Почему дело Коломойского в США — это плохие новости для Украины
Министерство юстиции США хочет конфисковать активы украинских олигархов Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова. Эти активы, по версии следствия, по меньшей мере частично приобретены за выведенные из ПриватБанка средства. Также подтвердились слухи, что ФБР ведет расследование в отношении Коломойского и Боголюбова. Но о чем на самом деле говорят эти новости?
Устарелая проблема
Информация о проблемах в тогда еще частном ПриватБанке была известна по крайней мере с весны 2015 года, когда проверка центрального банка обнаружила недостачу капитала в этом финансовом учреждении. Более года Нацбанк, который тогда возглавляла Валерия Гонтарева, пытался договориться с тогдашними владельцами Привата Игорем Коломойским и Геннадием Боголюбовым. Достичь взаимопонимания не получилось, и в декабре 2016 года ПриватБанк национализировали. Чтобы спасти его от банкротства, правительство внесло 155 миллиардов гривен ценными бумагами в капитал банка.
Мы знаем о недостаче денег в Привате уже пять лет. Бюджет потратил на эту проблему невероятные 5,5 млрд долларов по курсу того времени. Это немного больше, чем Международный валютный фонд согласился дать Украине в кредит в июне. И до сих пор ни один бывший топ-менеджер банка, ни один экс-владелец, ни один бывший сотрудник Национального банка не наказан за историю с ПриватБанком. За всё рассчитались налогоплательщики.
Что (не) было сделано
Уже государственный ПриватБанк после национализации подал много исков против бывших владельцев в международные суды. Но главным образом это произошло благодаря независимому наблюдательному совету, который сейчас возглавляет Шэрон Иcки, бывшый советник казначейства США и МВФ. Украинские чиновники и силовики чаще мешали государственному банку искать выведенные средства, чем помогали.
Депутаты Верховной Рады поддержали специальный антиколомойский закон, который делает невозможным возвращение банка его бывшим владельцам. Но и это произошло только благодаря давлению международных кредиторов, а не по собственной инициативе «слуг народа».
Ослабило ли это влияние Коломойского и Боголюбова на процессы в Украине? Нет, эта бизнес-группа до сих пор остается одной из наиболее влиятельных. У них есть лояльные депутаты в парламенте, «понятные» люди у исполнительной власти, в государственных предприятиях и судах, популярные медиа.
Самый большой вред Коломойскому и Боголюбову нанесли не Генпрокуратура, МВД или СБУ, а бывший бизнес-партнер олигархов Вадим Шульман. Именно из-за него началось громкое американское дело.
Что же здесь плохого
Расследование по поводу Коломойского и Боголюбова в США — это приговор всей украинской правоохранительной и судебной системе, парламенту, правительству и президенту Владимиру Зеленскому. Они делают вид, что влияют на процессы в стране, которой до сих пор руководят олигархи.
Автор: Андрей Яницкий, соавтор книги о ПриватБанке «Приватная история»