциями, с радостью от общения с человеком, успешно продолжающим свою профессиональную деятельность. Верю, что полученный Викторией в Польше опыт потом пригодится ей и в музее Чернигова.
Автор: Ирина Синельник