Непростые 90-е: про чокеры, лосины и вареные джинсы

Громадское продолжает серию публикаций, где вспоминает, что носили, что ели икак развлекались в90—е. Вовторой части читайтеободежде иаксессуарах.

Качество товаров не имелоникакого значения, главным был портрет: Бритни Спирс и Кристина Агилера, Backstreet Boys и молодой Леонардо Ди Каприо из фильма «Титаник». Коллаж: Настя Кориновская / Громадское

Евгений Спирин

Настя Кореновская

Накухне соседки заглядывают втелефон, внимательно листая страницы в Instagram:

—Этот скамнем!

—Амне сключиком нравится!

Они заказывают «чокеры»— украшения, популярные всередине 1990-х годов. Теперь одежда, обувь иаксессуары того времени кажутся странными, порой забавными: футболки сгероями фильма «Титаник», лосины кислотных цветов, сумки-кравчучки вклеточку, китайские кроссовки наплатформе размером сголову, кепки-блейзеры, джинсовые куртки, клеш итому подобное.

Громадское продолжает серию публикаций о 90-х годах. Вовторой части— ободежде иаксессуарах.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Непростые 90-е: оDendy, игры иатаку клонов

Рынки ичелночники

В1980-х, когда СССРуже почти ничего непроизводил—нитоваров, необходимых для повседневной жизни вроде средствгигиены, ниболее или менее модной одежды—способов одеваться ярко истильно было немного. Впрочем, можно было покупать вещи из-под полы— успекулянтов, или искать портниху, которая сошьет что-то изпопулярного журнала «Бурда Моден» (издавалсяна русском языке с марта 1987 года). Правда достать хорошую ткань тоже было непросто, иногда приходилось несколько месяцев «выстоять» вочереди.

Вконце концов, вещь после пошива могла иметь совсем другойвид, мало напоминающий то, что было на модели в журнале, ивсеже это было лучше, чем безразмерные платья-халаты условной фабрики «Красный трактор».

Коллаж: Настя Кореновская / Громадское

Распад Союза вначале 90-х открыл возможностьпредприимчивым гражданам заниматься частным бизнесом. Способствовало этому ивыгодное географическое расположение Украины— всамом центре Европы.

Появились тысячи челночников— людей, которые ездили вПольшу, Венгрию, Турцию задешевыми товарами: одеждой, бытовой техникой ивсем, чего стране нехватало.

Вбольших ималеньких городах образовались огромные стихийные базары. С лотков или просто наземле продавали многочисленные зарубежные «сокровища». Базар стал местом паломничества для взрослых идетей. Местом, где можно купить все. Заодеждой туда ходили семьями преимущественно ввыходной день. Чтоже можно было там найти?

Коллаж: Настя Кореновская / Громадское

«Мальвины» илосины

В90-х джинсовая одежда уже небыл такой роскошью, как десятилетием раньше. Дешевые китайские джинсы— «трубы» иклеш, широкие, узкие иразноцветные— можно было приобрести налюбом рынке.

Нафоне расцвета музыкальных субкультур особенно ценились «вареные» джинсы. Если достать такие неполучалось, обычные просто вываривались с помощью отбеливающего средства. В процессе отбеливания их также можно былозакручивать ирезать.

Самыми доступными были джинсы Mawin, или просто— «Мальвины». Они были вареными, апотому— модными.

Лейбл фирмы вышивался красными изелеными нитками направомкармане. Это считалось ихособенностью ивыглядело стильно. «Мальвины» имели характерный синий цвет сфиолетовым оттенком, атакже искусственно вытертые места.

Кроме оригинальной эмблемы, владельцы брюк нашивали напояс или карман лейблы других популярных иностранных брендов, таких как Gucci, Versace или Levi`s.

Шили «Мальвины» двух фасонов: прямые или узкие. Сначала появились прямые, они полностью повторяли фасон брендовых брюк, чуть позже, когда Mawin приобрели популярность, фирма выпустила собственную модель. Она отличалась высокой талией, широкими бедрами исужением книзу.

Необходимым атрибутом вгардеробе тогдашней леди были лосины (в18векеэта одежда была частью мужской военной формы, шили их изкожи лося), или леггинсы, или, как еще ихназывали— «дольчики» (отфирмы-производителя Dolci Calze).

Коллаж: Настя Кореновская / Громадское

Популярными лосинысделал Карл Лагерфельд в1990-х. Новаяивесьма откровеннаяоблегающаяодеждапришелся повкусу тогдашним поп-звездам. Кпримеру, певицам Мадонне иСандре. После нескольких шоу ифотосессий вмодных журналах, лосины стали мега-популярной частью женской одежды.

Набазарах были ряды слосинами налюбой вкус: черные, белые или кислотные, свысокой или низкой талией. Мужчины ихтоже иногда надевали— для езды навелосипеде.

Майки сДиКаприо, «шапка-носок» ицвета «вырви-глаз»

90-е породили множество поп-идолов, портреты которых сообразительные китайские производители клеили наодежду иаксессуары. Качество товаров неимелоникакого значения— главным тут был сам портрет: Бритни Спирс иКристина Агилера, Backstreet Boys имолодой Леонардо ДиКаприо изфильма «Титаник».

Подростки гордились иберегли синтетические балахоны спринтами The Prodigy, Onyx идругих популярных групп. Даже после физической смерти изношенногобалахона или дырявой футболки, «портрет» можно было вырезать ипришить, например, наспину джинсовой куртки.

Коллаж: Настя Кореновская / Громадское

Клипы с обожаемымизвездамиднем ​​и ночью крутились наMTV, аихпостеры появлялись впервых журналах для подростков— Cool иCool Girl. Вжурналах уже были статьи осексе, которые затем пересказывались изуст вуста. Позже вУкраине вышли всвет собственные тинейджерские журналы: ХЗМ, «Молоко» идр.

После появления безумно популярной группы Spice Girls, базары буквально завалили яркими туфлями навысоченных платформах. Привыкшие ксоветской серости люди наконец дорвались докислотных цветов итеперь, казалось, не представляли себе жизни без них. Оранжевый, салатовый, розовый— все они ласково назывались «вырви-глаз».

Свой вклад втогдашнюю моду сделал игангста-рэп, разновидность хип-хопа.Такие исполнители, как2Pac иNotorious B.I.G., пели о тяжелой жизни молодых преступников из афро-американских районов,выпускали альбомы набольших лейблах, MTV транслировало ихклипы, аманера одеваться так, как это делалихип-хоп звезды, докатилась и допостсоветских стран. Правда, здесь хип-хоп понимали по-своему.

Вмоду вошла «шапка-носок», широкие штаны, шляпы-пробки сназваниями исполнителей, атакже многочисленные кулоны, браслеты изначки сназваниями групп или какими-то странными фразами.

Мечта подростка

Кроме джинсов иджинсовых курток, вовторой половине 90-х вмоду вошли джинсовые комбинезоны. Мечта каждого подростка, смногочисленными карманами, —вкомбинезонах можно было и в школу ходить, иподеревьям лазить.

Спортивные костюмы перекочевали из80-х. Базары переполняли китайские подделки, сделанные изстранной ткани, которая нерастягивалась. Нагруди красовались надписиAbidas, Fula, Pima, Nkai ит.д. —намек на«фирменный» одежду.

Коллаж: Настя Кореновская / Громадское

Кспортивному костюму шла «дубленка» или дерматиновая куртка. Популярными среди молодежи были также «косухи» сбольшим количеством шипов или заклепок.

Всезон осень-зима носили «дутые» китайские пуховики или жатые плащи.

Юбки становились короче, иногда настолько, что ихназывали трусами.

Мужчинам повкусу пришлись свитера сорнаментом инадписями. Девушкиже намеренно растягивали такие свитера иносили ихслосинами.

Невероятно популярными были джинсы-клеш. Чем больше диаметр клеша— тем лучше.

Коллаж: Настя Кореновская / Громадское

Популярными также были цветные резинки для волоси, конечно, легендарные чокеры— украшение, которое плотно прилегает кшее. Вмире моды они известны давно, еще с началаХХ века. Опять вспомнили оних после Второй мировой войны. Ихносили культовые звезды кино — Мэрилин Монро, Софи Лорен, Бриджит Бардо идр.

С1980-х черные кожаные чокеры, украшенные шипами, цепями иметаллическими заклепками становятся атрибутом неформальных молодежных субкультур. Ав90-е изпровокационного чокер превратился вмассовый аксессуар.

Так 90-е научили нас изобретательности, умению перерабатывать вещи исочетатьто, что совместить нельзя. Ипока мода возвращает лучшее изтех лет, можно заказать чокер ипонять, что сегодняшние 25-30- летние— это самые счастливые люди изтех, что жили в90-е.

Коллаж: Настя Кореновская / Громадское