От шантажа до анафемы. Как женщины в Грузии, Азербайджане и Украине борются со стереотипами
Сиди дома, рожай детей! Патриархальные стереотипы— наверное, самое безопасное, с чем приходится сталкиваться женщинам в Восточной Европе, особенно тем, кто своим творчеством или образом жизни открыто пропагандирует феминизм. Сегодня, когда проходитмеждународная ежегодная кампания против гендерного насилия, журналисты из Грузии, Азербайджана и Украины рассказывают о женщинах, ломающих стереотипы.
Сиди дома, рожай детей! Патриархальные стереотипы— наверное, самое безопасное, с чем приходится сталкиваться женщинам в Восточной Европе, особенно тем, кто своим творчеством или образом жизни открыто пропагандирует феминизм. Сегодня, когда проходитмеждународная ежегодная кампания против гендерного насилия, журналисты из Грузии, Азербайджана и Украины рассказывают о женщинах, ломающих стереотипы и бросающих обществу вызов.
Угрозы, оскорбления, шантаж
Консервативное общество Азербайджана предъявляет женщине целый ряд требований. Она должна быть скромной, послушной, желательно не очень образованной и не слишком самостоятельной. Некоторые ограничения могут показаться довольно неожиданными в других странах.
«Например, женщине нельзя путешествовать одной. Даже поездка в междугороднем автобусе вызовет косые взгляды и укоры в духе — „что, у нее нет отца или брата? Как отпустили одну?!“», — говорит Фидан Назарова, путешественница и гендерная активистка из Азербайджана.
Пять лет назад Фидан поняла,что хочет бросить вызов обществу. Она выбрала одну из самых небезопасных для женщин форм протеста — поездки автостопом. Это— ее способ донести до масс идеи равноправия и отстоять женскую самостоятельность.
«Я хочу показать, что женщина свободна делать все, что хочет, не спрашивая папу и брата. И да, женщина может ездить автостопом и даже жить не дома», — объясняет Фидан.
Фидан делится опытом о своих поездках в соцсетях, и чем популярнее становятся ее путевые заметки, тем больше угроз она получает. В основном, угрожают мужчины, которые видят в ее поведении подрыв устоев. О том, как Фидан противостоит агрессии и чему учит своих последовательниц читайте в материале «Мейдан-ТВ»«Автостоп как бунт».
Отлучение от церкви
Лия Уклеба, художница изгрузинского города Кутаиси, однажды решила высказаться олюдях, «которые делают тысячи мерзостей именем религии». Лия нарисовала картину «Попытка самоубийства», которая, что называется, произвела эффект разорвавшейся бомбы. Наполотне — беременная богородица, приставившая квиску пистолет.
«Это послание — отом, что мызаслуживаем остаться без бога. Смоей стороны это была горькая шутка, над которой стоилобы задуматься»,— объясняет Лия.
Аеще художница хотела сказать, что пусть хотябы «самая главная вхристианстве женщина сама решит — родить ейбога, или нет».
Первой очнулась патриархия. Влияние Грузинской православной церкви встране традиционно велико, ибольшинство местных жителей прислушиваются кмнению патриарха Илии Второго. Аонсказал, что «такого оскорбления [чувств верующих] вГрузии еще небыло» ивжизни Лии началась самая настоящая травля. Ейпосвящали ток-шоу иакции протеста; ейугрожали убийством, изгнанием изстраны иотлучением отцеркви.
Сегодня Лия жалеет только об одном— что в ее жизни слишком много времени занимает быт и хозяйство и она не может полностью посвятить себя работе и создавать больше резонансных работ, которые заставляют общество задуматься.
«Только представьте, что былобы, еслибы женщины могли забыть орутине итратить весь свой ресурс натворчество?»
Отом, как Лие удалось очнуться от20-летней творческой летаргии, читайте вматериале JAMnews «Истории трех грузинских женщин, которые меняют мир вокруг себя».
Уничтожение работ
Многие женщины являются феминистками и разделяют все основные ценности феминизма, не отдавая себе в этом отчета. Но украинская писательница Евгения Белорусец не из их числа — к ней понимание феминизма пришло еще в детстве.
«Современный феминизм сосредоточен нетолько направах женщин, онпозволяет строить мосты между самыми разными правонарушениями», — говорит Евгения.
Именно поэтому она занялась проектом, посвященным украинским квир-семьям. «Это был очень сложный период для украинского квир-сообщества, было очень много нападений. Нужна была смелость, чтобы показать свое лицо исфотографии взглянуть влицо потенциальным дискриминаторам».
Евгения ждала подвоха с самого начала, но вскоре обнаружила, что общество в Украине более открыто, чем ей казалось. Однако через месяц на выставку напали представители праворадикальных организаций.
«Они ворвались вЦентр визуальной культуры, который тогда находился вкинотеатре Жовтень, избили охранника иразрезали работы. Вскоре яначала получать угрозы».
Отом, как Евгения вернулась кработе, ипочему она считает возможным диалог справорадикальными организациями, читайте вматериале Громадского«Что значит быть феминисткой вУкраине».
При поддержке «Медиасети»
Над проектом работали: Димитрий Авалиани, Надия Апенько, Софо Букиа, Гаджи Гаджиев, Нино Гамисония, Гюнель Мевлуд, Диана Петриашвили, Давид Пипиа, Ксения Савоскина, Севда Самедова, Лиза Сивец, Мария Спиридонова, Азиз Эльханоглу
Подписывайтесь на наштелеграм-канал.