Митинги на экспорт: почему турецким чиновникам запретили выступать в Европе
Митинги на экспорт: почему турецким чиновникам запретили выступать в Европе
Фото: Sascha Steinbach/EPA
Ярослав Друзюк
Власти четырех немецких городов запретилипредставителям Турции выступать на митингах перед турецкими гражданами, проживающими в Германии. Такие же решения приняли и в городах Австрии и Нидерландов, где турецкие власти планировали провести свои массовые политические акции.
Цель собраний - агитация перед референдумом по увеличению полномочий президента Турции. Это волеизъявление турецких граждан назначено на 16 апреля 2017.
Официальная Анкара настаивает - таким образом власти Германии вмешивается в избирательную кампанию. И в Европе говорят, что из соображений безопасности не могут позволить проводить на своей территории митинги представителей власти другой страны.
2 марта мэрия города Гаггенау на юго-западе ФРГ отменила разрешение на проведение митинга с участием министра юстиции Турции Бекира Боздага. Муниципалитет аргументировал решение тем, что зал, который должен был принять встречу, не сможет принять всех желающих. На следующий день мэрию Гаггенау пришлось эвакуировать из-за анонимного звонка об угрозе взрыва. И взрывчатку в здании не нашли.
Вскоре после решения юго-западного города об отмене политического митинга сообщили в Кельне и Гамбурге, четвертом и втором по величине населенных пунктах Германии соответственно. Выступление с участием министра экономики Турции Нихата Зейбекчи в Кельне отменили из-за проблем с аренднымдоговором, подобную причину привели и в полиции города Фрехен. В Гамбурге собрание из соображений безопасности отменили пожарные.
Граждане Турции, живущиев Германии, - важная часть турецкого электората. Массовая трудовая миграция турок в эту страну началась в 60-х годах ХХ века. Тогда туда переехали не менее 800 000 граждан Турции. По последним подсчетам, сейчас в Германии проживает более 3 миллионов этнических турок. Участие в апрельском референдуме сможет принять около 1,5 миллиона граждан Турции, которые постоянно проживают в ФРГ.
Практика голосования за рубежом для турок относительно новая - введена она была на президентских выборах 2014-го года. За несколько месяцев до победы на выборах Германию посетил Реджеп Тайип Эрдоган. В частности, тогдашний премьер-министр выступил в Кельне. Власти ФРГ призвалиЭрдогана воздержаться от откровенной агитации, но отметили, что запрет выступления былбы нарушением права на свободу слова.
Три года спустя Эрдоган инициировал референдум, призванный существенно усилить его полномочия. После прихода к власти глава Партии справедливости и развития превратил символическую до сих пор должность вцентральную во властной вертикали.
Назначенный на 16 апреля 2017 года референдум имеет целью закрепить новые полномочия президента Турции, в частности - позволить ему самостоятельно формировать кабинет министров и государственный бюджет, а также назначать судей.
Фото:Carsten Koall/EPA
Ответ Эрдогана
Возмутившись решением местной немецкой власти, Эрдоган превратил конфликт в самый крупный завремя долгогодипломатическогокризиса в отношениях Анкары и Берлина. «Действия Германии ничем не отличаются от того, что в свое время практиковал нацистский режим», - заявил Эрдоган на митинге в Стамбуле.
Кроме того, президент Турции обвинил Берлин в финансировании терроризма и работе против его кампании на референдуме. Он настоял, что от выступления перед турецкими гражданами его не сдержит ни один указ. «Если мне не позволят выступить [в Германии], я подниму на ноги весь мир», - пообещал Эрдоган.
Сравнениясовременной немецкой власти с нацистским режимом в Турции звучат уже не впервые. Летом 2016 года близкие к Эрдоганутурецкие издания Takvim и Aksam сравнили канцлера ФРГ Ангелу Меркель с Адольфом Гитлером. Это произошло в ответ на решение немецкого суда запретить видеообращение турецкого президента ксобраниюв городе Кельн.
Кризис в отношениях Германии и Турции возобновилсяв прошлом месяце, когда турецкие правоохранители арестовали журналиста издания Die Welt Дениза Ючела, у которого есть двойное турецко-немецкое гражданство.
Репортеру предъявлены обвинения в связях с Рабочей партией Курдистана, признанной в Турции террористической организацией, и распространении «террористической пропаганды». Эрдоган назвал его «шпионом Германии». Перед арестом Ючел написал критический материал о министре энергетики Турции, зятетурецкого президента.
Фото:Tumay Berkin/EPA
Ответ Европы
Немецкий правительство не комментировал противоречивые заявления Эрдогана. В то же время, в ФРГ настояли - отмена разрешений на митинги было решением муниципалитетов, политические выступления представителей Турции на общегосударственном уровне запрещать не будут. В качестве примера в правительстве привели выступления турецкого министра экономики Нихата Зейбекчи, которые прошли на выходных в двух других немецких городах.
Вице-премьер-министр Нидерландов Лодевейк Ашер сообщил, что его правительство ищет юридические основания для запрета турецких митингов в поддержку Эрдогана. В конце концов, юридический механизм запрета политической агитации представителей Турции в общегосударственном масштабе найти не удалось. Но, как и в Германии, в этой стране у местныхвластейестьполномочия отменить отдельно взятый митинг. По состоянию на 2013 год в Нидерландах проживало около 300 тысячэтнических турок.
Примерно столько же представителей турецкой национальности проживает в Австрии. Власти страны неоднократно заявляли, что не приветствуют проведение политических митингов Турции на своей территории.
В свою очередь, канцлер Кристиан Керн призвал запретить проведение таких политических мероприятий иностранным государством и в других странах Европейского Союза. «Чтобы отдельные страны вроде Германии не становились объектами давления Турции, Европейский Союз должен коллективно реагировать на подобные мероприятия», - отметил австриец в интервью Die Welt.
Таким образом, Европейский Союз столкнулся с необходимостью установить новые границы для свободы слова. Предоставить свою территорию для проведения политической агитации другой страны, с другими ценностями и вектором развития, там отказались. Введение соответствующих правовых норм, вероятно, является лишь делом времени.