«Папа, забери нас домой, когда закончится война». Что ждет украинцев за границей: истории выехавших
Около миллиона украинцев с начала войны уехали за границу. Это число ежедневно растет. Люди ищут убежища в Польше, Венгрии, Словакии, Румынии и Молдове. В основном это женщины и дети, а также иностранцы. Мужчинам призывного возраста от 18 до 60 лет запретили уезжать. Конечно, есть и те, кто игнорирует правила и предлагает пограничникам взятки, чтобы их выпустили за пределы Украины. За весь период поймали около сотни таких нарушителей и отправили обратно.
В условиях войны процедуру пересечения значительно упростили — выехать можно без документов, паспортов и COVID-сертификатов. Пограничники без лишних вопросов ставят штампы даже во внутренних паспортах и успокаивают, что теперь украинцы в безопасном месте.
Шестые сутки в пути. И это еще не конец
«Такой острый суп. Наверное, черный перец съела», — Лариса Шпачинская вместе с тремя детьми обедает за столом в варшавском центре для беженцев, который устроили во Дворце культуры и науки. В пути семья уже шесть дней, и это еще не конец их маршрута. Планируют остановиться у знакомых в Берлине. Пока ждут поезда, пришли в центр отдохнуть, согреться и поесть.
24 февраля Лариса с мужем и тремя детьми 8, 10 и 12 лет в спешке закупила продукты, собрала вещи первой необходимости и выехала из родного города Олешки в Херсонской области. В полдень там уже ездили российские танки, летали вертолеты и раздавались звуки выстрелов. По словам женщины, все развивалось очень быстро.
«Мы проснулись от сильного грохота. Подумали, что это учения. Но когда российский десант начал высаживаться на реке Конка, мы уже поняли это война. Быстро собрали вещи, погрузили в машину и поехали. Я дома даже не выключила свет и документы на ребенка не взяла», — рассказывает Лариса. Ее речь медленная, взгляд блуждает.
Сегодня Олешки и часть Херсонской области находятся под российской оккупацией. Местные жители сутками сидят в подвалах без еды и боятся выйти на улицу. Лариса рассказывает: «Если местное население выходит на мост, снайперы стреляют. Расстреляли скорую. “Градами” хорошо так сыпало по городу. Многие дома повреждены», — женщина показывает видео и фото соседних домов, от которых ничего не осталось. Ее дом пока цел.
Из Херсонской области до Львова, а это почти 900 километров, Семья Шпачинских добиралась трое суток. В Желтых Водах и Виннице останавливались для отдыха и сна. Во Львове муж Ларисы проводил ее с детьми на вокзал, посадил на электричку в Польшу, а сам отправился воевать.
К семье поочередно подбегают волонтеры в ярких жилетах и приносят еду.
В центральный информационный центр стоят очереди. Выехавшим здесь круглосуточно помогают со всем, что только может понадобиться в чужой стране: организация и легализация статуса, помощь с документами, юридические и психологические консультации, поиск работы и учебы. Но в приоритете – накормить, дать одежду и временное жилье. Все это бесплатно. В Варшаве таких центров около 20, они расположены в разных районах города.
Без денег и еды
«Вот бутерброды. Может, вам еще что-нибудь нужно?» — на украинском языке спрашивает волонтер у Ларисы Шпачинской. «Спасибо! Пока ничего не нужно», — отвечает женщина.
Лариса благодарит волонтеров и говорит, что хочет только отдохнуть и поесть. И продолжает рассказывать свою историю:
«Электричка в Перемышль ехала очень долго. Мы там спали: один ребенок на руках, двое по обеим сторонам. Это был кошмар. Я не могла перевернуться. Электричка была переполнена, у нас в тамбуре спали младенцы. Люди ехали стоя 15 часов вместо двух». В разговор включается старший сын и добавляет: «Три часа сидели, а остальное время стояли».
В начале войны ситуация на западных границах была критической. Украинцы массово бросились к границе электричками и поездами, автобусами, машинами и пешим ходом. В первые дни приходилось стоять на границе сутки в километровых очередях. Сейчас ситуация улучшилась — на большинстве пропускных пунктов больших очередей нет.
Многие украинцы покидают свои города в спешке: берут с собой минимум вещей, запасы еды заканчиваются довольно быстро, а гривны поменять практически невозможно. Некоторые едут на границу, не имея конкретного пункта назначения. Главное — добраться до безопасного места.
Сейчас весь мир бросился поддерживать украинцев. В соседней Польше люди предлагают в социальных сетях свое жилье, транспорт, работу, деньги, закупают подгузники и еду. На границах оборудованы пункты для обогрева и столы с продуктами: супами, лапшой, бананами, печеньем, хлопьями и т.д. Также дают теплую одежду и покрывала, чтобы согреться.
Переселенцы уже во второй раз
Пограничники выражают сочувствие и успокаивают: «Теперь вы в безопасности». На границе со стороны Польши стоят очереди из автомобилей и автобусов, предлагающих бесплатно довезти в любой город. В большинстве польских городов общественный транспорт для украинцев тоже бесплатный. Поляки уверяют, что не оставят своих соседей в беде и помогут всем, что нужно.
Во внутреннем дворике Дворца культуры и науки две сестры — Таня и Варвара Лихтины — ищут вещи первой необходимости. Именно сюда неравнодушные поляки приносят одежду, обувь, игрушки для детей, средства гигиены и ухода. Вся гуманитарная помощь лежит в коробках и занимает половину площади.
До 2015 года девочки с родителями жили в Луганске. Когда начались активные боевые действия, они переехали в Тернополь.
«Мы пережили войну в Луганске. Когда оттуда уезжали, то снаряд упал около нашего дома. И только чуть-чуть удалось наладить жизнь, — нужно куда-то убегать» — рассказывает Таня Лихтина.
24 февраля, как только началась война, она взяла свою несовершеннолетнюю сестру Варвару и уехала в Польшу. В этом их убедили родители. Они остались в Тернополе. Отец девушек ушел в терроборону, а мама принимает у себя переселенцев.
Уже несколько дней девушки в Польше. Сначала пожить к себе их пригласили поляки в поселке возле Перемышля, сейчас Лихтины в Варшаве.
«Мы очень благодарны полякам, потому что на вокзалах много пищи и одежды. Мы не успели ничего взять, и это очень помогает. Сейчас самая большая проблема — мы не можем поменять гривны, их почти нигде не берут. Просто не хотят менять. На карте осталось только 2000 гривен, но это очень мало», — рассказывает Таня. Девушки планируют поехать в Грецию, там живет их крестная. Но сначала нужно решить финансовые вопросы.
Ждем конца войны, чтобы вернуться
Правовые изменения для украинских переселенцев в Европе и мире меняются почти каждый день. В пятницу, 4 марта, Совет ЕС поддержал решение ввести систему временной защиты для украинцев, спасающихся от войны. Это позволяет временно проживать, легально работать, арендовать жилье, получать медицинскую помощь, а также учиться. Сейчас обсуждается срок в один год.
Такое разрешение дает украинцам больше преимуществ, чем статус беженца: людям не придется сдавать свои документы, и они смогут сразу искать работу.
Сестры Таня и Варвара Лихтины не планируют оставаться за границей и с радостью вернутся домой, как только закончится война. Там их ждут родные, учеба, работа и собака.
Лариса Шпачинская тоже ждет конца войны. И обязательно вернется в родные Олешки. Говорит, что дети очень стрессово все переживают: «Дочь Оксана плачет, постоянно просит позвонить папе. Связь на вокзале была слабая, и она плакала. Когда дозвонилась, сказала ему: “Папа, а когда война закончится, ты нас заберешь отсюда? Я люблю тебя”».