«Нельзя с помощью учебников воспитать сексуальную ориентацию ребенка», — омбудсмен по правам ребенка и семьи в Украине

«Не можна підручниками виховати сексуальну орієнтацію дитини» — уповноважена з прав дитини та сім'ї

Настя Станко

Почему в украинском обществе одновременно растет уровень толерантности и проявления дискриминации? Посягают ли представители ЛГБТ на права других людей и угрожают ли «традиционной семье»? И существует ли в принципеопределение «традиционной семьи»?

О нетерпимости к ЛГБТ и нацменьшинствам в Украине, дискриминационныхпроявлениях в школьном образовании и о том, как реагируют на эти вызовы в офисе уполномоченного по правам ребенка и семьи, в интервью Громадскому рассказала представительница омбудсмена по правам ребенка и семьи Аксана Филипишина.

Вы раньше занимались вопросами дискриминации, гендерного равенства и прав ребенка. Сегодня эти функции в офисе уполномоченного вы не выполняете, и, как мы понимаем, они пока ни к кому не перешли. Уновогоуполномоченного — Людмилы Денисовой — какие-то другие приоритеты или все-таки эти функции кто-то будет выполнять?

Я бы не сказала, что какие-то другие приоритеты и хотела бы уточнить кое-что:соблюдение прав ребенка, недискриминации и гендерного равенства — это такой большой массив вопросов, каждый отдельно довольно серьезныйи отнимает много времени и энергии. Если мы говорим о детях, которых в Украине почти 7,5 млн, о семьяхв сложных жизненных обстоятельствах.

Вопрос гендерного равенства вообще выделили отдельно. Решено детей с проблемами в семьеили детей в неполных семьях выделить, а вопросы, связанные с дискриминацией и равными правами, объединить с блоком прав внутренне перемещенных лиц и людей, проживающих на неподконтрольных территориях. Это, по мнению сегодняшнего омбудсмена, одни из наиболее уязвимых категорий населения.

Если бы вы спросили мое мнение, я бы дискриминацию выделяла в совершенно самостоятельное направление. Независимо от того, кем является человек — ребенком или человеком с инвалидностью, ее могут дискредитировать, так же, как и по признаку возраста, сексуальной ориентации, состояния здоровья, места жительства (как это с внутренне перемещенными лицами происходит), социальным, имущественным состоянием, национальным, этническимпроисхождениемили религиозными убеждениями. Поэтому, на мой взгляд, это должно быть абсолютно отдельным направлением.

Представительница омбудсмена по правам ребенка и семьи Аксана Филипишина в студии Громадского, Киев, 15 июня 2018. Фото: Громадское

Создается впечатление, что слово «гендер»в Украине вызывает неоднозначную реакцию. Мы сталкиваемся с бешеным давлениемсо стороны совета церквей или отдельных церквей, которые утверждают, что слово «гендер» вообще нельзя использовать. Представители праворадикальных организаций постоянно это подчеркивают. И здесь тоже интересно, что офис омбудсмена решил, якобы гендерное равенство исчезло. Почему?

Действительно, отдельного структурного подразделения по вопросам гендерного равенства пока не будет, к сожалению. Я думаю, что этот вопрос лучше адресовать непосредственно омбудсмену — Людмиле Леонтьевне (Денисовой — ред.). Но по крайней мере то, что я слышу — это объединение в одно структурное подразделение всех вопросов, связанных с равноправием, независимо от признака, то есть не выделять отдельно по гендерному признаку, а (включить) абсолютно все. Идея — сократитьчисленностьцентрального аппарата для усиления регионального уровня.

Вы верите, что цель именно такая? Ведь ваши коллеги — представители крупных правозащитных организаций — считают, что таким образом тему, которая сейчас серьезно обсуждается, офис пытается подзабыть или скрыть.

Я пока такого не чувствую и давайте стараться быть объективными. Из-за событий, которые в последнее время происходят вокруг тематики гендера, сексуальной ориентации, проблем нацменьшинств (в частности, ромского национального меньшинства), мы понимаем, что нетерпимость в отношении этих людей растет в геометрической прогрессии.

Офис уполномоченного держится в тонусе, почти каждую неделю появляются однозначные заявления омбудсмена. Поэтому не могу сказать, что за последние два-три месяца было ослабление с точки зрения реагирования.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:26 минут свободы. Как в Киеве прошел ЛГБТ-прайд — репортаж Громадского

Вызанимаетесь вопросами семьи, а не только правами ребенка. Недавно состоялся большой марш в поддержку «традиционных семейных ценностей». Параллельно была акция в поддержку Олега Сенцова на Майдане Независимости — количество участников было несравнимо. Олега пришли поддержать очень мало людей. Зато тысячи людей, возможно, даже десять тысяч пришли поддержать традиционную семью. Можете ли вы сказать, что сейчас что-то угрожает традиционной семье в Украине? Потому что именно представители общественных организаций, близких к религиозным или церквямсчитают, что угроза есть. Что вопрос гендера — угроза, марши за права ЛГБТ — угроза...

Вопрос маршей за традиционные семейные ценности ипротив гендерного равенства, против защиты прав ЛГБТ появился не в 2018-м,я бы сказала. Во-первых, никакого наступления на традиционные семейные ценности не происходит.

Я пытаюсь понять, что такое традиционные семейные ценности в понимании каждого из нас. Что это для вас?

Это частное дело и я согласна с вами, что у каждого из нас свое понятие.

Абсолютно своепонимание. Кто-то считает, что это обязательно наличие папы, мамы и ребенка. Можно ли считать супругов, которые не могут иметь детей, исповедующимитрадиционную семью? Или те, которые не хотят иметь детей. У нас много семей, где ребенок воспитывается, так сказать, в неполной семье, где отец или погиб, или ушел, или мама ушла из семьи. Это миллионы детей.

Бабушка, мама и мальчик — это традиционная семья или нет? А семья, где одинокая женщина родила ребенка из-за того, что в Украине женщин больше, чем мужчин? Не все женщины могут реализовать свое право на брак. Но право на рождение ребенка хотят реализовать.

Или человек, который не встретил женщину, с которой мог бы создать семью, но ребенка хочет воспитывать. Это традиционная украинская семья или нет? Но согласно Семейному кодексу Украины, одинокий(родитель)— это тоже семья. То есть это люди, связанные общим бытом, они имеют взаимные права и обязанности. В законодательстве не говорится, кто по полу или по возрасту, или по семейному родству входит в это понятие.

Я недавно общалась с новой работницей в нашем офисе, которая после событий под нашими стенами — событий, направленных на мое увольнение— спросила меня: «Аксана Анатольевна, я за традиционные семейные ценности, я намерена идти на марш». Я говорю:ну идите.

Я так же зарегистрировалась, потому что это меня интересует. Там были и вещи очень правильные, и классные, и одновременнонаправленные на ограничение прав других людей. Была поддержка внешкольного образования, доступа к бесплатномукачественномуобразованию, здравоохранению— такие правильные вещи — под каждойя бы подписалась. Но когда одновременно призывают «не допустить пропаганды гомосексуализма, однополых браков», я думаю, что надо разъединять такие вещи.

И когда мы начали диалог, я пыталась объяснить, что ЛГБТ-сообщество не посягает на права других людей, они выступают за свои права. Абсолютно понятные для меня как для гражданки Украины и человека. Мол, вы исповедуйте ценности, которые вы исповедуете, а мы — такие, какие есть. Мы никого не трогаем, не претендуем, не призываем, только обратите на нас внимание, у нас есть проблемы.

Появляется и другая дискуссия. Возможно, вы видели новые учебники для средней школы, в которых слово «родители» планируют заменить на слово «родные» — тоже апеллируя к тому, что дети воспитываются в неполных семьях. В образовательной среде вновь сопротивление, что «это опять ваш гендер, это все недопустимо». Мы общалисьс кандидатом наук, деканом одного из факультетов университета Драгоманова АннойТурчиновой. Онаговорит, что не может ребенок воспитываться иначе и из-за учебника может получить другую сексуальную ориентацию. Это какое-то Средневековье, но это говорит представитель системы образования, и родители это поддерживают.

Нельзя из-за учебниковребенка научить определенной сексуальной ориентации. Это невежество — рассуждать о какой-то проблематике, в эту проблематику нужно углубиться. Если бы мне на стол положили серьезное обстоятельное исследование, проведенное с периодичностью лет в 50: сколько было, сколько стало, там в учебнике было одно, там — другое. Такое количество детей из одной группы, учились по таким учебникам, проявили гомосексуальные наклонности... А это просто сотрясание воздуха, рассуждения одного человека, не ученого, а рядового гражданина.

Представительница омбудсмена по правам ребенка и семьи Аксана Филипишина в студии Громадского, Киев, 15 июня 2018. Фото: Громадское

Офис уполномоченного предлагал, чтобы образование выгляделоиначе, чтобы учебники выглядели иначе, не были дискриминационными. У нас же есть дети с инвалидностью, нацменьшинства, а если в учебник посмотреть, этих категорий нет.

Да, дети из религиозных сообществ, дети внутренне перемещенных лиц. В учебниках не сказано, но дети сталкиваются со всеми этими проблемами. В частности, уязвимые категории детей чаще страдают от «буллинаг». Конечно, мы задавали этот вопрос, и не просто его ставили, а сейчас входим в рабочую группу. Это один из таких блоков вопросов — правовое образование в школе через призму изменения учебников и устранения дискриминационных текстов в учебниках в Национальной стратегии по правам человека, и правительственный план мероприятий на ее выполнение.

Если говорить о толерантности и недискриминации, можно сказать, что ее в Украине за последний год стало больше, ведь эти темы поднимаются в обществе, о них пытаются дискутировать, хотя и выходит покане очень. Или наоборот радикальные группы, как видим на примере ромов, агрессивно отстаивают свое право, даже не знаю на что... На невежество?

И то, и другое. И уровень толерантности увеличивается, и проявления дискриминации растут. Но у каждого явления есть свои причины. Люди становятся более образованными, более прогрессивными, читают другую литературу, статьи в интернете, смотрят в сторону Запада. Это повышает уровень толерантности. Общество становится открытым. С другой стороны, если говорить о дискриминации, проявления увеличиваются и правоохранительные органы фиксируют увеличение нетерпимости к ЛГБТ-сообществу, к нацменьшинствам — ромам, мы упоминали также и акты вандализма.