Первой части кинотрилогии «Властелин колец» — 19 лет. А мы так и не увидели «Битлз» в ролях хоббитов

19 декабря 2001 года вышла в прокат первая часть культовой экранизации «Властелина колец» новозеландского режиссера Питера Джексона — «Братство кольца». Сейчас для большинства ценителей созданного Толкином мира Средиземья именно эта версия является классической, любимой и наиболее близкой к тексту и атмосфере одной из главных фэнтезийных книг всех времен. Впрочем, если бы Джексон ее не снял, вероятно, долгими зимними вечерами мы бы смотрели совсем другое кино по мотивам «Властелина колец».

Экранизация Джексона вышла почти через полвека после выхода первой части книги. За это время попыток перенести эпическую борьбу за Средиземье на экраны было множество — как удачных (то есть тех, которые все-таки вышли), так и тех, которые в конце концов остались нереализованными. В начале одной из причин было неодобрение сценарных идей самым Толкином. Большинство из них автор считал бессмысленными и созданными «без признаков понимания того, о чем говорится в тексте».

Кадр из «Властелина колец» американского режиссера Ральфа Бакши 1978 года

Бакши, вдохновитель Питера Джексона

Начнем с хорошего, а точнее с экранизации, которую есть за что похвалить — «Властелина колец» американского режиссера Ральфа Бакши 1978 года. Хотя это нечто среднее между анимацией и «живыми съемками» (фильм в технике ротоскопирования) и местами выглядит очень странно, лента изрядно вдохновила Питера Джексона. Отдельные сцены в первой части его фильма, например момент, когда хоббиты прячутся в корнях дерева от назгула или «визит» назгулов в таверну в Бри, где скрывались хоббиты, очень напоминают как раз экранизацию Бакши.

Когда в 1976-м Бакши уговорил продюсера Саула Заенца приобрести права на «Властелина колец» и приступил к работе, он планировал снимать трилогию. Однако в процессе закончились деньги и отчасти энтузиазм (снимать на пленку и раскрашивать ее покадрово оказалось очень сложно и долго) — и до съемок третьей части дело так и не дошло. Более того, даже вторую не удалось доснять полноценно.

Еще одна проблема была со сценарием: на встрече с дочерью Толкина, Присциллой Бакши пообещал максимально следовать книге в своем фильме, но в результате слово не сдержал. Все благие намерения Бакши разбились о поиск идеальных сценаристов: первый, Крис Конклинг, почему-то решил переписать рассказ от имени хоббита — нет, не Бильбо и не Фродо Бэггинсов, а Мериадока Брендибэка (одного из членов «братства»); а другому, Питеру Биглу, потом пришлось все переписывать. Он потом еще добавил от себя пролог с историей колец. Его идею со вступлением «позаимствовал» и Джексон.

Если узнать Бильбо, Фродо и Гэндальфа в фильме Бакши довольно просто, то некоторые герои имеют очень необычный вид (по крайней мере для избалованных экранизацией Джексона зрителей). Саруман Белый ходит в ярко-красном плаще, Боромиру его шлем с рогами придает черты настоящего викинга, а вот гном Гимли ну очень напоминает воплощение богатырей в советском кинематографе — любимых героев из «фэнтези» Киевской Руси. Ну и орки, конечно, тоже не так пугающе выразительны, как у Джексона.

Самому Бакши очень не понравился саундтрек в его же фильме, на котором настоял продюсер: говорят, он мечтал добавить к ленте песни группы Led Zeppelin, однако ему не разрешили. В конце концов, пожалуй, немного жаль, что у Бакши мы не увидели самого интересного: лента обрывается на эпизоде, как Фродо и Сэм направляются к Огненной горе, чтобы уничтожить кольцо.

Кадр из первой мультипликационной экранизации «Хоббита», режиссером которой стал автор мультфильмов про Тома и Джерри, американец Джин Дейч

Анимационные попытки, но никакого «Диснея»

Самой первой попыткой «оживить» произведения Толкина была радиопостановка ВВС по «Хоббиту», которая категорически не понравилась самому Толкину. Затем был ряд попыток снять мультфильм по «Властелину колец». Пионером стал Форрест Аккерман, который обсуждал с Толкином концепцию будущего кино, а тот даже ее предварительно согласовал.

Визуальное воплощение споров не вызвало: Аккерман планировал привлечь художников, которые бы сделали бы героев, похожими на иллюстрации известного художнику Артура Рекхема, который к тому времени уже умер. Для Толкина главным было, чтобы будущий фильм не напоминал диснеевские творения. А вот сценарий трехчасовой ленты профессор забраковал: создатели будущего кино, мол, бессовестно путались не только в событиях книг, но и в именах героев. К тому же, в картине планировалось слишком много магии, а характеры героев были невыразительными. В конце концов, Аккерман еще и хотел привлечь Толкина к сотрудничеству на волонтерских началах, и это окончательно способствовало тому, что кино не вышло.

А вот в 1960-х все-таки состоялась первая экранизация «Хоббита» — приквела к Властелину колец», которая оказалась в конце концов далекой от первоначального замысла. За проект взялся автор мультфильмов про Тома и Джерри, американец Джин Дейч, работавший в Праге. Сценарий Дейча был фантастически далек от оригинального произведения Толкина: в ленте для детей невесть откуда появлялась любовная линия. В конце фильма Бильбо должен был жениться на принцессе.

Дейч, задумав впоследствии экранизировать и «Властелина колец», добавил в сценарий еще и намеки на продолжение истории. Однако такая его глобальная идея осталась на бумаге из-за нехватки финансирования: в результате вместо «Хоббита» и трилогии-продолжения продюсер заказал Дейчу 12-минутный анимационный фильм. Дейч справился, и теперь можно насладиться просмотром на YouTube его 12-минутного творения, где у Бильбо — модный желтый пиджак, Голлум чем-то напоминает паука, и все-таки присутствует принцесса!

Еще одна необычная экранизация — «Хоббит» (1977) и «Возвращение короля» (1980) Артура Ранкина и Джурла Басса. Образы героев здесь в какой-то мере напоминают представления Бакши, но у некоторых, в частности у Голлума, похожего на лягушку, дракона Смауга, смахивающего на кота, и в механическом голосе Саурона чувствуется стиль японской студии Topcraft (она впоследствии превратилась в Ghibli Хаяо Миядзаки). В большей степени есть за что критиковать «Возвращение короля»: сценарий ленты стал несколько сумбурной комбинацией отдельных эпизодов книги, не очень удачно сочетающихся между собой.

Персонажи советского телеспектакля «Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса, хоббита, через дикий край, черный лес, за туманные горы, туда и обратно»

Советские хоббиты и нереализованный замысел «битлов»

В России в начале 90-х тоже снимали мультфильм по «Хоббиту» — «Сокровища под горой», но в сети от него сохранилось только шестиминутноевступление с озвучкой Николая Караченцова. А еще существует советский телеспектакль по мотивам «Хоббита». «Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса, хоббита, через дикий край, черный лес, за туманные горы, туда и обратно», срежиссированное Владимиром Латышевым при участии актеров петербургских театров, который длится всего час.

Соответственно, многие важные для сюжета моменты туда не попали. Герои тоже: например, если в экранизации «Хоббита» Питера Джексона эльфов, казалось, даже много (по сравнению с книгой), то здесь их вообще нет. Зато этот вариант стоит посмотреть хотя бы ради Голлума, его удивительного грима, костюма и вообще актерской игры.

Несомненно самой странной экранизацией «Властелина колец» всех времен рисковал стать фильм Стэнли Кубрика с участниками группы The Beatles в главных ролях. Идея возникла у студии United Artists, которая в 1969-м приобрела права на экранизацию произведений Толкина и вполне понравилась «битлам». Пол Маккартни должен был играть Фродо, Ринго Старр — Сэма, Джордж Харрисон — Гэндальфа, а Джон Леннон — Голлума. И, разумеется, не возникло бы никаких проблем с саундтреком. Но когда предложение срежиссировать это действо дошло до Кубрика — создателя «Лолиты», «Заводного апельсина» и «Космической одиссеи 2001 года» — тот открестился.

Едва Толкин смог с легкостью выдохнуть, что этот проект не состоялся, у United Artists появился новый — очень натуралистическое и эротическое кино по мотивам «Властелина колец». Причем количество страниц сценария Джона Бурмена чуть ли не превысило размер оригинального произведения — однако идея не получила нужного финансирования и это кино мир так и не увидел (вероятно, к счастью).

Постер любительского фильма «Рождение надежды», в котором рассказывается история родителей Арагорна

Бонус для настоящих ценителей (теперь вы видели все)

Финны в начале 90-х решили выпустить собственную интерпретацию фантастической истории Толкина. В 1993-м вышла 9-серийная драма «Хоббиты» — довольно мрачное кино в темных тонах, зато с очень эпическим саундтреком, на удивление эмоциональным Голлумом, красавцем Боромиром и похожим на классического викинга Гэндальфом (все остальные герои довольно страшные). «Всевидящее око» Саурона заслуживает отдельного внимания: представьте человеческий зрачок, который смотрит сквозь дыру в оранжевой бумаге (это должно было изображать небо над Огненной горой).

Если вы думаете, что попыток по-своему рассказать историю борьбы за Средиземье не было в Украине, это не так. В 1998 году режиссер Борис Небиеридзе представил сериал «Перстни всевластия» с российско-украинскими актерами. Конечно, этот пересказ Толкина чрезвычайно далек от текста: здесь вместо Саурона — злой царь Карбис, который выковал кольца, чтобы подчинить себе соседние земли. Свои прототипы здесь есть у Арагорна, Голлума, Элронда, а также Шелоб — только зовут всех иначе.

Больше ценят авторский текст фанаты Толкина, которые самостоятельно снимают кино по «Хоббиту», «Властелину колец» и другим произведениям профессора. Причем порой это выглядит довольно неплохо, как, например, фильм «Рождение надежды» Кейт Мэдисон 2009 года, который рассказывает историю родителей Арагорна. Понятно, что это любительское кино по стилю очень наследует экранизации Джексона, но вы только посмотрите, как убедительно здесь выглядят орки! Есть и другие варианты — например, значительно менее профессионально снятая трилогия российского сообщества толкинистов «Суета вокруг колец».

Ну и напоследок напоминание о хорошем: в 2022-м Amazon планирует выпустить сериал по мотивам произведений Толкина, который охватит события, происходившие до описанных в «Хоббите» и «Властелине колец». Создатели обещают показать не менее пяти сезонов по 20 серий. Подробности пока держат в тайне, но понемногу объявляют актеров, которые примут участие в сериале: они преимущественно малоизвестные, значительная часть — из Новой Зеландии, где сейчас идут съемки. К слову, и обе кинотрилогии Джексона тоже снимали именно там. Известно, что сериал от Amazon будет фантастически дорогим проектом: все пять сезонов обойдутся примерно в 1 млрд долларов, тогда как трилогия «Властелин колец» стоила 281 млн долларов.