Непростые 90-е: про Dendy, игры и атаку клонов
Возле метро «Арсенальная» парень на гироскутерегромко кричит и дергает маму за руку: «Ну купи мне, купи, я хочу» и показывает пальцем на маленький лоток.
Коллаж: Hromadske / Настя Кориновская
Евгений Спирин
Возле метро «Арсенальная» в Киеве парень на гироскутерегромко кричит и дергает маму за руку: «Ну купи мне, купи, я хочу!» и показывает пальцем на маленький лоток.
На нем лежат разноцветные треугольники с подшипником в середине — это «спиннеры», объект многочисленных шуток и фотожаб. («Спиннер» — самая популярная детская игрушка этого лета.)
Громадское начинает серию публикаций, в которой вспоминает, чем играли, во что одевались, как развлекались и что ели в 90-е. В первойчасти мы расскажем об игровойконсоли— «приставке» для телевизоров.
Под флагом Китая
Детство в 1990-х проходило под флагом Китая: после распада СССР на замену советским игрушкам, пришли очень странные китайские «новинки»: цветные пружины, которые можно пускать по лестнице, липкие шарики, которые прилипали к потолку и стенам, роботы-мутанты, трансформеры.
Резиновые «прыгуны», тетрис, позже — карманные «тамагочи», которые перевернули представления об уходе и заботе за домашними животными.
Но самой желанной была игровая приставка — маленькая шкатулка, которая в паре с телевизором позволяла играть в тысячи видеоигр.
История видеоигр в Советском союзе, а потом и в Украине, началась еще в 80-е годы с копированияпопулярной на Западе Pong-консоли. На черном экране двигались два прямоугольника, а между ними — шарик. Таким образом имитировалась игра в теннис.
Такие приставки назывались «Электроника видеоспорт» и производились на Львовском заводе имени Ленина в 1980 году. Но мало кто мог их купить, так как они стоили 100 рублей, что составляло среднюю зарплату по тем временам.
Электронная приставка «Электроника видеоспорт»
Позже популярность приобрели портативные видеоигры «Электроника». Их было несколько разновидностей: волк и яйца, повар, гонки, или морские приключения — всего около 50. Все эти игры были точной копией Nintendo Game & Watch и DigiCase (портативные электронные игры с ЖК-экраном).
Советская инженерия скопировала все: начиная от дизайна и заканчивая «сюжетом». Некоторые предприятия выпускали эти консоли до середины 90-х.
Советская игра (слева), оригинальная игра от Nintendo (справа)
Настоящимбумом, который вызвал фанатскоебезумие, стали приставки с 8-битными играми, самой популярной среди которых была Dendy.
Nintendo вСНГ
Ни в Украине, ни в России, нигде на постсоветском пространстве легально не продавались приставки Nintendo, которые были популярны в США и Японии в 80-х годах.
В начале 90-х первые торговцы — «челночники», которые ездили в Польшу за экзотическими для страны товарами, завезли в Россию клон приставки NES (Nintendo Entertainment System), который назывался Pegasus. Это классическая игровая консоль, которая была известна в Польше, Сербии и Боснии в конце 80-х.
Консоль Pegasus Коллаж: Hromadske / Настя Кориновская
Сама NES — известная как Family Computer, или просто «Фамиком», была представлена еще в 1985 году.
Итак, после того, как Pegasus попала в РФ, фирма Steepler (Стиплер— российская IT-компания), которая занималась цифровыми разработками, заинтересовалась игрой.
В Тайване, где производили бесконечные клоны «Фамиком», которые в народе получили название «Аппаратные клоны Nintendo Entertainment System», договорились с тайваньской компанией TXC Corporation. Именно она производила приставки Micro Genius, которые также были клоном NES. Впрочем,все было клоном NES.
«Фамиком», оригинальная приставка
Для того, чтобы избежать конкуренции с другими «кустарными» производителями видеоигр, Steepler придумывают бренд Dendy, логотипом которого становится серыйслоненок.
Dendy Junior один в один похожа на Famicom
Для этого создается миф о лицензионности: на коробки с клонами и подделками цепляют наклейки «Только для «Денди», картриджи с играми пакуют в картонные боксы, а на самих приставках появляются голографические картинки.
Коробка для картриджа от «Денди»
Компания запускает масштабную рекламу на телевидении. У«Денди» выходит вирусный ролик, в котором слоненок бегает среди графических объектов, а голос на заднем фоне поет: «Денди, Денди, все любят Денди, Денди — играют все!».
Что такое «Денди», и почему все в него играют, в ролике не говорится, но рекламалегко запоминается. Так начинается неистовый бум на видеоприставки, прибыль Steepler быстро растет и достигает миллионов долларов, а в «Денди» действительно играют все.
Позжеодин из основателей фирмы рассказывал, что в те времена офис компании был завален коробками: в половине были, собственно, приставки, а в другой половине —доллары наличными.
Жми, пока не пройдешь
Рынок заполняют китайские, тайванские, и худшие — малазийские «Аппаратные клоны Nintendo Entertainment System». Тысячи детей играют в «Super Mario», «Super Contra 6», «Batlle Toads 3», они ломают джойстики и не знают, что таких игр просто не существует.
Все эти игры, несмотря на «лицензию» «Денди», это подделки, в которых может и не быть логического завершения игры, а обложка и название не совпадают с оригиналом на «Nintendo». Производители иногдавспоминали об авторском праве, поэтому иногда, размещали на желтыхкартриджах забавные рисунки.
Китайский рисунок на пиратской копии игры Duck Tales
Картриджи меняли на обычном рынке, поскольку новые стоили слишком дорого. Например, «Парк Юрского периода» в 1997 году стоил 30 гривен, при зарплате врача в 250 гривен.
Поэтому процветали «обменные пункты»: где с доплатой в несколько гривен можно было обменять свой катридж на другой.
Главной коллективной игрой был «Мортал-Комбат». В бывшем «Универсаме» в Луганске поиграть в эту «мечту» можно было за 5 копеек в минуту.
Также получить новую игру можно было, обменявшись картриджами с друзьями. Интересные и дорогие картриджи покупали вскладчину и играли у кого-то домаили по очереди.
Коллаж: Hromadske / Настя Кориновская
«Кинескоп посадишь»
Чтобы узнать тайные коды и баги в играх — а их было достаточно, поскольку картриджи были «ломаными»,— покупались журналы.
Steepler вкладывала деньги в несколько ТВ-программ и журнал «Денди» со слоганом «Новая реальность».
Китайские «пираты» оказались самыми жестокими разрушителями детских мечтаний. Например, на рынке была игра «Battletoads 3». И сколько бы мы не искали первую часть — ее нигде не было. Со временем эти поиски оброслимифами и легендами. В чем секрет? Оказывается, что этой «первой части» никогда не существовало, поскольку «пираты», чтобы не получить иск от правообладателей, просто добавляли к названию цифру и перерисовывали обложку. С играми «Чип и Дейл», «Супер контра» была та же история.
Тайваньские и китайские картриджи работали неправильно
Вокруг самой консоли существовали свои поверья и предрассудки. В самом распространенном из них говорилось о том, что нельзя играть на цветном телевизоре, потому что из-за этого якобы сломается кинескоп. При этом было очень много игр на основе «Тетрис», где нужно было составлять блоки по цветам. Яркий пример —«Доктор Марио» с разноцветными таблетками.
Чтобы не «посадить кинескоп», разрешалось играть только на черно-белом телевизоре, и составлять на нем цветные таблетки, особенно под тот «незабываемый» саундтрек, было еще тем испытанием.
Игра «Доктор марио»
Самая ужаснаяистория была с игрой «Черепашки-ниндзя 3». Картридж продавался только в фирменном магазине «Денди», стоил космических денег и обещал интересный квест с драками.
И когда после многочисленных мытарств и тысяч попыток удавалось добраться до главного босса — Шредера —убить его было просто невозможно. Он мигал, падал, но никак не хотел умирать, и при этом убивал тебя чуть ли не с первого удара.
Каждый подросток думал, что плохо играет, и часами пытался снова и снова победитьШредера. Но он так и оставался непобедимым, пока не выяснилось, что эта игра имеет защиту компании «Konami», которая разработала оригинальную версию. Ее невозможно было скопировать, чтобы она не стала «сломанной». Китайскихразработчиков не беспокоили страдания подростков, поэтому на рынок СНГ попала игра, которую невозможно было пройти.
Коллаж: Hromadske / Настя Кориновская
Атака клонов
Когда предприниматели увидели успех «Денди», количество «АппаратныхклоновNintendo Entertainment System» выросло. На рынке появились Lifa, Rambo, BTи другие приставки со странными названиями.
Самыми смешными были коробки с «трудностями перевода». Например, была приставка «Отличительный93». Что это означало — известно только производителям.
Китайская приставка с «трудностями перевода»
Были приставки с впаянными джойстиками, с какими-то антеннами, в виде авто, в виде пожарной машины. Но все они производились в Китае или Тайване, и поэтому не работали как следует. А дети 90-х не знали «как нужно», с удовольствием нажимали на кнопки, теряя по 10 часовв день, чтобы пройти игру, которая не имеет завершения.
Уже в апреле 1995 года «Денди» заключила соглашение с китайской компанией Subor, на тот момент — известным производителем «Фамиклон» в Китае. В результате в СНГ начали завозить две модели от Subor.
Одна из моделей «Сюбор»
«Сюбор» был второсортным «Денди» —для тех, у кого не хватило денег на «оригинальную» приставку.
Хотя сейчас понятно, что это лишь результат сотрудничества одной пиратской конторы изРФ с другой,из Китая, и не могло быть и речи о каком-либо качестве.
Вслед за «Денди» шла компания «Битман». Здесь также даже не задумывались о том, чтобы купить лицензионную продукцию, поэтому скупали подделки на Тайване и просто перепаковывали в свои коробки. Компания продавала клоны NES, Mega Drive, а также копию карманного Game Boy.
Game Boy от «Битман»
Lamport, дочерняя компания Steepler, в 1995 году разработала приставку Kenga. И хотя это были те же тайваньские копии, но компания рекламировала устройства, как высоконадежные, качественные и оригинальные. В Kenga, символом которой стало маленькое кенгуру, был свой клуб с карточками, а среди владельцев карт «разыгрывали» по 500 долларов ежемесячно. Конечно,все это было выдумкой.
«Кенга» также производилась вТайване и была клоном NES
Закат империи
Кроме 8-битных приставок «Денди» с 1994 года продавала 16-битную Super Nintendo и также очень дорогие, а потому мало кому доступныеприставки на дисках, например, Sega CD.
Стоили они от 400 до 1500 долларов.Дисков с играми к ним найти было практически невозможно, продавались эти приставки только в Москве.
Во второй половине 90-х 16-битные Sega Mega Drive были уже не такими недосягаемыми, поскольку упали в цене. Впоследствии появились Sony PlayStation. Но даже те дети, родители которых не могли раскошелиться на новинку, получили возможность играть в них в специальных клубах.8-битные приставки постепенно теряли популярность, они сталинеинтересными и устаревшими.
Sega Mega Drive 2
Что же произошло с фирмой Steepler, которая придумала «Денди»? Дело в том, что в 1994 году фирма заключила контракт с Государственной думой РФ на разработку электронного оборудования. Но у чиновниковиз Федерального агентства государственной связи былисвои интересы в этомконтракте. Менеджерам Stеepler мягко намекнули, что не стоит влезать в многомиллионную сделку, но они не послушались. Через несколько месяцев один из них попал в ДТП, на второго совершили покушение возле собственного дома, других запугивали и угрожали убийством.
Стенд компании на выставке в середине 90-х
Постепенно для компании настали трудные времена: закрылись банки, где хранились деньги Stеepler, а в конце 97-года компания развалилась.
Что касается самих консолей, то уже в наше время они переживают «второе рождение». На китайских сайтах продают множество клонов, в которые уже встроены различные игры.
Причем есть клоныкак тех самых приставок, так икарманныхсо слотом под SD-карту, на которую можно загрузить хоть тысячу игр.
Вернуться в детство можно и с помощью современного компьютера: достаточно скачать программу-эмулятор и собственно игры.