Одного руководителя батальона морпехов подозревают в госизмене. Из-за него 277 бойцов попали в плен в Мариуполе — ГБР
ГБР объявило о подозрении в госизмене одному из руководителей 501—го отдельного батальона морпехов, из—за которого 277 военных оказались в плену во время обороны Мариуполя.
Об этом сообщает Госбюро расследований.
С конца февраля 2022 года военные этого батальона обороняли Мариуполь. В апреле того же года российские пропагандисты распространили информацию о том, что морпехи 501 батальона якобы добровольно сдались в плен в окруженном городе.
По данным следствия, начальник вещевой службы тыла 501-го батальона изменил присяге и перешел на сторону врага.
«Он вступил в сговор с россиянами и фактически уговорил командира сдаться. Пользуясь тяжелой ситуацией, в которой оказались силы обороны в Мариуполе, предатель побуждал командира прекратить оборонные действия, сдать оружие и личный состав», — отметили в ГБР.
Следователи отмечают, что 277 военных батальона получили приказ на передислокацию, а на самом деле их переправили на оккупированную территорию Донбасса.
По данным ГБР, военных ввели в заблуждение, поэтому они не осознавали и не могли осознавать противоправный характер приказа или распоряжения о сдаче в плен. Поэтому бюро закрыло производство в отношении 277 солдат батальона по подозрению в дезертирстве. Это позволит возобновить выплаты родственникам этих пленных морпехов.
Также следователи установили, что начальник вещевой службы после того, как перешел на сторону врага, переехал в родной Бердянск во временно оккупированной Запорожской области. Оттуда он продолжил призывать украинских защитников переходить на сторону россии и за вознаграждение передавать данные о размещении ВСУ. ГБР установило по меньшей мере три факта такой агитации в апреле-июне 2022 года.
Начальнику вещевой службы тыла 501 ОБМП ВМС ВСУ сообщили о подозрении в государственной измене (ч. 2 ст. 111 УК Украины). Ему грозит пожизненное лишение свободы.
О ком может идти речь?
Медийная инициатива по правам человека (МИПЧ) в апреле 2023 года опубликовала расследование об обстоятельствах пленения морпехов 501 батальона.
До 24 февраля батальон базировался в Бердянске. После начала полномасштабного вторжения часть военных перебросили в Запорожье, другую — на окраине Мариуполя. Когда российская авиация и артиллерия стали обстреливать украинские позиции возле Мариуполя, военным пришлось перемещаться по городу. Отдельные группы были разбросаны — некоторые в районе поселка Мирное, другие занимали и обустраивали новые позиции на заводе имени Ильича и заводе «Азовмаш».
Военные, также участвовавшие в обороне Мариуполя, рассказали журналистам, что когда 501-й батальон сдался в плен, то один из флангов стал незащищенным, из-за чего оборона завода им. Ильича, а впоследствии и «Азовстали» пошатнулась.
По данным журналистов, должность начальника вещевой службы занимал Константин Бессмертный. Также он якобы исполнял обязанности заместителя командира батальона по логистике, поскольку бывший заместитель накануне уволился.
Военные, опрошенные журналистами, считают, что на командира батальона Николая Бирюкова мог давить именно Бессмертный, у которого якобы были знакомые «на той стороне, с кем он мог договариваться».
«Думаю, на Бирюкова мог повлиять Бессмертный, он был настоящим инициатором. Они сказали людям, что будет что-то вроде коридора, надо оставить оружие, оставить бронежилеты и шлемы», — сказал один из военных.
Несколько военных отметили, что у Бессмертного есть родственные связи с кем-то из «высокопоставленных представителей ДНР» и он знаком с пропагандистом Александром Сладковым, который публиковал видео с морпехами после сдачи в плен. Но эту информацию не удалось ни опровергнуть, ни подтвердить.
МИПЧ неизвестно, где содержат Бирюкова и Бессмертного. Командира батальона свидетели видели в СИЗО в Таганроге. Бессмертный считается пропавшим без вести, поскольку никто из свидетелей не видел его в местах содержания, а представители Международного комитета Красного креста плен не подтверждали.