Одинокий фермер: как построить бизнес в Южной Осетии
100коров, два магазина, сотни покупателей— когда весь бизнес вгорном селе, где больше никто неживет.
Гана Яновская, JAMnews
Фото: Гана Яновская
«Мацони» — эту торговую марку знают все в Южной Осетии(регион на Южном Кавказе, часть Грузии, которую Грузия де-факто не контролирует с 2008 года из-за вооруженного вмешательства России. В этом регионе образована самопровозглашенная «Республика Южная Осетия» — ред.). ВЦхинвале есть два магазина «Фермер», где продукты на полках не задерживаются. Эту маленькую молочно-мясную империю создал фермер Роберт Сиукаев. Он говорит, что в его хозяйстве сейчас более 100 коров. Но всего пять лет назад ничего этого не было.
Роберт Сиукаев в своем хозяйстве в селе. Фото: Гана Яновская
34-летняя Сима – жена Роберта. Он старше ее на десять лет. Сима выросла во Владикавказе, в Северной Осетии. Городская девочка, она вышла замуж за Роберта, который жил с родителями в селе Елтура.
Когда-то это живописное место было большим поселением. Но когда девять лет назад Сима приехала сюда жить, ее новая семья оказалась единственной в селе. За эти годы ничего не изменилось – свет горит только во дворе Симы и Роберта, а во всем селе одни заброшенные дома и сараи.
У Сиукаевых тогда было восемь коров, но их держали исключительно для себя, чтобы прокормиться. А бизнес начался случайно и необычно.
«Все началось с беды», — говорит Роберт.
В 2012 году у Сиукаевых сгорел дом, и они остались буквально на улице. Роберт был неподалеку, на пастбище. Его семья была дома.
«Ко мне прибежали друзья, они как раз приехали в деревню. "Дом горит, твой дом горит!" — кричали они мне. Я бежал что было силы и молил Бога, чтобы только дети были целы. Еще издалека увидел рядом с горящим домом Симу, она держала на руках младшего сына. Дочь тоже была рядом. Все остальное в тот момент было неважно»,– рассказывает Роберт.
После пожара они стали жить в железном вагончике и надо было как-то зарабатывать на жизнь. Родители уже были не в том возрасте, чтобы помогать по хозяйству, а после пожара и вовсе переехали жить в город. И Роберт с Симой решили заняться фермерством как бизнесом.
«Нам тогда помогли власти – подарили типовой домик по типу финского: две спальни, зал, кухня, ванная. Конечно, пришлось много вложить, чтобы дом стал добротным. Мы его целиком обложили кирпичом. И еще многое надо сделать, но главное — есть вода и отопление»,– говорит Роберт.
В том же 2012 году Сиукаевы влезли в долги, взяли кредит и впервые начали работать не на себя, а на рынок.
Фото: Гана Яновская
Прежде всего они купили еще коров. И начали держать оборону против медведей.
«Говорят, женщины в моем возрасте обычно другую жизнь для себя хотят. А мне тут хорошо, я привыкла. Только медведей боюсь. Как-то я вышла на крыльцо утром, Роберт как раз молоко в машину загружал. И слышу — в утренней тишине камешки с горы сыплются. Взглянула — а в 50 метрах на холмике у дома сидит медведь. Сидит прямо как человек, на попе. Это была медведица с медвежатами. Потом она встала и ушла обратно в лес. Ночью дождь был, и медведица, видимо, намокла — вставая, она отряхнулась, и я даже увидела как с ее шерсти капельки в разные стороны летели»,– рассказывает Сима.
Роберт говорит, что и шакалы, и волки тут не редкость, но с медведями сложнее всего.
«Не раз летом моих коров задирал медведь. Стоишь, смотришь и ничего сделать не можешь. Мы сейчас держим из-за этого собак. Территория пока не огорожена, только стойло, где коровы зимуют, закрытое. А летом они у меня и вовсе свободно пасутся»,– говорит он.
Число коров увеличивалось у них с каждым годом – пропорционально спросу на их продукцию в городе. И работы становилось все больше — вовремя запасаться зимним кормом, откладывать на него уже с лета, вставать рано утром, возить молочную продукцию в город.
Роберти Симаразделяют труд.
Он смотрит за коровами, возит готовую продукцию в город и контролирует всю работу двух магазинов. А еще на его ответственности возить каждый день старшую дочь в школу и младшего сына в детский сад.
Сима же доит коров и делает всю продукцию – сыр, молоко, сметану, масло, мясные изделия. И ответственность за порядок в доме и обед для семьи тоже на ней.
«Сейчас уже легче,— говорит она, —у нас теперь есть всякая техника: доильный аппарат, стерилизатор».
Копченое мясо по традиционному рецепту. Мякоть мяса надо нарезать тонкими слоями, пересыпать солью и специями и оставить пропитываться несколько дней. Потом туго набить мясные полоски в сетки в виде рулетов — и в коптильню. Роберт говорит, что его дед всегда делал такие рулеты в самодельной коптильне, а у него самого есть заводская. На этот продукт очень высокий спрос в его магазинах, хотя килограмм такого рулета стоит недешево — 400 рублей (около $7).Фото: Гана Яновская
И детей на занятия, и продукцию Роберт возит на «Ниве», в которую он встроил холодильную камеру. Говорит, другая машина тут просто не проедет, дорога очень плохая. Зимой – снег, летом в дождливую погоду – грязь.
Магазины он разделил по типу продукции – в одном молочные продукты и яйца, в другом – мясо и мясные продукты.
«Когда большой спрос на мясо – мы закупаем коров за пределами Южной Осетии и привозим. В декабре под Новый год тоже купили несколько коров и повезли их на бойню. Но сразу пять из них неожиданно отелились. Видимо, продавец сам не знал об этом. Мы их, разумеется, вернули в деревню и оставили там жить. Получился такой подарок на Новый год — купили пять коров, а получилось десять»,— рассказывает Роберт.
Чтобы приготовить настоящий осетинский хабиджен (пирог с сыром) — нужен этот особый сыр. В свежее молоко опускают кусочек высушенного говяжьего желудка и оставляют на ночь. За ночь молоко начинает сворачиваться. Потом эту массу начинают собирать в комочек и кладут в форму. Сыворотка постепенно стекает, а комочек твердеет. Это и есть сыр, который потом хранят в соленом растворе. Фото: Гана Яновская
Расширять свой бизнес дальше Сиукаевы пока не планируют. Пока они конкурируют с привозной продукцией:
В магазине у Роберта килограмм говядины стоит 300 рублей [немного больше $5], привозное мясо — 350 рублей [около $6].
Примерно такая же разница и с молочной продукцией — литр молока у Роберта можно купить за 60 рублей [около $1], привозное молоко стоит от 70 до 100 рублей [примерно $1.50].
Роберт Сиукаев – большая редкость вЮжной Осетии. Молочные продукты тут практически никто не производит, все привозится из России. Роберт уверен, что его бизнес имеет перспективу:
«Несмотря навсе трудности ипроблемы, это перспективный рынок. И ведь такая хорошая у меня работа – доставлять людям свежие, натуральные, полезные продукты».
Фото: Гана Яновская
Подписывайтесь на наштелеграм-канал.