Очищение огнем, водой и воздухом, а еще — история об инцесте и секрет урожая капусты. Забытые смыслы Ивана Купалы

В ночь на 7 июля в Украине отмечают праздник Ивана Купалы. Связан он с летним солнцестоянием, которое приходится на 21 июня (в високосный год — на 20 июня). Но отстает от него из-за устаревшего юлианского календаря, к которому «привязаны» большинство традиционных праздников в Украине. 

hromadske пообщалось со старшим научным сотрудником Института искусствоведения, фольклористики и этнологии имени М.Т. Рыльского НАН Украины, фольклористкой Еленой Чебанюк и узнало про Ивана Купалу то, что на современном театрализованном праздновании не покажут и не расскажут.

Хорошо известно, что многие христианские праздники имеют глубокие дохристианские корни. Но церковь, борясь с язычеством, переиначила их на свой лад. Иван Купала — практически единственный, который ей так и не удалось «обуздать», если не считать смену названия. По церковной версии, он посвящен Иоанну Крестителю. Мы же заглянем значительно дальше.

Название и индоевропейские корни

Кажется очевидным, что имя «Купала» связано со словом «купать». Но некоторые исследователи, в том числе и весьма авторитетные, пытались связать название праздника с другими словами. Например, «купина» (растение) или с корнем «куп» в таких словах, как «вкупе», означающим объединение людей. Последнюю версию, в частности, отстаивал известный российский историк Борис Рыбаков.

Впрочем, по словам Елены Чебанюк, большинство исследователей сегодня склоняются к самой очевидной версии, что «Купала» происходит от «купаться».

Ивана Купалу празднуют не только в Украине, но и практически по всей Европе. Свое начало он берет в древние времена индоевропейского единства народов.

Праздник появился в земледельческом обществе, когда астрономические события, в частности связанные с движением Солнца, становятся критически важными, так как определяют время для посева и сбора урожая. Поэтому именно Солнце занимает центральное место в этом празднике.

В разных странах праздник называется по-разному. В Польше — Собутки, в Швеции — Мидсомардаг — «день середины лета», а во Франции — Сен-Жан. Но в Европе празднуют его с 23 на 24 июня — не по «астрономической», а по церковной версии, которая связывает его с днем рождения Иоанна Крестителя.

Люди ходят вокруг костра во время празднования летнего солнцестояния в селе Окунево, примерно в 200 километрах к северо-востоку от сибирского города Омск, Россия, 21 июня 2021 годаAP/Evgeniy Sofiychuk

Древо жизни. И чертополох, его символизирующий

Особенности празднования отличаются не только между странами, но и между различными деревнями в одной области Украины. Поэтому, если окажется, что ваша бабушка помнит купальские обряды, о которых не упомянем мы — это нормально, ведь написать обо всем сразу невозможно, да и нет необходимости.

Но есть три обязательные атрибута, без которых празднования Ивана Купалы не бывает: обрядовое деревце, огонь, через который прыгают, и купание.

Обрядовое деревце еще называют «купайлица». В разных регионах Украины в его качестве используют вишню, черноклен (клен татарский), ель или другое дерево. Найти его и установить перед празднованием у водоема, где будет проходить все действо — обязанность молодых людей. После этого девушки его украшают — лентами, бубликами, конфетами, вишнями.

В некоторых регионах Подолья, а также на севере Одесской и Николаевской областей, где живут переселенцы из Подолья, в качестве обрядового деревца используют огромный чертополох, который выращивают специально для этого.

Обрядовое деревце — это воплощение так называемого мирового древа, или древа жизни — модели Вселенной, присутствующей во многих религиях и мифологиях индоевропейских народов. Один из многочисленных вариантов его изображения можно увидеть на знаменитой пекторали из Толстой Могилы, о которой мы рассказывали в одном из наших материалов.

«Это Axis mundi — ось мира, которая связывает небо и землю. Там где мы установили наше мировое дерево, там и будет центр нашей жизни, будет наш праздник. Сегодня, когда посреди праздничного стола мы ставим букет цветов, то не задумываемся, что это тот самый центр, вокруг которого проходит праздник», — говорит Елена Чебанюк.

Очищение тремя стихиями

Еще один обязательный атрибут купальского праздника — огонь. Он символизирует Солнце. Считается, что дрова для него нужно если не украсть, то хотя «взять без спроса». Это могут быть обломки чужого старого забора или телеги.

Прыжки через огонь — это ритуал очищения. Кроме того, во время купальского праздника люди очищаются двумя другими стихиями — водой и воздухом. Для первого купаются в реке, а для второго качаются на специально установленных качелях.

Другие обличия Солнца 

Солнце появляется на купальском празднике не только в виде огня. Это еще и венки, которые плетут девушки, чтобы пустить их по воде. Считается, что по тому, как и куда движется венок, можно узнать, выйдет ли девушка замуж в ближайшее время, и в какой стороне живет ее жених.

Но Елена Чебанюк говорит: такие представления возникли относительно недавно. А в древности реку представляли как грань, отделяющую мир живых от мира мертвых. Поэтому отправленные в плавание венки — это дары предкам.

Еще один символ Солнца на Земле во время празднования Ивана Купала — это колеса. В карпатском регионе, например, колесо телеги обматывали соломой, обмазывали смолой, поджигали и катили с горы. В новейшие времена таким же образом использовали уже резиновые колеса.

Цветок папоротника

Он тоже, кстати, является символом Солнца. «Вспыхивает» он буквально на минуту. Поэтому, пока ищете эту редкий цветок — ни в коем случае не оборачивайтесь на свист или крик за спиной, ведь можно потерять именно эту драгоценную минуту.

Увидеть цветок папоротника считается большим счастьем.

Молодые белорусы перепрыгивают через костер на Ивана Купалу, вблизи села Василевичи, примерно в 160 км к западу от Минска, 6 июля 2013 годаAP/Sergei Grits

Василько и Марена

О судьбе этих двух героев праздника можно узнать из купальских песен. Они любили друг друга, но Бог их наказал за греховную любовь. Василька превратил в растение базилик (не путать с васильками), а Марену (ее еще могут называть Марой или Мариной) — в мяту. А все потому, что они были братом и сестрой.

Это тоже древний мифологический сюжет, который в том или ином виде можно найти у разных народов. В первобытных обществах строго запрещались браки между родственниками. Хотя далекие предки и не имели знаний по современной генетики, но хорошо знали от таких браков часто рождаются дети со слабым здоровьем. А это путь к вырождению. Поэтому рассказ про Василька и Марену — это установка, которая «на пальцах» объясняет, как делать нельзя и что будет с тем, кто нарушит этот запрет.

Психологическая разрядка 

Кроме различных сакральных смыслов, у праздника Ивана Купалы была и вполне практическая составляющая. Он служил своеобразной терапией — психологической разрядкой перед важным периодом в жизни древнего общества — жатвой, во время которой было не до веселья.

Поэтому на Ивана Купала ограничения обычной жизни не действовали. В том числе это касалось и секса — внебрачные отношения, которые оставшуюся часть года не приветствовались, в этот день становились нормой.

Люди в традиционной русской одежде празднуют летнее солнцестояние возле костра в селе Окунево, примерно в 200 километрах к северо-востоку от сибирского города Омск, Россия, 21 июня 2021 годаAP/Evgeniy Sofiychuk

Расписание праздника

Праздник начинается на закате и длится, пока Солнце не взойдет. В это время и происходят все представления и ритуалы. Известно, например, что на Ивана Купалу активизируется нечистая сила, в том числе и ведьмы. Ведь праздник не только для людей, но и для всех — богов, предков и нечисти. Именно поэтому, чтобы защитить скот, в хлеву держат наготове косы и топоры.

В завершение праздника обрядовое деревце уничтожают — разрывают его на части. Кому достанется верхушка — тому будет счастье. И именно поэтому в некоторых регионах его делают из чертополоха, ведь счастье должно иметь свою «цену».

Части деревца топят в воде, а если бросить их на огород, «чтобы капуста была головистою», то так оно и будет.

В некоторых местах Ивана Купалу праздновали два дня.

Русалки и морской царь 

Против праздника Ивана Купалы боролась как церковь, так и советская власть — слишком уж он не вписывался в идеологию. Впрочем, люди праздновали и в советское время — подальше от лишних глаз. А потом надевали красные галстуки или значки с Лениным и снова становились пионерами и комсомольцами.

Елена Чебанюк рассказывает: запрет на празднование отменили в 1980-х годах и вскоре даже издали специальную методичку о том, как надо праздновать. В ней появились и русалки, и черти, и даже морской царь, которых в традиционном праздновании не было и в помине.

По словам исследовательницы, до того момента в некоторых уголках Украины еще можно было увидеть праздник с аутентичными элементами. Но до наших дней эти традиции не дожили. Речь идет, скорее, о качественной и профессиональной постановке, если в ней поучаствуют специалисты от науки. Но ничего общего со спонтанностью народного праздника она иметь не будет.