Ни работы, ни документов: как семья белорусских ромов живет чужой в своей стране

Павел Андреев и Анна Юзепчук — семья из белорусского меньшинства ромов. У супругов четверо детей и один паспорт на двоих. Официально таких, как они, называют лицами без гражданства. Правозащитники считают, что многие проблемы ромов решит паспортная амнистия, но власти на нее пока не соглашаются.

По материалу Еврорадио

Павел Андреев и Анна Юзепчук — семья из белорусского меньшинства ромов. У супругов четверо детей и один паспорт на двоих. Официально таких, как они, называют лицами без гражданства. Правозащитники считают, что многие проблемы ромов решит паспортная амнистия, но власти на нее пока не соглашаются.

Тамара, мать Павла, до сих пор живет с советским паспортом без пенсии и уверенности в завтрашнем дне. Фото: Еврорадио

«Поняли, что без документов нельзя»

Анна и Павел живут в небольшом доме в деревне Ситники Пуховичского района Беларуси. Сюда они переехали из соседней деревни, где летом работали пастухами, пасли коров и жили в небольшой сторожке на поле.

«Мы живем в гражданском браке,— рассказывает Анна Юзепчук.— Расписаться официально не можем. Оба родились в Беларуси, но гражданами не являемся. Своих родителей я не знаю. Меня воспитали родители Паши, я вышла замуж за него, у нас своя семья».

У Анны и Павла четверо детей. Самым маленьким, Павлу и Вере— по четыре года, Рузане— семь, Светлане— восемь. Девочки остались на второй год в первом классе Ситницкой школы, не справились с программой. Младшие в детский сад не ходят— не хватает денег на оплату.

Кирпичный дом, в котором сейчас живет семья, стоит недалеко от деревенского магазина. По двору бегают куры. Соседские, объясняет Павел; из хозяйства у ромов только прицеп дров, который предоставило руководство местной школы.

Дрова быстро кончаются, потому что электричества в доме нет.

В комнате, где мы разговариваем с Павлом и Анной, много икон. К матери на руки просится младший сын Павел. Родители говорят, что детям иногда приходилось засыпать голодными.

Павел вспоминает, как сотрудники районного отдела по гражданству и миграции летом приехали на поле, где он пас коров. Предъявить он им смог только потрепанное свидетельство о рождении и справку, которая подтверждает личность гражданина.

«В ОгиМ [Отдел по гражданству и миграции] сказали, что я лицо без гражданства и не имею права работать,— рассказывает Павел Андреев.— Дали штраф. Неприятности были и у председателя хозяйства за то, что взял меня на работу по чужим документам. На работу я больше не приходил».

У Павла есть свидетельство о рождении. Он родился в Гомеле, ноне является гражданином Беларуси. Фото: Еврорадио

Штраф от миграционной службы составил около 250 белорусских рублей (100 евро). Всего он должен государству 500 рублей (200 евро)— сумма для его семьи неподъемная.

«Где их взять, если негде заработать? Дают штрафы, но как их платить?»— говорит Анна.

В 2015 году из-за отсутствия документов Павел вместе с матерью и братом оказался в изоляторе— там сидел два месяца, пока выясняли его личность.

«Когда меняли паспорта, я была в больнице,— Тамара, мать Павла, объясняет, как вышло, что она уже много лет живет без документов.— Потом денег не хватало. Чтобы сейчас получить белорусский паспорт, нужно ехать в Гомель. И, конечно, закрыть штрафы».

О документах на всю семью здесь пока и не мечтают, главное— сделать паспорт для Павла, тогда он устроится на официальную работу.

Но скорее всего, первой обладательницей паспорта станет Анна— она ждалаего буквально со дня на день и наконец 21 декабря 2018 года девушка получила паспорт. Всего процедура оформления документов для Анны стоила порядка 1000 долларов.

Скорее всегопервой обладательницей паспорта станет Анна, а не Павел. Фото: Еврорадио

Пожертвование деревенских соседок

Жить без документов стало по-настоящему трудно после того, как родились дети.

«Из роддома мы их забирали через комиссию по делам несовершеннолетних, потому что свидетельств о рождении не было»,— вспоминает Анна.

Борьбу за паспорт Анна начала в 2016 году, но тогда единственным документом, который ей согласились дать, стала справка о признании лицом без гражданства.

Анна решила не сдаваться:

«Я написала заявление, прошла медкомиссию и получила вид на жительство. За $250 сделала годовую регистрацию в Руденске (Минская область). Две женщины из деревни, где мы раньше жили, закрыли мне штрафы и оплатили услуги за новые документы. Они помогали мне, потому что я неграмотная. Обратилась к диаспоре ромов, и там мне посоветовали юриста, который может помочь. С видом на жительство нужно прожить в Беларуси семь лет, а потом можно подаваться на паспорт.»

Всего процедура оформления документов для Анны стоила порядка $1000.

Ей повезло: через два года после получения вида на жительство она узнала, что признана гражданкой Беларуси. Она со дня на день ждет получения паспорта.

Из роддома детейзабирали через комиссию по делам несовершеннолетних, потому что свидетельств о рождении не было, говорит Анна.Фото: Еврорадио

Проблему можно решить, если провести паспортную амнистию

Белорусские правозащитники предлагают властям провести паспортную амнистию для ромов, которые живут в Беларуси без документов. То есть, освободить их от штрафов за нарушение миграционного законодательства и выдать паспорта.

«Эту проблему можно решить: дать возможность людям получить паспорт. Государство может принимать позитивные решения, чтобы „подтянуть“ уязвимую группу до уровня, которого достигли другие люди в стране»,— говорит Дмитрий Черных, юрист Белорусского Хельсинкского комитета.

В 1990-е годы ромские семьи переезжали с места на место, а детей, которым сейчас по 25-30 лет, нигде не регистрировали. Поэтому сегодня и возникают такие ситуации, как с Павлом Андреевым и Анной Юзепчук.

Паспортная амнистия для цыган в Беларуси не планируется

Но у государственных органов есть свое видение ситуации. Оно заключается в том, что люди без документов— это действительно проблема, но о легализации они должны позаботиться сами.

У властей нет точных сведений о том, сколько ромов проживает в Беларуси. Согласно переписи населения 2009 года, их 7079. Но сами представители сообщества утверждают, что в стране насчитывается около 60 тысяч ромов. Без паспортов живут примерно 20 семей.

По мнению Алексея Бегуна, начальник Департамента по гражданству и миграции МВД Беларуси, ромам все-таки придется выплатить штрафы— закон есть закон.

«Мы с удовольствием со своей стороны что-то сделаем, но, пусть и они что-то сделают. Наберутся сил и придут в подразделение. А сказки о том, что они бедные и несчастные, мы слышали уже давно»,— говорит Бегун.

В семье Павла Андреева и АнныЮзепчукчетверо детей и один паспорт на двоих. Фото: Еврорадио