Очищение огнем, водой и воздухом, а еще — история об инцесте и секрет урожая капусты. Забытые смыслы Ивана Купалы
В ночь на 7 июля в Украине отмечают праздник Ивана Купалы. Связан он с летним солнцестоянием, которое приходится на 21 июня (в високосный год — на 20 июня). Но отстает от него из-за устаревшего юлианского календаря, к которому «привязаны» большинство традиционных праздников в Украине.
hromadske пообщалось со старшим научным сотрудником Института искусствоведения, фольклористики и этнологии имени М.Т. Рыльского НАН Украины, фольклористкой Еленой Чебанюк и узнало про Ивана Купалу то, что на современном театрализованном праздновании не покажут и не расскажут.
Хорошо известно, что многие христианские праздники имеют глубокие дохристианские корни. Но церковь, борясь с язычеством, переиначила их на свой лад. Иван Купала — практически единственный, который ей так и не удалось «обуздать», если не считать смену названия. По церковной версии, он посвящен Иоанну Крестителю. Мы же заглянем значительно дальше.
Название и индоевропейские корни
Кажется очевидным, что имя «Купала» связано со словом «купать». Но некоторые исследователи, в том числе и весьма авторитетные, пытались связать название праздника с другими словами. Например, «купина» (растение) или с корнем «куп» в таких словах, как «вкупе», означающим объединение людей. Последнюю версию, в частности, отстаивал известный российский историк Борис Рыбаков.
Впрочем, по словам Елены Чебанюк, большинство исследователей сегодня склоняются к самой очевидной версии, что «Купала» происходит от «купаться».
Ивана Купалу празднуют не только в Украине, но и практически по всей Европе. Свое начало он берет в древние времена индоевропейского единства народов.
Праздник появился в земледельческом обществе, когда астрономические события, в частности связанные с движением Солнца, становятся критически важными, так как определяют время для посева и сбора урожая. Поэтому именно Солнце занимает центральное место в этом празднике.
В разных странах праздник называется по-разному. В Польше — Собутки, в Швеции — Мидсомардаг — «день середины лета», а во Франции — Сен-Жан. Но в Европе празднуют его с 23 на 24 июня — не по «астрономической», а по церковной версии, которая связывает его с днем рождения Иоанна Крестителя.
Древо жизни. И чертополох, его символизирующий
Особенности празднования отличаются не только между странами, но и между различными деревнями в одной области Украины. Поэтому, если окажется, что ваша бабушка помнит купальские обряды, о которых не упомянем мы — это нормально, ведь написать обо всем сразу невозможно, да и нет необходимости.
Но есть три обязательные атрибута, без которых празднования Ивана Купалы не бывает: обрядовое деревце, огонь, через который прыгают, и купание.
Обрядовое деревце еще называют «купайлица». В разных регионах Украины в его качестве используют вишню, черноклен (клен татарский), ель или другое дерево. Найти его и установить перед празднованием у водоема, где будет проходить все действо — обязанность молодых людей. После этого девушки его украшают — лентами, бубликами, конфетами, вишнями.
В некоторых регионах Подолья, а также на севере Одесской и Николаевской областей, где живут переселенцы из Подолья, в качестве обрядового деревца используют огромный чертополох, который выращивают специально для этого.
Обрядовое деревце — это воплощение так называемого мирового древа, или древа жизни — модели Вселенной, присутствующей во многих религиях и мифологиях индоевропейских народов. Один из многочисленных вариантов его изображения можно увидеть на знаменитой пекторали из Толстой Могилы, о которой мы рассказывали в одном из наших материалов.
«Это Axis mundi — ось мира, которая связывает небо и землю. Там где мы установили наше мировое дерево, там и будет центр нашей жизни, будет наш праздник. Сегодня, когда посреди праздничного стола мы ставим букет цветов, то не задумываемся, что это тот самый центр, вокруг которого проходит праздник», — говорит Елена Чебанюк.
Очищение тремя стихиями
Еще один обязательный атрибут купальского праздника — огонь. Он символизирует Солнце. Считается, что дрова для него нужно если не украсть, то хотя «взять без спроса». Это могут быть обломки чужого старого забора или телеги.
Прыжки через огонь — это ритуал очищения. Кроме того, во время купальского праздника люди очищаются двумя другими стихиями — водой и воздухом. Для первого купаются в реке, а для второго качаются на специально установленных качелях.
Другие обличия Солнца
Солнце появляется на купальском празднике не только в виде огня. Это еще и венки, которые плетут девушки, чтобы пустить их по воде. Считается, что по тому, как и куда движется венок, можно узнать, выйдет ли девушка замуж в ближайшее время, и в какой стороне живет ее жених.
Но Елена Чебанюк говорит: такие представления возникли относительно недавно. А в древности реку представляли как грань, отделяющую мир живых от мира мертвых. Поэтому отправленные в плавание венки — это дары предкам.
Еще один символ Солнца на Земле во время празднования Ивана Купала — это колеса. В карпатском регионе, например, колесо телеги обматывали соломой, обмазывали смолой, поджигали и катили с горы. В новейшие времена таким же образом использовали уже резиновые колеса.
Цветок папоротника
Он тоже, кстати, является символом Солнца. «Вспыхивает» он буквально на минуту. Поэтому, пока ищете эту редкий цветок — ни в коем случае не оборачивайтесь на свист или крик за спиной, ведь можно потерять именно эту драгоценную минуту.
Увидеть цветок папоротника считается большим счастьем.
Василько и Марена
О судьбе этих двух героев праздника можно узнать из купальских песен. Они любили друг друга, но Бог их наказал за греховную любовь. Василька превратил в растение базилик (не путать с васильками), а Марену (ее еще могут называть Марой или Мариной) — в мяту. А все потому, что они были братом и сестрой.
Это тоже древний мифологический сюжет, который в том или ином виде можно найти у разных народов. В первобытных обществах строго запрещались браки между родственниками. Хотя далекие предки и не имели знаний по современной генетики, но хорошо знали от таких браков часто рождаются дети со слабым здоровьем. А это путь к вырождению. Поэтому рассказ про Василька и Марену — это установка, которая «на пальцах» объясняет, как делать нельзя и что будет с тем, кто нарушит этот запрет.
Психологическая разрядка
Кроме различных сакральных смыслов, у праздника Ивана Купалы была и вполне практическая составляющая. Он служил своеобразной терапией — психологической разрядкой перед важным периодом в жизни древнего общества — жатвой, во время которой было не до веселья.
Поэтому на Ивана Купала ограничения обычной жизни не действовали. В том числе это касалось и секса — внебрачные отношения, которые оставшуюся часть года не приветствовались, в этот день становились нормой.
Расписание праздника
Праздник начинается на закате и длится, пока Солнце не взойдет. В это время и происходят все представления и ритуалы. Известно, например, что на Ивана Купалу активизируется нечистая сила, в том числе и ведьмы. Ведь праздник не только для людей, но и для всех — богов, предков и нечисти. Именно поэтому, чтобы защитить скот, в хлеву держат наготове косы и топоры.
В завершение праздника обрядовое деревце уничтожают — разрывают его на части. Кому достанется верхушка — тому будет счастье. И именно поэтому в некоторых регионах его делают из чертополоха, ведь счастье должно иметь свою «цену».
Части деревца топят в воде, а если бросить их на огород, «чтобы капуста была головистою», то так оно и будет.
В некоторых местах Ивана Купалу праздновали два дня.
Русалки и морской царь
Против праздника Ивана Купалы боролась как церковь, так и советская власть — слишком уж он не вписывался в идеологию. Впрочем, люди праздновали и в советское время — подальше от лишних глаз. А потом надевали красные галстуки или значки с Лениным и снова становились пионерами и комсомольцами.
Елена Чебанюк рассказывает: запрет на празднование отменили в 1980-х годах и вскоре даже издали специальную методичку о том, как надо праздновать. В ней появились и русалки, и черти, и даже морской царь, которых в традиционном праздновании не было и в помине.
По словам исследовательницы, до того момента в некоторых уголках Украины еще можно было увидеть праздник с аутентичными элементами. Но до наших дней эти традиции не дожили. Речь идет, скорее, о качественной и профессиональной постановке, если в ней поучаствуют специалисты от науки. Но ничего общего со спонтанностью народного праздника она иметь не будет.