«Оскар» уже завтра. У кого самые большие шансы его получить?

Завтра утром украинцы узнают победителей нынешней, девяносто третьей, премии «Оскар». Церемония награждения начнется 26 апреля в час ночи по Киеву. Рассказываем, у каких лент наибольшие шансы получить награду.
Традиционно «Оскар» вручают в конце зимы — начале весны, но в этом году из-за пандемии премию перенесли на апрель. В связи с коронавирусом академия расширила и рамки отчетного периода — если раньше на премию могли претендовать ленты, вышедшие с 1 января по 31 декабря, то на этот раз дедлайн продлили до 28 февраля.
Также на «Оскар» временно разрешили претендовать фильмам, которые вышли исключительно в цифровом прокате, но только если изначально их должны были демонстрировать в кинотеатрах. Ранее обязательным условием для участников был недельный кинопрокат в Лос-Анджелесе.
Несмотря на сложные времена, церемония состоится офлайн — в театре«Долби» и помещении железнодорожного вокзала Лос-Анджелеса Union Station. По словам организаторов, всех приглашенных протестируют на COVID-19.
По числу номинаций уже второй год лидирует стриминговый сервис Netflix лидирует — у него их целых 35. В прошлом году его оскаровским локомотивом стал «Ирландец» Мартина Скорсезе, хотя в итоге ни одной статуэтки он так и не получил.
Кто претендует на «Оскар»?
На этот раз Netflix делает ставку на ленту Дэвида Финчера «Манк». Она рассказывает о голливудском сценаристе Германе Манкевиче, самая известная работа которого — сценарий к фильму Орсона Уэллса «Гражданин Кейн».
Получив 10 номинаций и став лидером по их количеству, фильм Финчера, что интересно, не претендует на «Оскар» как раз в номинации «Лучший сценарий».
Кино было снято по скрипту Джека Финчера, покойного отца режиссера, и экранизировать его было давней мечтой Дэвида.
Впервые за время существования премии сразу две женщины номинированы в категории «Лучшая режиссерская работа». Это Хлоя Чжао за драму «Земля кочевников» и дебютантка Эмиральд Феннел за триллер «Перспективная девушка». Если кто-то из них получит награду, это станет вторым подобным случаем в истории премии. Первой женщиной, получившей «Оскар» за режиссуру стала Кэтрин Бигелоу с фильмом «Повелитель бури» в 2010 году.
Кроме режиссерского «Оскара», Эмиральд Феннел претендует на награду в категории «Лучший адаптированный сценарий», а Хлоя Чжао еще на три статуэтки — за «Лучший фильм», «Лучший адаптированный сценарий» и «Лучший монтаж».
Чедвик Боузман, который умер 28 августа 2020 года, имеет большие шансы быть награжденным в номинации «Лучшая мужская роль». Актер, больше известный по роли Черной Пантеры в фильмах Marvel, номинирован за участие в фильме «Ма Рейни: Мать блюза». Ранее посмертно актерским «Оскаром» отмечали только Питера Финча (1977) и Хита Леджера (2009).
Бесспорный фаворит в категории «Лучший фильм на иностранном языке» — лента датского режиссера Томаса Винтерберга «Еще по одной», которую также номинирована за лучшую режиссерскую работу.
Среди номинантов-иностранцев — румынская документальная лента «Коллектив», которая стала фильмом-открытием нынешнего Docudays UA.
Кстати, ситуация, когда документальный фильм претендует на награду как лучший фильм на иностранном языке, складывается уже второй год подряд: в прошлом году на эту статуэтку претендовала северомакедонская лента «Земля меда».
А что с украинскими лентами?
Представителей Украины на нынешнем «Оскаре» не будет. Фильм Валентина Васяновича «Атлантида», который был выдвинут от Украины, не вошел в короткий список категории «Лучший фильм на иностранном языке» и выбыл из гонки еще в начале февраля.
Не попала в шорт-лист и украинская документальная лента «Земля голубая, словно апельсин» Ирины Цилык.
А фильмы в этот раз отбирали по новым правилам?
Громкие изменения в правилах премии «Оскар» не затронут номинации этого года. В сентябре 2020-го Академия огласила новые критерии для включения лент в категорию «Лучший фильм». Согласно им, претенденты должны соответствовать двум из четырех стандартов, одним из которых является наличие среди актеров и членов съемочной группы определенного количества представителей малорепрезентативных групп — женщин, членов ЛГБТК+ сообщества, расовых и этнических меньшинств или людей с инвалидностью.
Все эти правила полноценно вступят в силу с 2024 года и будут касаться только одной из оскаровских категорий.
Поэтому нынешние оскаровские изменения, например увеличение числа женщин среди номинантов или большее участие представителей меньшинств, не являются решением «сверху» — это свидетельство перемен в общественных настроениях. Киноакадемия состоит из реальных людей. Меняются взгляды ее членов — растет уровень разнообразия среди номинантов.
Автор: Роман Губа