«Омикрон» наступает. Когда будет выход из пандемии? Рассказывает глава бюро ВОЗ в Украине

В Украине начинается новая вспышка коронавируса. Сейчас самая сложная ситуация на западе — в Ивано-Франковской области растет динамика госпитализаций. Тем временем в мире эпицентром COVID-19 остается Европа. В начале года там было выявлено более 7 миллионов новых случаев. О новой волне заболевания, важности регулярной вакцинации и конце пандемии мы поговорили с главой бюро ВОЗ в Украине — доктором Ярно Хабихтом.

В январе-феврале «Омикрон» будет бушевать

«Омикрон» распространяется в несколько раз быстрее. Уже в конце января — начале февраля в Украине прогнозируется большой рост новых случаев заражения. Спад заболеваемости может начаться только в марте.

Следующие два месяца будут тяжелыми, в частности, потому, что большинство украинцев, особенно в возрастной группе 60+, до сих пор не вакцинированы. В Украине эта волна может оказать более существенное влияние на здоровье людей, чем в странах с высоким уровнем вакцинации.

Я думаю, никто не знает точно, готовы ли мы ко всем следующим волнам. Но мы прошли через минувшие волны. Мы знаем, что многие больницы улучшили свое обеспечение кислородом, а общее количество коек для пациентов в Украине — более 80 тысяч. Кроме того, есть дополнительные больницы, которые в случае критической ситуации готовы принимать больных COVID-19.

Самое главное — быть готовым адаптироваться и быстро реорганизовывать работу медицинских учреждений. И в то же время не забывать, что кроме больных коронавирусом, также есть пациенты с другими болезнями, которым нужно делать операции, химио- или лучевую терапию.

Unsplash

Работают ли быстрые тесты в случае «Омикрона»?

Во время тестирования с помощью ПЦР или экспресс-тестов на антиген мы не можем знать точно, заболел ли человек именно «Омикроном». Однако важно обнаруживать новые случаи COVID-19, и хорошая новость в том, что быстрый тест также может показать ковид, даже если человек инфицирован «Омикроном».

Проблема в том, что этот вариант вируса довольно быстро распространяется, так что если появились симптомы, нужно как можно скорее сделать тест. Но из-за более мягких симптомов Омикрона люди делают его не всегда. Следовательно, мы можем видеть не полную картину распространения вируса.

Эффективны ли «старые» вакцины против нового штамма

В настоящее время Украина входит в 88 стран, которые не достигли отметки 40% вакцинированного населения. Мы не единственные с этой проблемой. Сейчас приоритетом для нас должна оставаться вакцинация пожилых людей и имеющих хронические болезни. Если у вас есть дедушка или бабушка, еще не получившие прививку — самое время ее сделать. Каким будет будущее — с регулярной вакцинацией против COVID-19 или нет — пока неизвестно.

Мы знаем, что сейчас разрабатываются новые вакцины для штаммов, вызывающих беспокойство. Но чтобы их начали использовать, должны пройти клинические исследования, ученые должны понять, насколько хорошо новые вакцины работают против этих вариантов вируса, а затем принимать решение: рекомендовать их населению или нет. Самое главное, что сейчас у нас есть вакцины, которые помогают избежать тяжелого заболевания и уменьшают нагрузку на медицинскую систему. Мы стоим перед волной «Омикрона» в Украине, поэтому должны использовать доступные вакцины.

Вакцинация детей 

С помощью прививок мы избежали многих болезней. Вакцины против COVID-19 прошли исследования, их рекомендовали для населения. Многие страны вакцинируют детей от 12 лет, некоторые начали делать прививки детям от 5 лет. Но если посмотреть, на сколько ковид распространён в молодом возрасте, то у детей это менее 1% случаев. Во многих странах прививку сначала делают тем детям, у которых слабый иммунитет или есть хронические заболевания. Впрочем, наша цель сейчас — вакцинировать старшее население 60+.

Unsplash

Вакцинация должна быть простой 

Я озабочен тем, что многие не пришли за второй дозой прививки, а некоторые избегают вакцинации вообще. Чтобы побудить людей, страны используют разные методы. Они делают вакцинацию доступной — прививку можно сделать в супермаркете, аптеке или в большом центре массовой вакцинации. Украина в этом плане тоже достаточно инновационна. За прививку дают денежные вознаграждения, их делают в трамваях, магазинах и центрах вакцинации.

Когда кампания по вакцинации только стартовала, люди должны были записываться на прививку, но многие не любят планировать. Впрочем, когда они идут по магазину, в котором есть центр вакцинации, то могут зайти и привиться, не откладывая.

Вакцинация должна быть простой. Кроме того, нужно также изучать местную среду, ведь в Украине есть города и села, где процент охвата вакцинацией велик, а в некоторых — наоборот. Все зависит от интересов людей, им важно знать, безопасна ли вакцина, могут ли они ей доверять и что будет после прививки. Наши рабочие группы ездили по селам, общались с людьми по поводу безопасности вакцин, и после этого большинство из собеседников соглашались на прививку.

За годы работы в Украине я понял, что украинцы не хотят делать то, что им приказывают. Они любят думать, выбирать и часто делают достаточно сознательный выбор.

Глава бюро ВОЗ в Украине — доктор Ярно ХабихтАлександр Хоменко / hromadske

Конец пандемии: когда его ждать?

Где-то с лета или в конце 2022 мы начнем постепенно выходить из пандемии. Но ее влияние будет ощущаться дольше. Думаю, маски останутся в основном в учреждениях здравоохранения, как профилактика других заболеваний. Кроме того, еще один урок, который мы извлекли из этой пандемии, — медицинская система должна постоянно улучшаться. Недавно мы анализировали центры первичной медико-санитарной помощи и увидели, что в Украине уход за детьми на хорошем уровне, медицинскими услугами для детей больше пользуются. Однако, когда речь идет о планировании семьи, интимном или репродуктивном здоровье, то многие не посещают врачей, занимающихся этими направлениями. В то же время растет потребность и в уходе за ментальным здоровьем, но из-за нагрузки на врачей, которая связана с ковидом, эти услуги не всегда доступны.

Сейчас в Европе самая большая волна COVID-19 из тех, что были за последние два года, поэтому пока мы не можем сказать, что начали выходить из пандемии. Впрочем, надеемся, что в 2022 году приблизимся к этому. Но чтобы по-настоящему восстановиться понадобится больше 2-3 лет.