Новое районирование Украины. Куда теперь ехать за справкой и как будут распределяться деньги

Верховная Рада поддержала проект постановления о ликвидации 490 районов и создании новых 136. Накануне люди перекрыли дороги и устроили под Верховной Радой акцию протеста. Они сетуют на то, что в новом разделении районов не учитывают их интересы, теперь в громады не будут поступать деньги, они потеряют культуру и самобытность, в управлении будет хаос, а за справкой надо будет ехать несколько часов до районного центра. hromadske рассказывает, действительно ли всё так плохо.

Зачем сократили количество районов?

Это часть реформы децентрализации. На первом ее этапе создали объединенные территориальные громады. Потом — укрупнили районы. По такому порядку должны состояться местные выборы, которые назначены на 25 октября.

Правда, для того, чтобы реформа заработала на полную, нужны изменения в Конституции, по которым внедряется институт префектов вместо райгосадминистраций. Его цель — контроль конституционности и законности решений органов местного самоуправления. Префект не должен зависеть от местных политических элит. И его должен назначать и увольнять Кабмин, поскольку префекты — это часть исполнительной власти. Хотя в предложенных Зеленским изменениях в Конституцию вертикаль префектов — в подчинении президента.

Кто решил, как будут поделены районы?

Границы районов устанавливаются по внешней границе территорий сельских, поселковых, городских территориальных громад, входящих в состав района.

В 2019 году в Министерстве регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины разработали методику, по которой должно состояться укрупнение районов. Среди главных критериев: в новом районе должно жить минимум 150 тысяч человек; его центр — самый большой город, что также является географическим центром, а расстояние до него из любой точки района не превышает 60 километров; компактность, географическая целостность и неразрывность территории.

Как мы теперь будем голосовать?

В тех районах, которые ликвидировали, райсоветы не будут выбирать. Зато будут избирать 1470 голов громад, 136 районных советов и 22 областные советы. Выборы в областные советы Донецкой и Луганской областей пока проводить не будут.

Как объясняет гражданская сеть «ОПОРА», выборы местных депутатов пройдут в территориальных избирательных округах, на которые будет разделен город, район или область. Партия будет формировать два типа списков кандидатов. Один — общий. В него будут входить все кандидаты, которых выдвинула партия. Он называется единым избирательным списком. Предполагается, что будет существовать несколько отдельных списков для территориальных избирательных округов.

В бюллетене будет перечень партий и нескольких кандидатов, которых выдвинет каждая политическая сила в территориальном избирательном округе. Избирателю надо будет выбрать партию, за которую он голосует, и кандидата из списка. Избиратели из одного города, что принадлежат к различным территориальных избирательным округам, будут иметь одинаковый перечень партий, но разный список кандидатов, которых эти партии выдвинули.

Как на места теперь будут поступать деньги? Их точно не станет меньше?

15 июля депутаты приняли в первом чтении законопроект №3614. Он предусматривает, что 60% налога на доход физических лиц должны оставаться в громаде. Сельские, поселковые, городские бюджеты больше не будут зависеть от района — деньги громадам будут выделять напрямую из госбюджета. Субвенции и дотации также будут поступать сразу в громады.

Куда теперь ехать за справкой?

Те услуги, которые люди получали на уровне районного центра, теперь будут доступны в местных центрах предоставления административных услуг (ЦПАУ). Сегодня 767 громад их не имеют. Но, по планам, через два года сеть ЦПАУ в громадах должна расшириться. Также они планируют усовершенствовать систему центров, чтобы люди могли решать там административные, коммунальные, социальные вопросы; чтобы там работали представители центральных органов исполнительной власти, территориальных подразделений.

Прокуратура, суд, органы налогового контроля, казначейство должны быть расположены в районном центре. Впрочем, по словам главы правления Центра политико-правовых реформ Игоря Колиушко, если район состоит из нескольких территорий с равноправными центрами, органы исполнительной власти можно распределять между городами.

Проблема может возникнуть, если вы, например, захотите поехать на общественные обсуждения в районный совет, расположенный в сотне километров от вашей громады.

А как теперь попасть в больницу?

Сначала районные больницы (как и остальные объекты: театры, кинотеатры, интернаты) должны подчиняться районным советам. Позже их должны передать на баланс громад.

Госпитальных округов, опорных школ и больниц новое районирование не касается. Если в районе, который уменьшается по размеру, есть важный объект инфраструктуры, его не будут закрывать. На уровне каждой объединенной территориальной громады также должен быть центр медицинской помощи.