Онлайн, подвал или зарубежная школа. Каким будет новый учебный год — интервью с образовательным омбудсменом

9 июля Служба образовательного омбудсмена Сергея Горбачева опубликовала результаты опроса родителей об их отношении к онлайн или офлайн обучению с 1 сентября. Только в Киеве 48% родителей проголосовали за онлайн обучение.Почти во всех регионах независимо от ситуации и обустройства укрытий большинство поддержало дистанционное обучение. На этот опрос отреагировали в Министерстве образования и науки мол, его результатам нельзя доверять. 

hromadske поговорило с Сергеем Горбачевым об опросе его службы, насколько школы готовы к 1 сентября и обучению под угрозой ракетных обстрелов, а также об украинских школьниках за рубежом.

«Мы можем сделать все, чтобы снизить риски, но мы не можем устранить опасность от нападения россиян и от их ракет»

Можно ли рискнуть и сказать, что у нас есть регионы, где безопасно начинать учебный год офлайн? 

Я бы на себя такую ​​ответственность точно не взял. Есть то, что зависит от нас. Будь я сейчас директором школы, то прежде всего уделил бы внимание тщательному аудиту, что есть в школе: какие помещения, насколько их можно защитить. И в зависимости от этого принимал бы решение о формате и информировании родителей.

Мы можем сделать все, чтобы снизить риски, но мы не можем устранить опасность нападения россиян и попадания их ракет.

Поэтому учебное заведение, управление образования, местные власти должны делать все, чтобы максимально уменьшить риски, оборудовать укрытия, там где они есть, разработать алгоритмы действий в различных ситуациях и научить детей, учителей, родителей. Это то, что мы можем сделать и за что мы отвечаем. Но никто не может отвечать за прилет российской ракеты.

Предусмотрено ли обучение детей, как правильно эвакуироваться из класса в укрытие и когда его должны проводить? 

Провести должным образом обучение — это ответственность учебного заведения. Дети и учителя должны знать: куда и как идти, как там находиться, как выходить, как это все должно происходить.

Сейчас детей в школах нет. Но учителя постепенно выходят на работу из отпусков. Поэтому уже можно проводить тренировки и обучение педагогов, готовить их к тому, что придут дети, и их следует научить.

Также необходимо в школах, где планируют офлайн обучение, сделать хорошо заметную и понятную систему навигации по помещениям.

Знаю очень хороший способ, как определить, нормально ли разработана маршрутизация, указатели в школе. Рекомендую провести простой эксперимент родителям: попросите кого-нибудь, чтобы он с вами вошел в школу. Закройте глаза, и пусть этот человек уведет вас туда, куда вы не знаете. А потом откройте глаза и посмотрите вокруг — если вы сразу не поняли, где находитесь и куда нужно идти на выход — это значит, что указатели нужно сделать более понятными.

Класс в поврежденной от взрыва ракеты школе №17 в Харькове, 2 июня 2022 годаАндрей Мариенко / УНИАН

«50-60% родителей в Украине склоняются к дистанционному обучению»

Насколько оправданы результаты опроса вашей Службы, которые показывают, что большое число родителей хотят, чтобы их дети учились онлайн?

Совершенно оправданы. Эти результаты подтверждают и цифры других опросов, проводимых независимо от нас. Свои результаты опубликовала Государственная служба качества образования и некоторые военно-гражданские администрации. Их результаты даже иногда дают больший процент за дистанционное образование, чем наш опрос.

Считаю, что важно понимать общественные настроения. Потому что позиция МОН состоит в том, мол, если никто ничего не знает, значит проблем не существует. Но проблема не исчезает, если ее умалчивать. Она только загоняется вглубь, и впоследствии будет еще хуже.

Сейчас я могу уверенно утверждать, что 50-60% родителей в Украине склоняются к дистанционному обучению. Причем, чем дальше на Восток — тем больше сторонников онлайн-обучения. Такая же ситуация и в тех городах, которые уже стали объектами ракетных нападений. Например, в Виннице или в Кременчуге.

К слову, я также много общаюсь с родителями, участвовавшими в опросах внутри школы или территориальных громад. Многие выражали удивление. Они общаются между собой, знают, кто и как настроен, но случались случаи, когда практически весь класс голосовал за дистанционное обучение, а в результатах опроса потом было, что 70% — за офлайн. Откуда берутся эти цифры, неизвестно. И здесь велик вопрос к добропорядочности тех, кто проводит такие опросы.

Первоклассники после празднования Дня знаний в одной из киевских школ, 1 сентября 2021 годаВиктор Ковальчук / УНИАН

«Требовать от учителя, чтобы он в подвале во время тревоги обязательно проводил занятия — это слишком»

Родителей опрашивают и на местах. Если часть выбирает очную форму, а часть — дистанционную, как должно быть организовано такое обучение? 

Недавно министр образования выступил с идеей, чтобы дети учились одновременно офлайн и онлайн в рамках одного заведения и одной параллели классов. Это хорошая идея. Я ее поддерживаю. Но для того чтобы ее ввести, нужно сделать определенные изменения в нормативных документах.

Точно знаю, что я, как и многие мои коллеги, смогли бы организовать такое обучение.

Но, к сожалению, есть два момента: не все руководители учебных заведений готовы брать на себя ответственность за самостоятельное принятие решений. Некоторые ожидают приказов, потому что это решение связано с использованием бюджетных средств и возникает ряд вопросов. Как мы составим расписание, как распределим нагрузку между учителями? Кому онлайн, а кому офлайн? Как мы будем переводить детей с одной формы обучения в другую? Как оплачивать работу учителя, если он в один день проводит часть уроков офлайн, а часть онлайн? Сейчас половина родителей хочет онлайн, половина — офлайн, а пройдет месяц, и вдруг выяснится, что все хотят онлайн. Что делать с теми классами, которые уже затарифицированы для очного обучения? Или наоборот — все захотят перейти на офлайн, а у нас кабинетов не хватает.

Это такие малозаметные вещи, которые нуждаются в тщательной проработке и внесении изменений в нормативные акты.

По-моему, надо было сказать, что мы предлагаем определенный вариант, и для этого мы внесли изменения в нормативную базу, позволяющую директору школы делать быстрые переводы детей, быстрое перенаправление средств. Бюджетный процесс — это серьезная вещь.

Пока в этом вопросе большая неопределенность. Все зависит от директора школы, от того, насколько он готов вспомнить, что его назначение — не перекладывать бумажки, а принимать решения в ситуации неопределенности.

Воздушные тревоги могут продолжаться часами даже в регионах, далеких от зоны боевых действий. Учебный процесс в убежище — насколько это обязательно?

Такого четкого требования нет. По-моему, все зависит от условий в укрытии в учебном заведении, количества присутствующих там детей. Если такая возможность есть, я просил бы коллег, чтобы они работали, насколько это возможно. Но требовать от учителя, чтобы он в подвале во время тревоги обязательно проводил занятия — слишком.

Разрушенная в результате авиабомбардировки российских оккупантов школа в селе Кухари Киевскоей области, 23 мая 2022 года. До войны в школе обучалось 90 детейОлег Терещенко / УНИАН

«У нас нет ни юридического, ни морального права требовать от гражданских невооруженных людей героизма перед вооруженными оккупантами»

Как вы поддерживаете контакт с педагогами и родителями из временно оккупированных городов и сел, которые имеют проукраинскую позицию, но по каким-то причинам не могут уехать? Как для них начнется учебный год? 

У нас очень много обращений от людей с временно оккупированных территорий, мы с ними общаемся.

На людей давят, им угрожают. Украинских учителей выселяют из их домов и заселяют туда других — из Сибири, Алтая. Причем привозят людей, впервые увидевших асфальт в Украине.

Когда люди спрашивают, как мы можем поддержать наших коллег, что для них сделать, правильная поддержка — верить в ВСУ. Мы обязательно освободим временно оккупированные территории. К тому же мы фактически не имеем возможности влиять на происходящее там, в частности, по выплатам зарплат учителям, по обучению наших детей. Это тяжело и сложно. Но единственное, что я могу сказать людям, которые там остаются, самое ценное — это жизнь и здоровье, их нужно сохранить. Следует быть очень осторожными и не идти на добровольное сотрудничество с оккупантами.

На временно оккупированных территориях в школах могут не отдавать документы детей, которые будут выезжать на территорию, подконтрольную Украине. Что в таком случае делать родителям? 

Нужно обращаться в управление образования, учебное заведение на той территории, куда родители с детьми уехали. Мы обнародовали разъяснения о том, что там обязаны взять ребенка, чтобы он учился в украинской школе. Документы можно восстановить, можно заполнить со слов родителей. Часть документов есть в реестрах. Но вообще нужно смотреть не на бумажку, а на человека. И помогать человеку, а не бумажке.

Школьник учится дома во время карантина в Киеве, 27 апреля 2021 годаВиктор Ковальчук / УНИАН

«Мы можем реально потерять образовательное поколение, которое не будет знать украинского языка и которое будет оторвано от украинской истории, культуры»

Онлайн-обучение украинцев, переехавших за границу, часто — формальная вещь, которой родители держат место в своей школе. Насколько эта форма обучения приемлема, когда ребенок учится онлайн в Украине, и офлайн — за границей? 

Это огромная проблема, критически обостряющаяся, и мы не видим, чтобы эту проблему решало МОН.

Несколько дней назад еврокомиссар по внутренним делам заявила, что украинские дети должны учиться либо в школах стран пребывания, либо возвращаться в Украину.

Меня это заявление удивило и возмутило. Европа, которая оказывает нам помощь, должна понимать, что мы, украинцы, там не по своей воле.

Мы должны сделать все, чтобы украинский ребенок за границей, где он обязан ходить в школу, не терял связь с Украиной. Чтобы он мог изучать украинский язык, литературу, историю.

Есть проблема в том, что за границей не только отсутствуют важные для нас предметы. Образовательные программы тоже очень отличаются по возрастному распределению. Например, то, что наш ребенок изучает, условно, в 6 классе, в других странах могут проходить в 8-м или наоборот в 4-м.

Идеальным вариантом было бы, если бы дети шли в школы в странах пребывания, но у них в течение учебного дня было выделено время, скажем, пару часов, уроков, на которых они могли бы онлайн работать с украинскими учителями по украинским программам и на украинском языке. Но, к сожалению, этого не сделали. Где-то есть договоренности, но системно эту проблему не решили. Мы можем реально потерять образовательное поколение, которое не будет знать украинский язык, и которое будет оторвано от украинской истории, культуры. Это небезопасно.

То есть единственный выход — подключаться к онлайн-урокам, проводимым в Украине?

В большинстве стран дети обязаны посещать школу. В противном случае родителей ждут штрафы и другие наказания. Но есть огромная проблема в том, что время уроков в наших школах совпадает с обучением у зарубежных. Дети пытаются учиться в украинской школе вечером — просматривать записи уроков, выполнять домашние задания.

Есть и другие варианты. Например, украинские субботние школы, хотя это тоже дополнительная нагрузка на детей. Также — привлечение находящихся за рубежом украинских учителей для обучения наших детей. Но для этого нужны определенные изменения, потому что наша система не признает украинским учителем человека, работающего с украинскими детьми по украинским программам, но за границей. Это нужно также исправлять, что до сих пор не сделано.

Если ребенок возвращается из-за границы со своим табелем, что здесь его будет ждать? 

В апреле в МОН издали приказ о завершении учебного года в условиях военного положения. В нем говорится, что учебные заведения, в частности, зарубежные, в которых временно обучались ученики, могут выдавать им информационные справки о периоде обучения с перечнем предметов, отдельных тем и результатов оценивания.

В отдельных случаях по решению педагогического совета заведения, оценка за ІІ семестр учащихся 5-8 и 10 классов может быть не по 12-балльной шкале, а «зачтено»/«не зачтено». Все зависит от страны, из которой вернулся ребенок, какие предметы, курсы указаны в документе об образовании, который он получил.

Думаю, нам очень нужно будет подумать над тем, как мы будем выходить из этой ситуации. Уже немало случаев, когда наши школы не знают или отказываются засчитывать эти справки. Ведь за границей в школах изучают, например, естественные науки, объединяющие физику, химию, астрономию, биологию и географию. Но тема и часы этого предмета не соответствуют украинским предметам.

Пока у меня нет ответа на этот вопрос. Думаю, мы должны были бы его выработать с образовательными экспертами, из МИД, из МОН. К сожалению, я не вижу реальных действий Министерства образования, чтобы поддержать наших детей за границей.

Украинские родители могут получать звонки из школ о том, что они должны забрать документы из школы, если начали обучение за границей. Это законно?

Совершенно незаконно. Если родители не напишут заявление, ни одна школа в Украине не имеет права отчислить ребенка. Единственное исключение — после 9 класса, если у ребенка низкие оценки. Тогда его можно не перевести в 10-й. Во всех остальных случаях, что бы ни происходило, отчислить ребенка невозможно.

Деоккупированные территории и разрушенные школы. Как там будет проходить обучение? 

Надо смотреть, что происходит. Где мы можем обучать дистанционно, где — переформатировать классы, где — перевести детей из разрушенной школы в другую. Нужно иметь в виду, что сейчас за границей по разной информации находится почти половина детей школьного возраста.

Я общаюсь с директорами киевских школ и вижу, что у них проблемы с наполнением первых классов. Поэтому нужно смотреть на реальную ситуацию и решать все, учитывая автономию учебного заведения.