«Никто никуда не едет»: чем живут блокадники и кто против них?
На редут «Запорожье» в Бахмуте мы приезжаем поздно вечером.
Константин Реуцкий
РЕДУТ «ЗАПОРОЖЬЕ». БАХМУТ
На редут «Запорожье» в Бахмуте мы приезжаем поздно вечером. Здесь протестующие заблокировали железнодорожную ветку, по которой до 2 февраля двигались грузовые составы с оккупированной Горловки до Лимана и обратно. Нас предупредили, что ночью на редуте почти никого нет: «бродят несколько алкоголиков». Но на месте мы застаем около двух десятков мужчин. Пьяных ни там, ни позже на других редутах мы не нашли — по словам «командиров», у них строгий сухой закон.
Несколько человек греются около костера, пылающего в металлической бочке. Другие отдыхают в палатках. Шестеро — охраняют периметр лагеря и железнодорожные пути.
Ночное дежурство на редуте «Запорожье» в Бахмуте Донецкой области
Журналистам здесь не очень доверяют, но и не гонят. Знакомимся, говорим о разном. Среди «блокадников» — демобилизованные бойцы добробатов, волонтеры, помогающие как военным, так и жителям прифронтовых районов, активисты.
Местные приходят днем. Приносят вещи, продукты, инструменты. Помогают обустраивать лагерь. Но ночью здесь дежурят только приезжие. Некоторые прибывают на несколько дней. Другие провели здесь уже месяц и намерены остаться «до победы». Она наступит, со слов протестующих, после выполнения трех их требований: освобождение боевиками всех военнопленных, прекращение всякой торговли с оккупированными территориями и принятия украинским парламентом закона, определяющего статус контролируемых боевиками районов Донбасса.
Один из главных спикеров протестующих, нардеп Владимир Парасюк, уверен, что вести переговоры по освобождению украинских военнопленных должен непосредственно Ринат Ахметов:
«Если он смог договориться о работе там своих предприятий, то сможет договориться и об освобождении пленников».
По словам Парасюка, люди Ахметова пытаются вступить в коммуникацию со штабом блокады, предлагая компромиссы. Но штаб будет готов начать переговоры только после того, как боевики без каких-либо дополнительных условий освободят не менее 20 военнопленных.
Некоторые активисты приезжают на несколько дней, другие провели здесь уже месяц и намерены остаться «до победы»
Как выяснилось, для остановки поставок на предприятия самого богатого человека страны достаточно проволокой примотать к рельсам несколько бревен. У этого препятствия стоит локомотив, двигатель которого постоянно работает, а в его кабине посменно дежурят машинист и помощник.
В сторону Горловки путь свободен, но «блокадники» запрещают локомотиву поехать. Говорят, что при попытке начать движение, несмотря на запрет, они намерены забросать тепловоз бутылками с зажигательной смесью. Правда, через 2 дня после успешной полицейской операции по разблокированию грузового состава в Золотом, заявления бахмутских «блокадников» будут звучать уже не так безапелляционно.
При любой попытки локомотива поехать по свободной от препятствий ветви в сторону Горловки «блокадники» обещают забросать его «коктейлями Молотова»
К редуту подъезжают машины с вещами для протестующих: спальники, лопаты, дрова. Мы знакомимся с семьей переселенцев из оккупированной части Луганщины, владельцами небольшого кафе в Бахмуте, которые готовят для «блокадников» пищу. Они объясняют свое участие желанием скорейшего прекращения войны и изменением системы управления государством, которая, по их словам, так и не состоялась после Евромайдан. Некоторые из местных активистов настроены еще более радикально, чем протестующие из других городов. Для них показатель провала реформ - мэр Бахмута, бывший регионал Рева, который бессменно руководит городом уже 25 лет.
Действия протестующих нарушают как минимум три статьи Уголовного кодекса. Чтобы понять, как местные полицейские реагируют на эти преступления, открыты и расследуются лидела по этим фактам, мы попытались встретиться с исполняющим обязанности начальника Бахмутского управления полиции Юрием Поповым. Он отказался комментировать ситуацию, отправив нас в Мариуполь, в центр по связям с общественностью полиции Донецкой области.
РЕДУТ «ИМЕНИ 16-го батальона»
С Бахмута едем на южную окраину Торецкая. Здесь, на станции Кривой Торец, протестующие перекрыли движение на железнодорожной ветке из оккупированной Ясиноватой до Константиновки.
И здесь, и в Бахмуте не пропускаются только грузовые поезда, идуще через линию разграничения. Внутриобластные пассажирские поезда беспрепятственно курсируют на обеих ветках. Не препятствуют активисты транспортной блокады и движения составов с углем, который добывается на контролируемой части Донбасса. Например, грузовые поезда с Торецкая свободно идут до Константиновки.
За два дня до нашего приезда на редут в Кривом Торце было совершено нападение. Против пятнадцати протестующих, по их же словам, вышло около пятидесяти молодых людей в медицинских масках.
«Блокадники» утверждают, что нападавшие не были местными - их привезли и потом забрали на автобусах. Затеяв драку возле палаточного лагеря, они попытались «украсть» поезд, «арестованный» протестующими 10 февраля. Сделать это им не позволили «блокадники». Трое активистов, оборонявшие редут, получили травмы различной степени тяжести. Здесь уверены, что нападавшие были наняты полицейским руководством. Заявлений в полицию потерпевшие не подавали - не верят в объективность расследования.
Жители палаточного лагеря рассказали о нападении на редут и попытку нападающих «похитить» поезд, «арестованный» протестующими в феврале.
Примерно треть местных, с кем нам удалось пообщаться, высказались в поддержку блокады. Местные общественные активисты и в Бахмуте, и в Торецке, и в Лисичанске практически единодушны в этой поддержке.
О пользу необходимости блокады говорят и представители тех групп, которых непосредственно касаются ее негативные последствия. Например, некоторые железнодорожники в Бахмуте и Кривых Торцах. Признавая, что в результате их ждут простой и сокращения зарплат, они назвали торговлю с оккупированными территориями недопустимой.
Противников блокады больше, но и в их комментариях нет ненависти к протестующим.
РЕДУТ «БОГДАН»
Едем дальше. Попасть на отдаленные редуты - «Богдан» и «Имени 16-го батальона» не так уж и просто: ко всем, кто едет в этих направлениях, со стороны полиции и Нацгвардии - особое внимание. Журналисты - деликатная категория. Наши данные просто записывают в тетрадь и докладывают «наверх» о приезде съемочной группы. Процедура длится дольше, чем на других блокпостах в АТО, и особых проблем не возникает.
Однако большинство активистов блокады утверждает, что их тщательно осматривают, переписывают идентификаторы телефонов и фотографируют с паспортами.
За день до нашего приезда в редуте «Богдан», расположенном на окраине Горского, под мостом, в десяти метрах от палатки «блокадников» полицейские нашли взрывчатку. Утром 4 марта территорию вокруг редута окружили, по словам активистов блокады, несколько десятков вооруженных автоматами полицейских. Движение по автомобильному мосту между Карпатским и Золотым перекрыли.
В десяти метрах от палатки «блокадников» на редуте «Богдан» на окраине Горного в Луганской области полицейские нашли взрывчатку
«Блокадники» утверждают, что полицейские сослались на анонимное обращение местных жителей о минировании опор автомобильного моста и направились к месту, где и нашли ящик с взрывчаткой и патронами. На сайте луганской милиции анонимное сообщение о заминировании прямо не упоминается, но есть отсылки к информации, что проходил осмотр территории возле моста и палаток, который проводила «следственно-оперативная группа».
Мы хотели поговорить об этом с начальником Попаснянского районного отдела полиции. Но он сообщил, что комментировать ситуацию им запретил прокурор.
Зато блокадники утверждают, что взрывчатку на территорию вблизи редута подбросили сами правоохранители. Это стало основанием для обыска палаточного лагеря, во время которого полицейские не нашли ничего противозаконного, но воспользовались суматохой активистов блокады и отбуксировали в депо задержаный ранее железнодорожный состав.
«Блокадники» не считают событие поражением и говорят, что «похищение» полицейскими поезда не вредит целям блокады.
Дело в том, что восстановить железнодорожное сообщение на этом участке невозможно без проведения ремонта полотна - недавно в двухстах метрах от редута неустановленными лицами был срезан полутораметровый фрагмент рельсы. Представители штаба блокады, загадочно улыбаясь, отрицают свою причастность к этой акции, говоря, что это сделали «неизвестные патриоты, которые им сочувствуют».
ЕЩЕ ОДИН РЕДУТ?
Незаблокированной остается железнодорожная ветка, тянущаяся из оккупированного Луганска в Счастье. Ею краснодонский уголь доставляется на Луганскую ТЭС. Объемы перевозок малы по сравнению с другими железнодорожными ветками и единственный потребитель топлива - электростанция, дает энергию для неоккупированного севера Луганщины. Именно поэтому планов перекрытия этой ветви нет, - остановка станции может стать катастрофой для области. Так нам говорят в Лисичанском штабе блокады.
Владимир Парасюк не так категоричен: он считает, что блокирование возможно, и такой сценарий обсуждается лидерами протеста.
В общем, Парасюк, и другой народный депутат Семен Семенченко - частые гости на редутах. Они пытаются быть главными спикерами и щедро раздают комментарии журналистам. Однако называть их лидерами блокады так же некорректно, как некорректно было зимой 2014-го называть тройку лидеров тогдашней оппозиции «лидерами евромайдана». Для протестующих они скорее представители их интересов в Раде и правительстве. Например, координатор редута «Имени 16-го батальона» с позывным «Сильвер» объясняет нам, что у участников блокады нет формальных лидеров и четкой иерархии, все решения принимаются коллегиально - штабом блокады.
Сможет ли блокада, обнажая ряд серьезных проблем в сфере экономики и энергетической безопасности, катализировать реформы и способствовать формированию соответствующих государственных стратегий, или она приведет страну к коллапсу - это зависит от способности сторон конфликта идти на компромиссы и готовности их действовать в интересах всего общества.
СТАНЕТ АВДЕЕВКА ГОРОДОМ ПРИЗРАКОМ?
В этот же день в Авдеевке мы встречаемся с директором коксохимического завода, входящего в Ахметовскийхолдинг «Метинвест», Мусой Магомедовым. Он предлагает нам посмотреть на блокаду под другим углом. Оставшись без поставок дешевого сырья из шахт «Метинвеста», работающих на оккупированных территориях, предприятие (от которого, без преувеличения, зависит судьба двадцатитысячного города) уже сегодня на 20% сократило объемы производства продукции. Это привело к пропорциональному сокращению объемов производства и на главном заводе-потребителеавдеевского коксохима - мариупольском металлургическом комбинате «Ильича».
Альтернативноесырье, по словам Магомедова, обходится в три раза дороже и делает продукцию завода неконкурентоспособной. Пока предприятие продолжает работать в убыток, но объемы производства будут еще сокращаться.
Влияют на производительность предприятия и перебои с поставками электроэнергии - сейчас основной объем энергии завод получает из Зуевской электростанции, находящейся под контролем боевиков «ДНР». Они препятствуют, по словам Магомедова, ремонту линии электропередач, питающей коксохим.
Первые 200 из 4 тысяч рабочих завода уже отправлены в неоплачиваемые отпуска и этот процесс будет продолжаться. Запаса мощности завода хватит на несколько месяцев, после чего, если поставки не возобновятся, он может быть законсервирован. В случае же остановки коксохима Авдеевка очень быстро превратится в город-призрак.
Магомедов не верит в успех переговоров с лидерами блокады, считая, что их интересует только собственный «пиар», а не судьбы авдеевцев, мариупольцев и украинских граждан, оставшихся на оккупированных территориях.