Победа над «победой». Почему День победы нужно отмечать 8 мая

В последние годы в Украине завершение Второй мировой войны в Европе отмечают два дня подряд — 8 и 9 мая. Вторая дата нам досталась в наследство от СССР, первую ввели в независимой Украине для популяризации европейской практики памяти.

Но существование двух дат для одного исторического события выглядит логическим противоречием. На самом деле это отражение конкуренции двух моделей празднования победы над нацизмом — европейской и советско-российской. Одновременно на двух стульях не усидишь, поэтому пора определяться. И для начала необходимо разобраться, когда именно капитулировала нацистская Германия.

После самоубийства нацистского фюрера Адольфа Гитлера (30 апреля 1945) и сдачи берлинского гарнизона войскам Красной армии (2 мая 1945 года) было понятно, что катастрофа Третьего рейха — дело считанных дней.

Наследник Гитлера в должности главы государства Карл Дениц ухватился за последнюю соломинку: попытаться заключить Мирный договор или перемирие, заключенные с одним из противников, входящих в коалицию стран, ведущих войну, без ведома или согласия их союзниковсепаратный мир с западными союзниками, чтобы освободить силы для продолжения обороны против СССР на Восточном фронте. Именно с этой задачей Дениц отправил начальника штаба оперативного руководства Верховного командования Вермахта (ОКВ) генерал-полковника Альфреда Йодля в штаб-квартиру Верховного командования экспедиционными силами Союзников в Европе в городе Реймс во Франции.

Но командующий войсками Союзников генерал армии Дуайт Эйзенхауэр твердо стоял на позиции, согласованной ведущими государствами Антигитлеровской коалиции, — только безусловная капитуляция Германии на всех фронтах. Попытку Йодля торговаться Эйзенхауэр оборвал угрозой закрыть Западный фронт для сдающихся немецких беженцев и военных и прибегнуть к массированной бомбардировке немецких городов. Деницу ничего не оставалось, как дать указание своему посланнику подписать капитуляцию всех немецких вооруженных сил.

7 мая в 2:41 Йодль от имени ОКВ подписал Акт о капитуляции Германии в присутствии подписантов со стороны Объединенных Наций: начальника штаба Верховного командования Союзных экспедиционных сил генерал-лейтенанта Валтера Беделла Смита и представителя советской Ставки Верховного Главнокомандования (ВГК) генерал-майора Ивана Суслопарова. Полное прекращение боевых действий должно было наступить 8 мая в 23:01.

Поставив свою подпись на документе, Суслопаров еще не имел подтверждения своих полномочий от Ставки. Ответ из Москвы, который был отрицательным, поступил только через шесть часов после того, как документ был уже свершившимся фактом. Вождь СССР Иосиф Сталин был недоволен и не захотел признавать реймский акт. Ведь его приняли Союзники, только в 1944 году открывшие второй фронт в Европе, а не советские военачальники, которые разгромили большинство дивизий Вермахта и взяли Берлин.

«Договор, подписанный в Реймсе, нельзя расторгнуть, но его нельзя и признать. Капитуляция должна быть осуществлена как важнейший исторический акт и принята не на территории победителей, а там, откуда пришла фашистская агрессия — в Берлине, и не в одностороннем порядке, а обязательно верховным командованием всех стран антигитлеровской коалиции», — потребовал диктатор.

Союзники согласились, поэтому Йодль подписал обязательство осуществить дополнительную формальную ратификацию Акта о безусловной капитуляции. Ответная церемония состоялась 8 мая в пригороде Берлина Карлсгорсте. От имени германской армии документ подписали начальник ОКВ фельдмаршал Вильгельм Кейтель и командующие военно-воздушными и военно-морскими силами.

Принимали капитуляцию маршал Георгий Жуков — от имени советской Ставки ВГК, а также заместитель Эйзенхауэра главный маршал авиации сэр Артур Уильям Теддер — от имени Верховного командования экспедиционными силами Союзников.

Текст карлсгорстовского акта практически не отличался от акта 7 мая; неизменным осталось и время прекращения огня — 23:01 по центральноевропейскому времени. Так оба документа зафиксировали 8 мая как дату вступления в силу безусловной капитуляции Третьего рейха.

Но в советской столице на часах был уже первый час следующего дня. Первое официальное сообщение Советское информационное бюро распространило в 2:10. Вечером 9 мая Сталин выступил с обращением к гражданам СССР, описывая события минувших двух суток так: «7 мая был подписан в городе Реймсе предварительный протокол капитуляции. 8 мая представитель немецкого главнокомандования в присутствии представителей Верховного Командования союзных войск и Верховного Главнокомандования советских войск подписали в Берлине окончательный акт капитуляции, исполнение которого началось с полуночи 9 мая».

Несмотря на то, что сам вождь признал факт подписания капитуляции Германии 8-го числа, начало его действия он отсчитывал по московскому времени. Причем указ Президиума Верховного Совета СССР об объявлении 9 мая Праздником победы Сталин подписал еще до завершения церемонии в Карлсгорсте.

Так, в целом СССР и его сателлиты начали отмечать День победы по московскому времени — 9 мая. Кроме того, свой отдельный День победы потребовался Советскому Союзу, чтобы подчеркнуть собственную исключительную и решающую роль в разгроме нацизма. Во времена холодной войны советские историки неохотно вспоминали о западных союзниках СССР по Антигитлеровской коалиции — эти государства входили в НАТО и были уже противниками Москвы.

Тем временем, США, Великобритания и большинство европейских государств стали праздновать окончание войны с Германией 8 мая. И именно в этот день западные СМИ официально сообщили о капитуляции Третьего рейха, а американский президент Гарри Трумэн и британский премьер Уинстон Черчилль поздравили своих граждан с Днем победы в Европе.

Подписание капитуляции в Реймсеwikipedia

Итак, все факты свидетельствуют о том, что капитуляция Третьего рейха вступила в силу именно 8 мая по центральноевропейскому времени. Исторических оснований отмечать победу над нацизмом по московскому времени нет. Тем более это означает участвовать в подкормке советско-российского мессианизма, который деградировал от «мы спасли мир от нацизма» к «кто не с нами, тот — нацист».

Но в Украине торжества проходят как 8 мая, так и 9-го. Такая ситуация возникла в 2015 году, когда Верховная Рада приняла закон«Об увековечении победы над нацизмом во Второй мировой войне 1939–1945 годов». Чтобы начать переход к традиции празднования 8 мая, законодатели пошли на компромисс. Они сохранили 9 мая как День победы над нацизмом во Второй мировой войне, а 8 мая установили День памяти и примирения «в честь памяти всех жертв Второй мировой войны 1939-1945 годов в Украине». Нужно было считаться с настроениями общества: даже в 2017 году более 80% украинцев считали День победы 9 мая важным праздником, и резкие изменения могли вызвать возмущение общественности.

Постепенно формат празднования окончания Второй мировой войны в Украине полностью поменялся. Мы больше не ориентируемся на Москву в Комеморация — комплекс общественных практик, которые демонстрируют отношение современников к прошломукомеморативных практиках, в публичном пространстве нет советских флагов, георгиевских лент и пропагандистских фильмов.

Большинство украинцев уже не сакрализуют дату 9 мая. Опросы показывают, что лишь для 13% украинцев она имеет большое значение. Теперь есть все предпосылки для того, чтобы отказаться от привязывания победы над нацизмом к 9-му числу, а праздновать — в исторически обоснованный день 8 мая. Остается только вопрос, каким должно быть его название.

Генерал-полковник Альфред Йодль подписывает Акт о капитуляции в Реймсеwikipedia

Действующая формулировка «День памяти и примирения» слишком аморфна и выхолащивает значение исторического события. Если с памятью еще более-менее понятно (все праздники и призваны напоминать), то о каком примирении идет речь? С нацистами, против которых воевали? Зачем тогда воевали?

А представьте, что через 80 или 100 лет после нашей победы в войне с россией кто-нибудь так же предложит назвать день капитуляции Москвы «днем памяти и примирения» с россиянами. Хотим ли мы такого примирения? После Бучи, Мариуполя, Ягодного, Салтовки, Изюма, Бахмута, Соледара, Днепра, Умани? Это будет лишь презрением к подвигу украинских воинов и гражданским жертвам российской агрессии.

Украина положила слишком большие жертвы на алтарь победы во Второй мировой войне, чтобы отрекаться от своего участия. Наши государственные границы, закрепленные в Конституции, явились результатом послевоенных геополитических изменений. И именно на эти границы сейчас пытаются выйти вооруженные силы Украины.

Дни памяти и примирения погибших во время Второй мировой войны 8-9 мая впервые появились в Резолюции № 59/26 Генеральной Ассамблеи ООН 22 ноября 2004 года. Это только рекомендация международной организации.

Уинстон Черчилль показывает символ победы собравшимся на улице Уайтхолл в Вестминстере, Лондон 8 мая 1945 годаwikipedia

Однако в США, Великобритании, Франции и некоторых других странах Евросоюза этот праздник официально называется День победы в Европе (Victory in Europe Day). Польша с 8 мая 2015 года празднует Национальный день победы (Narodowy Dzień Zwycięstwa), Чехия — День победы (Den vítězství), Словакия – День победы над фашизмом (Deň víťazstva nad fašizmom).

Другие названия имеют только страны Балтии (в Литве и Эстонии это День памяти жертв войны, в Латвии — День разгрома нацизма и чествования жертв Второй мировой войны) и несколько стран, празднующих День освобождения в годовщину завершения немецкой оккупации (Италия — 25 апреля, Нидерланды, Дания — 5 мая, Норвегия — 8 мая).

Согласитесь, будет странно Украине, чьи граждане воевали с 1939 по 1945 год, отмечать «примирение», а Америке, которая открыла второй фронт только в 1944-м и не испытала оккупации, праздновать «победу».

Предложение установить День памяти и победы над нацизмом во Второй мировой войне 1939-1945 годов наиболее точно отражает историческую достоверность и смыслы события, которое чествуют 8 мая. Важно, что в наименовании сохраняется термин «победа», который является ключевым.

В конце концов, Вторая мировая война была конфликтом, в котором Объединенные Нации сплотились, чтобы совместными усилиями победить агрессора и его приспешников. Сегодня Украина также объединила вокруг себя демократические страны Европы и Америки с целью дать отпор российскому агрессору, который по своему империализму, шовинизму, безнравственности, беспринципности и зверствам сильно напоминает того, кто капитулировал 8 мая 1945 года.


Это авторская колонка. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.