О кремлевских агентах в рясах и миллиардере Новинском в Лавре: интервью с протоиереем Георгием Коваленко
«Слава Украине» говорить нельзя, ведь славу разрешено возносить только Господу. Так отреагировала на украинский лозунг женщина, работающая в Почаевской лавре, на 9-м месяце полномасштабной войны. Это лишь одно из многих проявлений антиукраинского характера, которые демонстрировала УПЦ МП и приближенные к этой организации люди с 2014 года. На оккупированных россией территориях клирики УПЦ занимались коллаборационистской деятельностью. И только на прошлой неделе СНБО ввел санкции в отношении ряда священников, а украинские спецслужбы взялись за эту церковь, инициировав несколько обысков.
О том, какие угрозы несет русская православная церковь в Украине, насколько глубоко впились когти кремля в ее структуру и какой финал может ее ждать — hromadske пообщалось со священником Православной церкви Украины и ректором Открытого православного университета Святой Софии-Премудрости Георгием Коваленко.
Коваленко был священником УПЦ МП, пресс-секретарем предстоятеля УПЦ МП митрополита Владимира, а после получения Томоса перешел в ПЦУ.
Мы увидели обратную сторону жизни руководителей УПЦ МП. На фото, обнародованных СБУ, 17-летний парень находится в доме архимандрита; после обысков в епархии УПЦ обнаружили порнографические видео с несовершеннолетними. Насколько подобные «практики» распространены среди священников?
Разговоры о том, что существует «голубое лобби» в УПЦ МП, ведутся постоянно. Я думаю, что подробнее об этом могут рассказать люди, которые учились в духовных семинариях. Все эти истории должны быть доведены до конца правоохранителями. Но что мы видим сейчас? Архимандрита, извлеченного из постели, рукоположили в епископа. Это ответ руководства московского патриархата на информацию от СБУ.
Здесь же речь идет о несовершеннолетних.
Да, лукавство еще в чем состоит — это люди, недовольные геями в Европе и якобы низким уровнем духовности Запада, а затем у них обнаруживают порнографию и мальчиков в постели.
Если говорить о скандалах, то тут сразу упоминается наместник Киево-Печерской лавры митрополит Павел. В частности, он затруднился ответить на вопрос «Чей Крым?», нападал на журналистов, его обвиняли в вывозе икон. Его поведение, очевидно, дискредитировало церковь, но в то же время не поднимался вопрос об смене настоятеля лавры. Почему так?
Это вопрос к руководству церкви, потому что синод назначает наместника лавры. Я думаю, что ключевое слово в этом процессе за предстоятелем УПЦ митрополитом Онуфрием.
Не считая того, я помню владыку Павла еще со времен митрополита Владимира. И помню, как хорошо он умеет извиняться, оправдываться, чтобы удержаться на своем месте.
У него есть талант просить прощения, извиняться и оставаться на должности. Независимо от того, как он ведет себя перед медиа или в других вопросах.
Кто защищает владыку Павла? Есть ли силы, которые его покрывают?
Я думаю, у него достаточно связей во властных кабинетах, в бизнес-кругах. Я не к нему приближен, поэтому о конкретных деятелях говорить не могу.
Я не отслеживаю связи владыки Павла. Он человек, давно специализирующийся на представителях власти и крупных бизнесменах. То есть он с ними общается и, наверное, имеет какие-то дела уже давно.
В СМИ была озвучена информация, что он якобы находился под протекторатом Новинского. И еще — якобы сам Новинский подарил ему тот самый Mercedes.
Даже это прозвище Паша-Мерседес появилось задолго до Новинского. Может, очередной Mercedes и подарил Новинский. Однако мне кажется, что у Новинского более сильная связь была с митрополитом Антонием Паканичем (его называют лидером пророссийского крыла УПЦ МП, — ред.). Бывший лидер пророссийского «Оппоблока» тоже пытался себя позиционировать как человек, близкий к предстоятелю УПЦ МП — митрополиту Онуфрию. Эти митрополиты даже летали на встречу с Новинским в Германию в начале весны.
Какие функции выполняет Вадим Новинский? Его называли «смотрящим» за церковью от москвы и ее главным меценатом. Является ли он «кошельком» россии в финансировании УПЦ МП?
Новинский появился во время Революции достоинства, мы на него сначала внимания не обращали. Но в дальнейшем он занял важное место человека, финансирующего и поддерживающего митрополита Антония, митрополита Онуфрия, финансирующего какие-то церковные программы. К нему ездят целые митрополиты на совещания. Наконец, Новинский стал диаконом, а на соборе 27 мая сидел в одном ряду с митрополитами.
В церковных правилах это возможно только для одного диакона. Если он является представителем патриарха. Какого патриарха тогда был представитель Новинский, не знаю. Может быть, московского. Потому что это УПЦ московского патриархата.
Это человек с возможностями. Я не исследовал его экономическую деятельность и не знаю о происхождении его денег. Но то, что он влияет на УПЦ МП, это факт. К тому же нарративы, которые он продвигает, — в пользу москвы. Поэтому связь очевидна. И он гражданин Украины всего несколько лет. Обменял российский паспорт на наш при Януковиче.
Кремлевские агенты — вредное наследие Сталина
Насколько у УПЦ МП развита агентурная сеть? И получается ли, что сам Онуфрий — агент российских спецслужб?
Все люди, которые становились епископами еще при Советском Союзе, были связаны с КГБ. Они с ним сотрудничали. Онуфрий — епископ с тех пор.
Показательный момент был, когда наше государство обретало независимость. Украинская православная церковь обращается за автокефалией к русской православной церкви. Проходит собор, возглавляемый митрополитом Филаретом, и все епископы подписывают это обращение. Первым епископом, отозвавшим свою подпись под этим решением, был митрополит Онуфрий. Я не думаю, что нечто подобное могло произойти без консультаций с москвой. Онуфрий — человек, который не любит действий, не любит публичности, мало говорит. А здесь такое большое публичное действие.
Еще одно маркерное высказывание Онуфрия касается Голодомора. Он озвучил такую позицию: мол, Господь послал этот голод украинцам за их грехи.
Другая история: московский патриархат сейчас фактически существует в том же виде, в каком он был создан при Сталине. С самого начала в этом участвовали НКВД, а затем КГБ, потому что создавалась структура, которая должна была контролировать верующих внутри страны. Кроме того, советская церковь активно вела внешнюю разведывательную деятельность.
Эта сеть никуда не делась. Управляют церковью в основном люди пожилые, воспитанные советской церковью. Я думаю, что вся эта история продолжилась. московский патриархат в Украине был «мягкой силой» российской пропаганды, инструментом влияния на местные элиты, а также элементом разведывательной деятельности.
Организационная структура выстроена хорошо. Спикеры этой церкви говорят более или менее одинаковые, похожие на российские нарративы.
Удивительно выглядят георгиевские ленты, которые нашли у руководства Кировоградской епархии УПЦ МП. Эта символика в современной россии ассоциируется с победой именно советского государства, пропагандировавшего научный атеизм. Почему такие диссоциативные вещи являются частью их идеологии?
Это свидетельствует о политических взглядах этих людей. То есть человек презирает законы Украины, запрещающие использование именно этой ленты. Ибо фактически она является элементом пропаганды «русского мира» и «победобесия».
Как это удивительно не прозвучит, в церковной среде существует ностальгия по советскому прошлому. Каким-то странным образом духовенство, пережившее советский период, ностальгирует по СССР.
Не то духовенство, которое сидело в лагерях или было преследуемо. А то, что сотрудничало с советской властью, с КГБ. И, в принципе, им разрешалось гораздо больше, чем простым советским гражданам.
Какие выгодные кремлю нарративы ретранслировали в УПЦ МП?
Один из самых известных — о триедином народе, о триединой Руси. Проводится аналогия, якобы «единство» Украины, россии и Беларуси — это единство Святой Троицы. О братоубийственной войне тоже не забывают.
Даже вспомним послание митрополита Онуфрия в начале полномасштабной войны, которое все воспринимали очень положительно, будто бы он осудил войну. Но он сказал: «Война — грех Каинов».
Если рассматривать с точки зрения нарративов, кто такие Каин и Авель? Это, во-первых, братья. То есть опять — «братоубийственная война». А второе — Каин убивает Авеля. Авель погиб. Поэтому мне больше нравится другой библейский нарратив — о Давиде и Голиафе. Когда маленький почти невооруженный Давид побеждает огромного самоуверенного профессионального воина Голиафа.
Война показала другие нарративы. УПЦ МП — потенциально коллаборационистская структура, и не только потому, что она сотрудничает с оккупационной властью, но и потому, что оправдывает их действия. Синод называл своих священников на оккупированных территориях «героями». Те, кто благословлял оккупационную власть, это тоже герои? Те, кто сдавал украинских патриотов или наводил российское оружие во время обстрелов, тоже герои?
Вы до 2014 года тоже были в УПЦ МП. В то время проскакивали, может быть, какие-то «темники»?
При Блаженнейшем митрополите Владимире украинская церковь пыталась быть автономной, самоуправляемой и быть в единстве со Вселенским православием.
Также тогда церковь как могла избавлялась от политического православия. Мы отделились от «Союза православных братств» (российская общественная, религиозная и политическая организация, — ред.), которые выходили из лавры и шли к парламенту, выступая против НАТО.
Мы развивали собственное информационное пространство. И в украинском обществе, и в СМИ мы были именно украинской церковью. Мы надеялись, что церковь со временем очистится от советских вещей. Но, как говорится, «бывших не бывает» и появились новые поклонники и агенты «русского мира».
Была ли борьба внутри УПЦ МП между проукраинским и пророссийским крыльями?
Это нельзя назвать борьбой, скорее вынужденное сосуществование до 2014 года, когда стало ясно, что так дальше быть не может.
Я был на Революции достоинства, выступал со сцены Майдана от имени церкви. Именно тогда, когда владыка Павел клялся в верности Януковичу и сравнивал его со Христом.
После смерти Блаженнейшего митрополита Владимира все, кто был возле него, отошли, а новую команду формировал митрополит Онуфрий. То, что у него получилось, мы видим. Я считаю, что это полный провал: контроль над церковью извне усилился.
Отдельная история с политиками, становившимися диаконами московского патриархата. Это Новинский, Добкин и, как пишут некоторые СМИ, Порошенко.
Порошенко не был дьяконом. Он просто носил икону (на крестном ходу, — ред.), как например мальчики-пономари. Просто если человеку дают нести икону, то его одевают в стихарь. Для этого не требуется никакой хиротонии. То есть он был и остался простым верующим.
Пожалуй, далеко не каждый прихожанин может получить такой церковный сан, как Добкин и Новинский.
Это свидетельствует об абсолютной неадекватности церковного руководства или пренебрежении мнением гражданского общества или общества в целом. И на самом деле это нарушение канонов, ведь по канонам в священнослужители должен поставляться человек с «добрым свидетельством извне». То есть этого человека должны считать порядочным. Так что можем наблюдать прямое нарушение канонов.
Наиболее вопиющий пример — это рукоположение в это воскресенье в архиереи того самого архимандрита из Черновцов, в постели которого был молодой хорист.
Побороть УПЦ МП без сделки с совестью
Какой вы видите перспективу запрета УПЦ МП? Это можно сделать системно или придется точечно решать по каждому отдельному приходу?
В Украине по законодательству невозможен запрет религиозной деятельности как таковой. У нас религиозная деятельность не нуждается в разрешении, то есть можно совершать богослужения, верить в кого-либо без лицензии от власти. Поэтому запретить церковь или религию невозможно.
Но религиозные организации как юридические лица владеют памятниками архитектуры, храмами, землей или осуществляют какую-либо деятельность. Вот с этим нужно разбираться. Я думаю, что вся логика решений СНБО ведет к тому, что под санкции попадут все люди, в отношении которых докажут связи с российскими спецслужбами или «русским миром».
Санкции, в частности, исключат возможность существования тех организаций, которые они возглавляют. А церкви как единой организации в Украине нет. Существует несколько тысяч общин, приходов и управлений, каждое из которых является отдельным юридическим лицом.
Разговоры о возможном запрете УПЦ МП в целом фактически противоречат свободе совести. Такого законодательства в Украине нет. Поэтому нужно разработать механизмы, которые делают невозможным существование агентурной сети, которые разоблачат работающих на враждебное государство. Как следствие, украинская церковь очистится. А с верующими из таких приходов нужно работать, просвещать их.
Это же огромное количество храмов по всей стране.
Около 10 тысяч храмов. У них отдельные юридические лица. Надо разбираться.
То есть процесс должен быть длительным.
Да, но здесь можно сделать такое сравнение: не все люди, оказавшиеся на оккупированных территориях, — коллаборанты. Это сталинский подход. А если люди сотрудничали с оккупационными властями, если они занимали определенные должности, делали определенные публичные заявления, то они подпадают под определенные нормы украинского законодательства. То есть это может быть одно большое дело, в котором много фигурантов.
В то же время, идеология «русского мира» в Украине до сих пор не под запретом, как идеология нацизма или коммунизма. Патриарх кирилл в лучшем случае — под санкциями. Я думаю, что этот процесс нужно осуществлять профессионально и не надеяться на одно решение, а разбираться с каждым кейсом отдельно.
Кроме того, сама церковь должна научиться самоочищаться. К сожалению, московский патриархат не демонстрирует желание очищаться от агентов «русского мира» и его адептов.
Переход из УПЦ в ПЦУ осуществляется на добровольной основе. Не исключаете ли вы вероятность того, что некоторые священнослужители могут перейти в ПЦУ, но среди своих прихожан будут продолжать продвигать российские нарративы?
Человек искренний будет держаться за свои убеждения, которые, возможно, ошибочны и рождены пропагандой. А вот агент под прикрытием будет мимикрировать. Поэтому открытый вопрос: все ли люди, верой и правдой служившие «русскому миру», нужны в ПЦУ?