«Нет, России не видно», — репортаж из Аляски

Аляска интригует. Конечно, не только из—за белых медведей и полярных ночей. Территория, которую 150 лет назад Россия продала США, как бы намекает, что может произойти, если частью земли, так похожей на Сибирь, управлять совершенно иначе. Этот видеоблог и фоторепортаж Наталья Гуменюк привезла из города Анкоридж и его окрестностей.

Видео на украинском языке

На Аляску журналистку Громадкого пригласили на семинар о неравенстве в мире, в частности то, как современную политику определяет разрыв в качестве жизни в мегаполисах и селах. Аляска — место не случайное: это один из самых богатых штатов в США — нефти и природного газа здесь почти столько же, как на Аравийском полуострове, но здесь почти нет дорог, во многих поселках до сих пор нет водопровода, а почти в трети населенных пунктах не существует полиции.

Царская Россия продала Аляску Соединенным Штатам в 1867 году за $7,3 млн золотом — $4,74 за квадратный километр. После Крымской войны 1853-1856 годов стало понятно, что российские границы на востоке совершенно незащищенные, поэтому землю можно просто потерять. Однако в то время Россия не контролировала всю территорию, американцы существенно расширили границы Аляски на восток. Сейчас это самый большой штат — размером почти в три Украины. Но «штатом» территория стала лишь в 1959-м, а до этого была округом.

Горы, ледники, березовые рощи, водопад. Туристов здесь много, но сверхпопулярной Аляске стать сложно из-за того, что путешествовать там дорого. Расстояния такие, что дорог между городами и городками фактически не существует. Те, что есть, прежде всего соединяют в пределах города с пригородами, которые сосредоточенны на юго-западе.

АляскаНаталья Гуменюк/Громадское
АляскаНаталья Гуменюк/Громадское

Передвигаются здесь преимущественно самолетами. Местный перелет внутри штата — вещь недешевая, и в среднем обойдется в $300 в обе стороны. Местную железную дорогу также сложно назвать «общественным транспортом». Поезд курсирует прежде всего для тех, кто хочет насладиться пейзажами.

Анкоридж — крупнейший город Аляски, где проживает треть из 730 тыс. жителей штата. На первый взгляд кажется, что в городе куда больше автомобилей (очень и очень крупных), чем людей. Аляска чем-то похожа на американскую глубинку.

Медведей и лосей можно также встретить на окраине города, однако это не слишком безопасно. Alaska Wildlife Conservation Center — заповедник живой природы вблизи Гирдвуда. Сюда привозят животных, которые были ранены или детенышей, которые остались без родителей и не смогли бы сами выжить в дикой природе. Это гризли, черные медведи, бизоны, дикобразы и, конечно, лоси и олени.

В Аляске самый большой, чем в других штатах США, процент коренного населения — 20%. Преимущественно это индейцы (атапаски, хайда, тлинкины, цимшианы), а также эскимосы и алеуты. А еще 20 официальных языков: инупиак, сибирский юпик, алютик, алеутский и другие. Существует две крупнейшие языковые семьи — атабаская, напоминает язык, на котором говорят в Гренландии, а также похожие на языки эскимосов Сибири. Многие из коренных жителей запада Аляски (преимущественно алеутов) вспоминают, что их бабушки также свободно говорили по-английски. Эскимосов Аляски и России до сих пор связывают семьи. Узкая часть Берингового пролива — 86 км, тогда как расстояние между островами Ратманова (РФ) и Крузенштерна (США) — 4 км.

Коренное население получает настоящее политическое представительство только в эти годы. На протяжении веков индейцы и эскимосы были униженными.

Ниже — увеличенная фотография из старого учебника в музее Анкориджа, которая, по сути, является примером стоп-фейка. Объясняется, что, несмотря на трудные зимы, случаев каннибализма — как это написано в книге — у коренных народов не было зафиксировано. Тогда как вместо сконструированных характеристик бедности описывается феномен «потлач» — праздники показательного обмена подарками и даже уничтожения вещей, распространенные среди американских индейцев, которые в ХIX веке в США и Канаде были запрещены.

Наталья Гуменюк/Громадское

В целом же экономика Аляски во многом остается колониальной: здесь почти нет производства. Полезные ископаемые, древесину, железо, золото, цинк, почти все вывозят в остальные штаты США, а импортируют готовые товары, которые дороже среднеамериканских. Однако и заработная плата здесь выше.

Среди коренных народов немало состоятельных совладельцев кооперативов. Когда во второй половине ХХ века на Аляске стали добывать нефть, США должны были решить вопрос собственности на землю с коренными народами, и многие территории были выкуплены. Деньги общины инвестировали, в том числе, и на биржах.

Об остальной часте страны на Аляске говорят: «Поехать в США». Природа, в частности — растительность, чрезвычайно напоминают сибирскую. Но если хорошенько присмотреться, Аляска куда более похожа на некий арктический Техас.

АляскаНаталья Гуменюк/Громадское
АляскаНаталья Гуменюк/Громадское