Печальная статистика смертей на пунктах пропуска на Донбассе. Как это предотвратить?
Сегодня (21 января 2019 — ред.) произошла очередная трагическая смерть при пересечении линии соприкосновения в Станице Луганской.
Начиная с 1 января 2019 года, я веду «печальную» статистику, фиксируя случаи смертей при попытке пересечения линии соприкосновения. С учетом сегодняшнего случая, я зафиксировал уже 40 смертей гражданских при попытке пересечения линии соприкосновения. Каждый из этих случаев имеет конкретную судьбу, конкретную историю трагедии и конкретных родственников и друзей погибших.
Я бы хотел бы поделиться своими мыслями в форме вопросов-ответов для лучшего понимания проблематики и того, что необходимо сделать, чтобы ситуация улучшилась.
При каких обстоятельствах умерли эти люди?
Из 40 погибших, 32 человека умерли по состоянию здоровья, шесть человек погибли в ДТП, которое произошло неподалеку от КПВВ «Марьинка», двое погибли во время наезда транспортного средства на взрывное устройство в «серой зоне» между КПВВ «Новотроицкое» и пгт Еленовка, который находится вне контроля правительства. То есть, 4/5 смертей произошли по естественным причинам у людей, которым если и стоило куда-то выходить из дома, то разве что в медицинские учреждения.
Кем были все эти люди?
35 умершим из 37, чей возраст установлен, было 60-89 лет, только одному человеку было 56. Единственный случай смерти молодого человека, в возрасте 31 года, произошел во время ДТП, это был водитель транспортного средства. Такие данные свидетельствуют о том, что в абсолютном большинстве случаев умирают пенсионеры, а отсутствие смертей в возрасте 90 и более лет свидетельствует не об их крепком здоровье, а о том, что эти люди уже даже и не пытаются пересекать линию соприкосновения и не получают пенсионных выплат.
Где они умерли?
Больше всего людей умерло при пересечении линии соприкосновения через Станицу Луганскую, таких случаев зафиксировано 14. При пересечении через «Майорское» умерли 11 человек, через «Марьинку» — 10, из них шестеро погибли в ДТП, через Новотроицкое — 5, из них двое погибли от взрывного устройства. Единственным коридором, где не было зафиксировано ни одной смерти за этот период является направление Мариуполь — Тельманово/Бойковское, через Гнутово. Ровно два месяца назад было завершено строительство пешеходной секции моста у Станицы Луганской, что существенно облегчило пересечение этого участка пожилыми людьми. Впрочем, несмотря на это, уже после открытия моста, только за два месяца на этом коридоре уже произошли три смерти, что в очередной раз подтверждает вопиющую недостаточность одного единственного пешеходного коридора в Станице Луганской на всю Луганскую область.
Какого пола были умершие?
Этот вопрос, на первый взгляд, может показаться неважным, или даже лишним. Впрочем, в ситуации постоянного подчеркивания гуманитарными организациями мировых критериев уязвимости, которые не всегда учитывают местный контекст, и необходимости большего внимания к одному полу происходит уменьшение внимания к другому полу. Я просто предоставлю статистику, выводы делайте сами. Из 32 человек, умерших при пересечении линии соприкосновения по состоянию здоровья, мужчин было 27 человек, а женщин — 5.
Еще что-то?
Да. Из 40 зафиксированных случаев смерти, 22 зафиксированы на контролируемой правительством территории, семь в «серой зоне», и 11 — на неконтролируемой правительством территории. К сожалению, у меня нет серьезных оснований считать, что на неконтролируемой правительством территории смертность вдвое меньше. Вероятной причиной такой диспропорции является ограниченность источников информации на неконтролируемой правительством территории, где количество гуманитарных акторов и СМИ довольно ограничено.
Выводы
Большинство умерших являются пенсионерами пожилого возраста, а к обременительному путешествию на контролируемую правительством территорию их побудило отсутствие средств к существованию. Чаще всего люди умирают при пересечении линии соприкосновения через Станицу Луганскую — 35% от всех зафиксированных смертей. Из пяти транспортных коридоров он является единственным пешеходным (для транспортных средств пересечение здесь не предусмотрено) и единственным, который функционирует в Луганской области. Остальные транспортные коридоры — в Донецкой области.
Что можно сделать, чтобы уменьшить смертность и упростить пересечение линии соприкосновения гражданским населением?
- Ввести для жителей неконтролируемых правительством территорий процедуру для получения надлежащих им пенсионных выплат. Сейчас государство фактически заставляет этих людей регистрироваться и получать статус внутренне перемещенных лиц, которыми они не являются.
- Изменить частоту посещения контролируемой правительством территории с одного раза в 60 дней, на один раз в шесть месяцев. Для пенсионеров, желающих выехать за границу, государство сейчас предусматривает возможность получить пенсию на шесть месяцев вперед, при этом для жителей собственной территории условия значительно строже.
- Зачислять в качестве идентификации и посещения контролируемой правительством территории факт прохождения пенсионером пограничного контроля с фиксацией в системе пограничного контроля «ГАРТ-1». Если сейчас информации, которая трансформируется в базу «АРКАН», об отсутствии пенсионера на контролируемой территории в соответствующий промежуток времени достаточно для того, чтобы считать это основанием для прекращения пенсионных выплат, по такому же принципу этой информации должно быть достаточно для того, чтобы считать это подтверждением оснований для продолжения пенсионных выплат.
- Восстановить пассажирское железнодорожное и автобусное сообщение. Аргументом о невозможности такого сообщения называлась опасность для путешествующих из-за скопления людей в случае обстрелов. Но в то же время, отсутствие серьезных инцидентов на транспортных коридорах через линию соприкосновения показало, что при желании стороны могут договариваться и выполнять эти договоренности, а скопления людей и легковых автомобилей не менее уязвимы при обстрелах.
- Открыть автомобильные и железнодорожные транспортные коридоры, особенно в Луганской области. Государство должно занимать в этом вопросе проактивную роль, если оно действительно заинтересовано в упрощении условий пересечения линии соприкосновения.
- Отменить разрешительную систему, которая является фактором коррупции в случае каких-либо проблем с разрешением: истечение срока действия, описка, необходимость изменить информацию в разрешении. Ее существование противоречит логике и здравому смыслу, поскольку для пересечения государственной границы, даже через Россию, разрешение не требуется.
- Установить адекватные туалеты и обеспечить все КПВВ регулярной работой медицинских сотрудников и каретами скорой помощи. Я приведу только один пример. Пенсионеры из неконтролируемых правительством районов Луганской области вынуждены занимать очередь и стоять в ней посреди ночи для того, чтобы успеть как можно быстрее пройти все процедуры, получить надлежащие им пенсионные выплаты и успеть вернуться домой в этот же день. А из-за отсутствия в Станице Луганской нормальных туалетов, даже платных, эти пожилые люди часто перед поездкой ничего не едят и не пьют. Поэтому многие теряет сознание, а некоторые люди умирают.
Возможно, хоть кто-то, пусть даже тот, от кого мало что зависит, услышит мой глас вопиющего в пустыне.
P.S. Я понимаю, что смерть каждого человека — это индивидуальная трагедия для родственников и друзей, и учет этих случаев в обобщенной форме ни в коем случае не имеет целью пренебречь чьим-то особым случаем. Напротив, целью является формирование выводов на основании ошибок, из-за которых произошли эти смерти и возможность формировать замечания и предложения, чтобы их исправлять и минимизировать риски их повторения в будущем.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора