Ни денег, ни документов: почему за три месяца освобожденным из плена боевиков украинцам так и не помогли
Со времени большого обмена пленными прошло уже три месяца. За это время освобожденные из плена так и не получили обещанной помощи от государства. Тогда, 27 декабря 2017 года, людям пообещали и реабилитацию, и денежную помощь, и содействие в восстановлении документов.
Анна Тохмахчи, Игорь Шевчук
Со времени большого обмена пленными прошло уже три месяца. За это время освобожденные из плена так и не получили обещанной помощи от государства. Тогда, 27 декабря 2017 года, людям пообещали и реабилитацию, и денежную помощь, и содействие в восстановлении документов.
В частности, министр социальной политики Андрей Рева распорядился, чтобы им выплатили по 100 тыс. гривен финансовой помощи. Месяц назад в министерстве нам объясняли, что сначала нужно установить, действительно ли освобожденные нуждаются в такой помощи.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Освобожденные от опеки: как государство помогает украинцам, которые вернулись из плена «ДНР» и «ЛНР»
Бывшие пленники до сих пор жалуются, что не могут восстановить документы и просят о помощи в соцсетях. Громадское снова спросило у чиновников — почему так происходит?
Справка: был в плену
Процедура получения денежной помощи осталась неизменной —сначала нужно восстановить утраченные документы, а затем обратиться за помощью. В то же время нужно доказать, что действительно в ней нуждаешься. Без документов на любую социальную помощь можно не рассчитывать. Из 74 лиц, освобожденных 27 декабря, 28 человек жили раньше на неподконтрольных территориях, 12 гражданских не имели документов.
Процедура восстановления документов в настоящее время у разных людей на разных стадиях, ведь этот процесс зависит и от миграционной службы, и от человеческого фактора.
К примеру, Александр Канарский — житель оккупированного Шахтерска, который провел в плену почти три года, решил остаться жить и работать в Киеве. За три месяца из документов, которых у него не былововсе, ему удалось восстановить лишь идентификационный код. Еще есть справка от Службы безопасности Украиныо том, что он был в плену, а вот паспорта все еще нет. Канарскийнеофициально устроился в Киеве, зарплата у него небольшая. Восстанавливать документы надо в Мариуполе.
«Зарплата небольшая, хватает только на питание, снимаю койко-место в квартире на Троещине за 2000 гривен. Вот на это сейчас реально не хватает денег. Впереди еще поездка в Мариуполь на судебное заседание для подтверждения личности, чтобы суд вынес решение для выдачи мне документов. Прошу всех неравнодушных помочь материально»,— просит он.
Каждый, кто уехал снеподконтрольных правительству Украины территорийи рассчитывает напомощь государства, должен получить справку переселенца. Сложность в том, что один документ без другого не выдают, получается замкнутый круг.
В офисе уполномоченного президента по вопросам реабилитации участников АТО, который занимался помощью освобожденным из плена, уверяют, что ситуация под контролем, но задержки все же есть:
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:«Все еще изучаем потребности»: кто и как помогает освобожденным из плена украинцам
«Звоним в миграционные службы, спрашиваем, что с документами, когда происходят задержки. Это сложная структура, все зависит еще и от региона, где восстанавливают документы. Пытаемся их торопить, звоним еще», —поясняет Громадскому руководитель офиса Наталия Зарецкая.
Освобожденные из плена боевиков так называемой «ДНР» украинские военные получают новую военную форму, Донецкая область, 27 декабря 2017.Фото: Владимир Гонтарь / УНИАН
Обещанные 100 тыс. гривени спецпроверка
Никто из освобожденных до сих пор не получил 100 тыс.гривен, которые сначала обещал премьер-министр Владимир Гройсман, а затем и министр соцполитики Андрей Рева. До последнего времени чиновники не могли определиться даже, кто должен эту помощь выплачивать.
Сначала эту обязанность возложили на Министерство соцполитики, но Кабинет министров 16 марта отредактировал постановление. Теперь деньги должно платить Министерство по вопросам временно оккупированных территорий и перемещенных лиц, принимая из госбюджета по программе «Мероприятия по защите и обеспечению прав и интересов лиц, лишенных личной свободы в результате действий незаконных вооруженных формирований и/или органов власти Российской Федерации ...»
Неизвестно также, кто из освобожденных может претендовать на такую помощь, ведь согласно постановлению, она должна поступить 74 людям, освобожденным 27 декабря и Роману Савкову, которого освободили 24 января 2018. Но перед тем, как выплатить освобожденным по 100 тыс.гривен, их должны проверить в СБУ. Ведь правительство попросило именно Службу безопасности утвердить списки тех, кто имеет право на эти деньги. В СБУ Громадскому сообщили, что списки уже составлены и их передали в профильное министерство, однако назвать точное количество лиц, прошедших проверку, не смогли:
«По моей информации, мы передали списки недели две назад», — прокомментировала пресс-секретарь СБУ Елена Гитлянская Громадскому. На вопрос о том, по каким критериям спецслужба проводила проверку заявленных, она не ответила.
Впрочем, в Министерстве по вопросам временно оккупированных территорий списков до сих пор не получили. Следовательно и когда начнут выплачивать деньгив ведомстве пока сказать не могут, но точно не раньше, чем получат списки.
Помимо этого, Кабинету министров еще предстоит коллегиально утвердить процедуру, как эти деньги будут получать освобожденные из плена и какие документы для этого понадобятся.
Громадское продолжитследить за темой помощи освобожденным из плена.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Пленные наДонбассе, окоторых неговорят, могут просто исчезнуть