«Первую маску добудь в бою!», или Как в «ЛДНР» борются с пандемией, закрытыми КПВВ и блокадой моря

Пандемия коронавируса изменила жизнь всего мира, но нигде людям не приходится переживать ее так, как на неподконтрольных Украине территориях Донбасса в условиях обострившегося на глазах военного конфликта.

Материал Spektr.Press

Вернее сказать, это коронавирус стал фоном. С середины мая в Донецке по всем местным каналам говорят о скором обострении войны гораздо больше, чем о вирусе. Так называемый глава «ДНР» показательно сдает кровь «на случай обострения на фронте», и в ежедневном режиме выдает новости вроде «проверок штабов гражданской обороны» и «режима повышенной готовности для народной милиции». О коронавирусе в этих новостях напоминают только маски на всех участниках сдачи крови для будущих раненых.

Да, конечно, в самопровозглашенной «ДНР» был объявлен «режим повышенной готовности» в связи с эпидемией COVID-19, но в жизни обычных людей это большой перемены не произвело: они и так уже практически шесть лет живут в условиях строгого комендантского часа с 23 вечера до 5 утра, а в городах тут и до коронавируса улицы пустели после 19:00, а после 20:00 уже почти переставал ходить и общественный транспорт.

Тут и до коронавируса существовали внутренние блокпосты между городами и периодические проводились проверки на дорогах — люди привычно ходят с паспортом в кармане, привычно подчиняются новым строгим правилам, привычно, не рассуждая и не обсуждая, принимают новые ограничения и требования.

Кроме того, артиллерийская канонада по ночам и военная техника на улицах настраивают на спокойное восприятие любого вируса, отличного от чумы. Включается советское: «Лишь бы не было войны!».

Медицина и катастрофа

К местной статистике всегда было принято относится с некоторой долей недоверия. Но сейчас, если ей верить, в «ЛДНР», которые как известно занимают только треть довоенных Донецкой и Луганской областей, в три-семь раз больше зараженных COVID-19, чем на подконтрольных Украине территориях. На 27 мая так называемый минздрав «ДНР» давал такие данные: 435 инфицированных, на лечении — 313 пациентов, выздоровело 108, умерло 14 человек. За последние сутки было инфицировано 26 человек из которых 10 — это медицинские работники.

В «ЛНР», по данным их «минздрава» на 26 мая, зарегистрировано 384 заболевших, выписаны 184 человека, летальных случаев только 6.

Для сравнения, на подконтрольной Украине территории в Донецкой области на ту же дату зафиксировано 148 и 43 зараженных соответственно. При этом области Донбасса попали в число восьми украинских регионов, которые не перешли на второй этап снятия карантина из-за плохой эпидемиологической обстановки. В Донецкой и Луганской области не запустили пассажирское транспортное сообщение между городами и продлены ограничения на въезд и выезд. Почему? Из-за малого количества сделанных тестов на коронавирус.

Санитарная обработка машин бойцами роты биологической, химической и радиологической защиты 58 бригады ВСУ на блокпосте на трассе Константиновка-Донецк в мае 2020 годаSpektr.Press

О ситуации на неподконтрольной территории «Спектр» смог поговорить с тремя донецкими врачами, которые просили не называть их имена из опасений за свое благополучие — беседовать с зарубежными журналистами тут побаиваются.

«Я не понимаю, что происходит! — говорит доктор одной из реанимаций города. — Как по мне, при свином гриппе тяжелых вирусных пневмоний у пожилых и беременных по отделениям было больше, а крику — меньше! Коронавирусные пневмонии есть, они, разумеется, тяжелые, но никаких дополнительных специальных госпиталей не развернуто, все происходит в рамках штатных инфекционных отделений и инфекционных реанимаций, нас и наше оборудование пока не привлекают. Карантины обычных отделений — это да, конечно, большая проблема».

Второй собеседник «Спектра», хирург одной из бывших областных больниц пояснил, что отделения в больницах закрываются на карантин тогда, когда у врача или пациента в этом отделении подтверждается коронавирус. По его данным, на карантин уходили и продолжают оставаться отделения трех больших больниц Донецка — ОКБ имени Калинина, 16-й городской и больницы имени Вишневского, а также хирургия и терапия в городской больнице Докучаевска. Но инфекционное отделение там продолжает работать, как работает инфекционная клиника и в больнице имени Вишневского. «С коронавирусом аврала никакого нет, есть проблемы с лечением обычных болезней!» — так подытожил ситуацию третий медицинский специалист, с которым пообщался «Спектр» и который посетовал, что эпидемия практически остановила плановые операции в большинстве больниц на неподконтрольной Украине территории.

Глава местного «министерства здравоохранения» Ольга Долгошапко 27 мая сообщила, что решается вопрос о закрытии на карантин еще и 24-й городской больницы в Донецке, а на днях была закрыта часть отделений в больнице №2 в Макеевке. Министр признала, что из-за эпидемии и карантина не функционировали 16-я донецкая больница и 6-я макеевская, которые сейчас вышли из карантина. При этом в больницах сейчас находится около 300 заболевших, и в случае необходимости к развертыванию готов мобильный инфекционный госпиталь на 250 коек. Готов, но пока не развертывается — действующая система инфекционных отделений с таким потоком пациентов пока справляется.

Рис, гречка, сахар и другие «противовирусные» препараты

Отношение к эпидемии в «ДНР» при этом на редкость взвешенное, почти как в Беларуси, где из-за глобальной пандемии, помнится, даже парад Победы на 9 мая не стали отменять. Так и тут: в самопровозглашенных «ЛДНР», например, не применяется слово «карантин» по отношению к проблеме COVID-19. В Донецке объявлен строгий масочный режим, но при этом работает абсолютно все, что платит налоги и дает занятость населению. Ни на день не прекращалась работа продуктовых рынков, магазинов, городского транспорта, частных и «национализированных» государственных предприятий — перекрытие линии соприкосновения в ночь на 21 марта в «ДНР» и на 23 марта в «ЛНР» практически лишило местные рынки поступления денег от украинских пенсий, которые тут получало более 600 тысяч человек.

Много это или мало? По данным статистических управлений «ЛДНР», там проживает около 3,7 млн человек, вице премьер-министр Украины по делам оккупированных территорий Алексей Резников в недавнем интервью назвал цифру в 1,6 млн человек — правда, возможно, где-то посередине, но в любом случае пенсионеры составляют очень значимую долю населения территорий. К тому же украинская пенсия равна примерно $80-$100, пенсионеры обеспечивали месячный оборот примерно в $50 млн, давая работу перевозчикам, рыночникам, продавцам лекарств…

Теперь же и самих пенсионеров ограничили в передвижении — местные власти отменили для них льготный бесплатный проезд.

Со свободой перемещения по территориям и так было, мягко говоря, непросто, но теперь с вирусом и системой блокпостов перекрыт въезд и выезд в Новоазовский район людям без местной прописки — таким образом с конца апреля перекрыт доступ потенциальным отдыхающим к Азовскому морю на два местных курорта — села Безымянное и Седово. В Донецке с надеждой поговаривают о возможном открытии курортного сезона «в июле», но «режим повышенной готовности» пока продлен до конца мая.

Кроме того, в условиях военного положения т.н. власти «ДНР» пошли на чисто «военную» меру — закрыли «на всякий случай» блокпостами городок Новый Свет, в котором находится жизненно важная для здешней экономики Старобешевская ТЭС. В пригороде Старобешево людям предписали никуда не выезжать, а приезжих работников теплоэлектростанции временно «до особого распоряжения» определили на места проживания в местных общежитиях. Азовское море и Новый Свет будут закрыты и дальше, «министр здравоохранения» Ольга Долгошапко пообещала в случае улучшения эпидемиологической обстановки открыть запертые районы и города к июлю.

Перекрыт доступ и к другим развлечениям — закрыты все театры, Донецкая филармония и кинотеатры. Запрещены все массовые спортивные мероприятия, массовые собрания и парады.

Кафе и рестораны работают в особом режиме — до 18-00, а потом можно продолжать отдыхать, но только почему-то на летней площадке ресторана или дома.

«Знаешь, я ничего не понимаю про этот новый коронавирус, может он после 18:00, как голодные собаки, кусаться начинает, но этот май очень холодный, 11 градусов тепла за окном — так что вывод один: выпивать лучше дома, чем на свежем воздухе», — так обрисовал «Спектру» ситуацию житель Ворошиловского района Донецка.

Дети и студенты на карантине с марта месяца и уже не вернутся в классы и аудитории в этом учебном году, обучение все это время проходило онлайн.

Это создает особый местный режим — если все коммерческое работает, то никаких компенсаций никому платить не нужно. И действительно: здесь не говорят даже о возможности каких-либо компенсаций убытков из-за ограничительных мер кому бы то ни было.

Но вот детей кормили в школах бесплатно с 2015 года, с начала регулярных поставок продовольствия российскими гуманитарными «Белыми конвоями». Со временем перешли на адресное финансирование этой статьи расходов, и сейчас уже в апреле обязали фирмы, готовившие школьные обеды, выдавать пайки детям. Им компенсируют стоимость из местного бюджета. Поскольку фирмы разные — пайки по отдельным районам тоже разные.

«Нашему классу выдавали паек в школе, на каждый класс отвели по часу, учителя волновались как при героической обороне, нас, родителей, строили в шеренгу на расстоянии 1,5 метра друг от друга, строго в масках, пересчитывали, потом выдавали эти каши и муку — приличная еда, кстати. Мы получили паек в конце апреля и сейчас, в мае, — второй раз. Будут ли давать дальше, не знаю — учеба кончилась», — рассказал «Спектру» отец ребенка, который учится во втором классе одной из школ все того же Ворошиловского района.

На фото — паек школьника, который в мае 2020 года выдают в Ворошиловском районе города ДонецкаSpektr. Press

«Для меня этот коронавирус выражается в том, что без маски в магазин и автобус не пускают, но все так же работает — и рынок, и магазины, как раньше, — поясняет домохозяйка Елена из микрорайона “Текстильщик”. — Мы бережемся, сына в футбол играть с пацанами не пускаем, но они на улице без всяких масок гоняют».

 Интересно, что в Донецке по поводу масок появились свои особые анекдоты.

«Ты аптеки наши видел? — спрашивает корреспондента «Спектра» врач одной из больниц города. — На донецких аптеках, где, собственно, и продаются медицинские маски, везде надпись: «Входить без маски запрещено!» Сразу родился вывод: «Первую маску добудь в бою!»

Здесь вообще к этому относятся с легкостью: 9 мая устроили большой автопробег с участием более тысячи автомобилей. Участники сидели по машинам, но масочный режим особо не соблюдали.

«У нас голова колонны была уже в парке Ленинского комсомола, а хвост еще выезжал из бывшего супермаркета «Метро» на выезде на Мариуполь! Какие там маски!? Такой праздник устроили, люди вдоль дорог стояли приветствовали!» — рассказывает «Спектру» один из участников автопробега.

Как на острове

С украинской стороны территории фактически полностью изолированы — особенно теперь, когда обостряется и военное положение. Сюда невозможно приехать, а значит и завезти вирус извне тоже крайне трудно.

Здесь нет аэропорта и давно не работает железнодорожное сообщение, сейчас прервано и автобусное.

Линия соприкосновения блокирована по сути с середины марта, КПВВ стоят пустые, сроков их открытия нет даже в теории. Открытие КПВВ с украинской стороны — прерогатива командования Операции объединенных сил, и пока дежурной контрольной датой местные считают 22 июня, когда закончится следующий этап всеукраинского карантина. Но принимая во внимание обострение вооруженных столкновений на линии соприкосновения и обстрелы, верят в реальность этой даты все меньше и меньше людей.

Источники «Спектра», близкие к Министерству по делам временно оккупированных территорий, говорят о непонимании властью Украины принципов и подходов к открытию КПВВ — Киев с 15 июня может разрешить международное авиасообщение и при этом на неопределенный срок оставляет закрытыми территории своей страны. Отсюда многочисленные отсылки к военному командованию, которое якобы только и может принять соответствующее решение.

В Донецке тоже нет понимания даже рабочих сроков открытия КПВВ со своей стороны. В Минздраве повторяют дежурную фразу — «после стабилизации эпидемиологической ситуации».

Иногда малыми группами через линию соприкосновения переходят группы по гуманитарным соображениям. Иногда эти переходы не согласовывает одна из сторон. 25 мая, например, решением командующего ООС в сторону «ЛНР» была пропущена одна женщина, но ее без объяснений развернули обратно на КПВВ «Станица Луганская» на той стороне.

Корреспондент «Спектра» в начале апреля был свидетелем того, как на ту сторону для похорон в Донецке не пропустили даже тело умершего в Мариуполе строителя. Микроавтобус с гробом тогда не смог преодолеть КПВВ «Новотроицкое».

Чайки ковида не боятся

Единственная заграница для «ДНР» сейчас — Россия. Граница с ней официально открыта, пограничные пункты работают, и через них в особом режиме идет поток грузовых автомашин. Автобусное сообщение остановлено, при открытой границе все чиновники и государственные служащие подписали приказ о запрете командировок в Москву.

Закрытие границы с Россией очень ударило по мелким предпринимателям и бизнесу вокруг пассажирских перевозок и доставки из Ростова-на-Дону товаров. В этих кругах ждут открытия границы не ранее 18 июня.

Все приехавшие в этих условиях из России подписывают обязательство о 14 днях обязательной самоизоляции, которые подкрепляются звонками из поликлиники и проверками участкового. «Знаешь, на рынке ругают «москвичей», их как-то стали очень не любить — считается, что в закрытый регион коронавирус завезли местные, вернувшиеся с заработков из Москвы» — говорит корреспонденту «Спектра» жительница Петровского района Донецка Марина.

Интересно, что жесткий карантин для прибывших не распространяется на кураторов из России и известных журналистов федеральных каналов. В Донецк, например, в конце прошлой недели приехал политтехнолог, известный в этих краях с 2014 года как Дмитрий Чайка. Он работал здесь до 2016 года в «администрации» Александра Захарченко, сейчас, по сообщению источников «Спектра», будет курировать нынешнего «главу» Дениса Пушилина и следить за показаниями его рейтинга.

Любой местный человек вам скажет, что представить бывшего участника МММ Дениса Пушилина объявляющим построение или наступление для «народной милиции» может только человек с запредельной фантазией, по мнению местных, после смерти Захарченко новые гражданские «власти» «ДНР» утратили влияние на вооруженные формирования самопровозглашенной республики.

«Дмитрия Чайку, разумеется, карантин для приезжих не коснулся, вчера приехал Александр Сладков — тоже без карантина. Ждем теперь Семена Пегова, и тогда война точно начнется!» — так полушутя прокомментировал ситуацию «Спектру» источник в «правительстве» «ДНР».

Александр Сладков и Семен Пегов — известные российские военные корреспонденты. Вялотекущая война, по мнению местных, их привлекать не должна. Риторика местных «властей» обостряется, тут упорно распускают слухи о грядущем обострении под Авдеевкой. Похоже, все ждут активизации военных действий.

И именно это в Донецке сейчас самая важная проблема.

При поддержке «Медиасети».