Власть не хочет решить проблему Интера законными методами

Наталья Лигачева, шеф—редактор сайта «Детектор медиа», медиаэксперт

Наталья Лигачева, шеф-редактор сайта «Детектор медиа», медиаэксперт

Что нужно знать:

  • 4 сентября перед офисом телеканала "Интер" активисты поставили палатки, принесли плакаты с надписями “Интер — рупор Кремля”.
  • По словам директора "Национальных информационных систем" ,который входит в Inter Media Group, неизвестные в масках прорвались через пост охраны, распылили в здании несколько порошковых огнетушителей, подожгли студию и скрылись. После себя нападавшие оставили противотанковую мину.
  • Перед поджогом в здании "Интера" находилось около сотни людей.
  • В результате возгорания пострадала журналистка Елена Зорина, получившая травму позвоночника.
  • 5 сентября возле офиса телекомпании активисты из батальонов "Донбасс", "Айдар" и "Святая Мария" объявили бессрочную акцию протеста и блокировку канала. Возле офиса телеканала появились палатки покрышки.
  • 21 февраля сотрудница телеканала Мария Столярова во время прямого эфира "Подробностей недели" высказалась нецензурно, когда журналистка Елена Зорина общалась с родственниками погибших на Евромайдане. Столярову депортировали из Украины на 5 лет.
  • В начале августа в интернет выложили переписку сотрудницы "органов безопасности" т.н. "ДНР" Татьяны Егоровой с работниками каналов "Интер" и "Донбасс", из которой следует, что Столярова отчитывалась о контенте новостей перед представителями "ДНР".

— Протестующие, радикалы под зданием редакции телеканал Интер говорили о том, что требуют убрать из сетки вещания российский контент и протестуют против присутствия на телеканале российского политтехнолога Игоря Шувалова. Будут ли эти требования выполнены, и, если они будут выполнены — достаточно ли этого радикалам?

— Я бы говорила не о том, достаточно ли этого будет радикалам. Речь идет о том, что большая часть общества не воспринимает ту редакционную политику, которую проводит Интер. Я бы не говорила, что сейчас там есть много российского продукта, потому что, как известно, принято ряд законов, которые запрещают этот продукт на всех украинских телеканалах. И Интер этого придерживается. Но вот пророссийская политика — она на 100% есть. И, конечно наиболее ярким проявлением того, что это происходит и в развлекательном продукте — это был концерт ко Дню Независимости Украины, который очень активно анонсировался Интером. И когда мы посмотрели этот концерт, мы увидели, что практически о Независимости Украины там не было ни слова. Потом нам еще подтвердил Александр Пономарев, что он во время концерта сказал: «Слава Украине!», а это было вырезано из концерта. Это наложилось на ситуацию с этой перепиской так называемого «Министерства госбезопасности» — Татьяны Егоровой, которую никто не опроверг. И, конечно, это возбудило еще большее общественное мнение

— В том, что мы обсуждаем, очень много деталей. А если объяснить в двух словах для аудитории, которая не следила за развитием событий – что происходит?

— Происходит безусловно сейчас политизация конфликта. И пока непонятно, кто там были те, кто поджигал. Но не исключено совершенно, что это элемент политической борьбы. И имя министра внутренних дел Арсена Авакова не зря там употребляется, потому что накануне министр сделал ряд заявлений. Но если коротко объяснять (как я своей бы дочери объясняла): телеканал Интер — украинский телеканал, в новостях которого не придерживаются абсолютно никаких журналистских стандартов, который просто наплевал цинично на баланс сейчас, на котором идет только пропаганда Оппозиционного блока, мессенджи которого в новостях очень схожи с кремлевской пропагандой. Именно этими новостями руководит Игорь Шувалов, российский политтехнолог, который приехал сюда в команде Марата Гельмана, небезызвестного многим москвичам. Это — с одной стороны. А с другой стороны, есть еще Анна Безлюдная, которая руководит всем остальным продуктом на телеканале кроме новостей. И через развлекательный продукт тоже без конца идут пророссийские мессенджи.
Я много сейчас говорю, что в Украине есть достаточно много других СМИ, редакционная политика которых вызывает много вопросов, в том числе есть и пророссийские СМИ, но они не так цинично и нагло это делают, не так открыто и вызывающе. А Интер — «вот мне плевать на всех».

— А почему Интер может позволить себе вести себя настолько цинично и вызывающе?

— А вот это вопрос, и вопрос кстати о политической воле. Потому что на самом деле всех этих вопросов можно было бы избежать, если бы была политическая воля решить проблему Интера другими, спокойными, законодательными методами. Как известно, совладельцами Интера являются Фирташ, Левочкин и Хорошковский, как выяснилось недавно. Хотя в 2012 году он вроде бы продал канал. А Фирташ и Левочкин, как известно, помогали Петру Порошенко прийти к президентству — мы знаем о состоявшихся переговоров в Вене в 2014 году. Я думаю, что эта существующая связка между этими тремя политиками и помогает чувствовать себя более-менее комфортно нынешним совладельцам Интера. Во-вторых, Интер — это все-таки большая кнопка. И показательно, что после назначения нового главы администрации президента — Ранина, первое, куда он пришел на эфир — это был Интер. Это был для многих шок, потому что уж явно непроукраинский канал.

— Для людей это представляется единой чередой событий: убивают журналистов, нападают, поджигают телеканал, и они складывают в голове страшную картину: сейчас действительно все плохо с журналистикой?

— Нельзя сказать, что у нас все хорошо. Хотя конечно же ситуация со свободой слова намного лучше, чем была при Януковиче. Даже убийство Павла Шеремета в центре столицы, которое было просто шокирующим, не означает что можно обвинять в этом убийстве власть, потому что нет доказательств хотя бы. А во-вторых, давления власти на средства массовой информации мы не чувствуем, кроме возможно каких-то войн в фейсбуке. Но опять-таки: может это какие-то и ботофермы говорят, но это не доказано.

Но нужно ситуацию с телеканалом Интер отделять от ситуации, где представляется угроза журналистам. Потому что телеканал Интер — это не журналистика, это пропаганда. Журналисты телеканала Интер на самом деле не имеют права называться журналистами (кроме тех, кто работает непосредственно в зоне АТО — там многие из них дают качественные журналистские материалы). Все остальное — это пропаганда интересов Оппозиционного блока, за которыми стоят Фирташ и Левочкин, и хозяев Интера — Левочкина и Фирташа.

— Вы говорите, нельзя сказать, что есть прямое вмешательство властей в медиа. Но может в такой ситуации как раз стоило бы вмешаться?

— Законодательная база Украины сейчас не предполагает прямое вмешательство государства в контент. И, в принципе, это правильно. Хотя во многих странах мира существуют законы, которые позволяют регуляторам влиять во всяком случае на ситуацию со скрытой рекламой, а скрытой рекламы на Интере, как, впрочем, и на других телеканалах, очень много. Но даже на той базе, я всегда говорила и говорю, что, не вмешиваясь даже в контент и не подключая Нацраду, очень много вопросов вызывает финансирование многих СМИ в Украине. В том числе и Интера. Исключить фактор, что там есть российское финансирование нельзя. Так же Вести, так же УМХ, которые принадлежат людям из команды беглого Януковича – Курченко и Клименко. Все прекрасно понимают, что там нет прозрачного финансирования. И почему до сих пор правоохранительные органы в течение двух лет, фискальные органы, не могут довести ситуацию до конца: показать откуда идет финансирование и таким образом перекрыть антиукраинскую политику – я этого не понимаю. Нет политической воли.

— То есть можно сказать, что все эти истории в каком-то смысле от бессилия правоохранительных органов?

— Бессилия ли? Нежелания. Я думаю, что у нынешней власти есть иллюзия, что можно договориться и лучше договориться. Потому что если прозрачными законными методами все решать — то нужно либо национализировать, либо выставлять на конкурс: лицензии, частоты. А хочется же себе отжать-прижать, да и договориться просто о контроле над редакционной политикой — и вот это привело к тому. Решайте все прозрачно!

— Есть надежда что все будет решаться прозрачно?

— Вот в том то и дело, что ситуацию поджога нужно сейчас отделить от этого. Я надеюсь, что общество все-таки тоже заявит свою позицию — не ряженые, не нанятые люди, а нормальные, адекватные гражданские активисты, в том числе и журналисты, которые тоже не хотят, чтобы их рядом ставили с той же «журналистикой», которую представляет телеканал Интер во многих своих продуктах. И общественное это давление и протест должно побудить все-таки нашу власть к прозрачным, законным и мирным действиям

— Вы выйдете на митинг?

— Я выйду на митинг, если я буду уверена, что он будет не проплачен и организован теми людьми, которых я знаю.

«Громадское на русском» 5 сентября 2016 года
Ведущие: Ксения Туркова и Юрий Мацарский