Поездки в Москву, поддельный паспорт и банда Чеботарева. Семь лет расследования убийства майдановца Вербицкого
Семь лет назад, 22 января 2014 года, в лесополосе неподалеку от Гнедина нашли тело майдановца Юрия Вербицкого, которого накануне похитили из Александровской больницы в Киеве. На теле погибшего были следы пыток.
21 января 2020-го Европейский суд по правам человека решил, что за убийство Вербицкого ответственно государство Украина. Фактически — власть Януковича, которая, согласно решению суда, умышленно применяла чрезмерное насилие и незаконные задержания протестующих, а затем неэффективно расследовала эти преступления, в том числе и убийство Вербицкого.
Новая украинская власть дело расследует, но оно, как и многие другие дела о преступлениях во время Майдана, даже через семь лет еще далеко до завершения. В частности, потому, что некоторые важные его фигуранты до сих пор находятся в розыске.
Рассказываем о ходе расследования и о двух новых обвиняемых по этому делу, которых удалось задержать только в прошлом году. А также о том, что сейчас происходит с делами Сергея Нигояна и Михаила Жизневского, которые были убиты на Грушевского тогда же — 22 января 2014 года.
Похищение и убийство Юрия Вербицкого
— Где вы были 21-го января... — начинаю свой вопрос в зале суда возле клетки с двумя арестантами.
— Оно еще не наступило, — перебивает меня адвокат Дмитрий Лойфман.
В клетке — Сергей Мысливый и Иван Новотный. Их обвиняют в похищении и убийстве евромайдановца Юрия Вербицкого. Его вместе с еще одним активистом Майдана Игорем Луценко похитили из Александровской больницы в ночь с 21 на 22 января 2014 года. Сначала их пытали, а затем бросили в разных местах в лесу вблизи Борисполя. Луценко удалось выбраться и выжить, а тело Юрия Вербицкого со следами пыток нашли на следующий день на окраине села Гнедин Бориспольского района Киевской области.
Сергею Мысливому сообщили о подозрении в письменной форме еще в 2014 году, однако он исчез и, по данным прокуратуры, более пяти лет скрывался с поддельными документами на имя Алексея Биличенко. Только в прошлом году правоохранителям удалось его задержать.
«Во время задержания Мысливый настаивал на том, что он — Биличенко, тем самым просил меня сделать вид, что я ошиблась, а он, в свою очередь, забудет о деньгах, которые у него изъяли при обыске», — рассказывает в суде прокурор Юлия Малашич. По ее словам, после разъяснения, что это может быть расценено как взятка прокурору, подозреваемый признался, что он — Мысливый.
Также сторона обвинения рассказывает, что во время задержания у следователей была портретная экспертиза, которая опровергала все заверения Мысливого о том, что это якобы не он.
«Сейчас он будет рассказывать, что в 2014 году, находясь в Москве, потерял документы, в связи с чем обратился и изготовил новые. Но возникает очень интересный вопрос. Как 13 апреля 2017 года Мысливый Сергей Анатольевич мог оформить разрешение на выезд своих детей из Москвы?», — говорит прокурор.
Этот документ был изъят во время обыска дома у обвиняемого. Поэтому, по мнению прокуроров, Мысливый жил по поддельным документам, а при необходимости пользовался подлинными. По данным следствия, большая часть всех его выездов из Украины была именно в Россию, где сейчас скрываются еще более 10 предполагаемых участников той же преступной группировки.
Сам Мысливый обвинения отвергает.
«Я не имею никакого отношения к этому делу. И вы, прокурор, об этом знаете тоже, но продолжаете все это лепить», — заявил он в суде.
Рядом с Мысливым на скамье подсудимых — Иван Новотный, которого также удалось задержать весной прошлого года. Он, по данным следствия, тоже имеет отношение к похищению и пыткам Луценко и Вербицкого в январе 2014 года. Во время судебных заседаний Новотный заявлял, что дело сфальсифицировано под давлением прокуратуры.
«Прокурор говорит, что я скрывался? Да, я действительно ездил с женой и дочерью в Египет в 2018 году. То есть по версии прокурора я жил обычной жизнью, потом в 2018-м решил поехать поскрываться 8 дней и 9 ночей, и вернуться назад?», — заявлял в суде Иван Новотный, который тоже долгое время утверждал, что он не Новотный. По его словам, он будет говорить подробнее только в присутствии защитника по договору (на том заседании у Новотного был только бесплатный адвокат).
Брат убитого Юрия Вербицкого Сергей говорит, что не надеется на то, что высшее звено будет наказано, а потому убежден в важности наказания хотя бы для нынешних фигурантов.
«Я не настолько фантазер, чтобы думать, что все, а тем более главные фигуранты пойдут под суд. Они уже давно бежали. Но есть среднее звено, нижнее звено... Надо это делать, чтобы была хоть какая-то справедливость или видимость справедливости», — говорит он.
По мнению потерпевшего Игоря Луценко, задержания Мысливого и Новотного важны для понимания событий 2014 года.
«У нас сейчас вообще нет установленной судом картины первых преступлений на Майдане. И даже если в ближайшее время вынесут приговор Волкову (предполагаемый организатор похищения, — ред.), то это хоть и будет огромной победой, но не позволит утверждать в учебниках истории, что это был организованный массовый террор. Но если по делу Мысливого и Новотного хоть один из них поедет с обвинительным приговором в тюрьму, то уже можно будет говорить, что это была системная организация. То есть это очень большой шаг в установлении исторической правды», — сказал Игорь Луценко.
Связи с Чеботаревым
«Это было спланировано. Потому что сколько у меня уже дел есть — они все между собой там встречаются. Так что это не были случайные люди», — говорит еще один потерпевший по делу Владислав Иваненко.
О других фигурантах он знает не понаслышке, поскольку у него статус потерпевшего и в деле Юрия Крысина. Иваненко похитили 21 января, пытали, а затем отпустили. Тогда, по данным следствия, работали группы Евгения Жилина (руководителя пророссийской организации «Оплот») и Юрия Крысина.
Правоохранители считают, что Новотный и Мысливый знали об этом преступлении, хотя и не принимали в нем непосредственного участия. По данным следствия, обвиняемые входили в преступную организацию украинского бизнесмена Алексея Чеботарева, ныне скрывающегося в России. Именно в его офисе, по данным правоохранителей, проходили совещания с «титушками». В частности, там были замечены осужденные Юрий Крысин и Сергей Чемес, подсудимые Павел Бяла и Александр Волков, а также Армен Саркисян, которого сейчас разыскивают. Сам же Чеботарев, по данным следствия, был человеком тогдашнего министра внутренних дел Виталия Захарченко.
В прокуратуре считают, что для борьбы с участниками Революции достоинства Чеботарев также привлекал людей из охранной фирмы Юрия Крысина и «Оплота» Евгения Жилина.
«Они знали друг друга еще с 90-х. И когда у тогдашних руководителей возникла необходимость создать организации, в которых были бы якобы не правоохранители, а гражданские лица, но выступающие за власть — они нанимали их. А точнее — охранную фирму Крысина (ООО “Пятый регион” — ред.). Крысин непосредственно работал на Чеботарева, от него получал задания. Кто стоял за Чеботаревым — пока неизвестно, но кто-то стоял», — рассказывали нам прокуроры по делу Крысина.
Тогда же, по версии следствия, Чеботарев предложил Крысину 200 тысяч долларов. Крысин согласился, но с 10 по 22 января поехал на отдых за границу, а свои «полномочия» передал доверенным лицам — Сергею Чемесу и Павлу Бялаю. Они неофициально работали в охранной фирме Крысина «Пятый регион» и входили в его ближайшее окружение. Из-за границы Крысин якобы общался с заказчиками и по телефону отдавал приказы Чемесу и Бялаю. Сам он это отрицает.
Сейчас Алексей Чеботарев находится в розыске и, по данным источников hromadske в следственных органах, вероятно, скрывается в России. Но в прокуратуре не исключают, что он до сих пор влияет финансово или еще каким-либо образом на исполнителей преступлений во время Майдана.
Другие фигуранты
Летом 2017 года по этому делу был арестован Александр Волков, которого следствие считает организатором похищения, а также человеком, связанным с возможным заказчиком Алексеем Чеботаревым.
По данным следствия, 21 января 2014 года Волков уехал из офиса Чеботарева в офтальмологическое отделение Александровской больницы за 12 часов до прибытия туда Вербицкого и Луценко.
В ту ночь Волков контактировал и с другими участниками похищения. Его маршрут 21 января совпадает с маршрутом похищенных майдановцев. Благодаря показаниям Сергея Чемеса (еще одного фигуранта дел «титушек») следствие установило, что Волков накануне похищения присутствовал на совещании у Чеботарева, где получал указания о похищении активистов и маршруте их транспортировки.
О том, что видел Волкова в офисе Чеботарева, свидетельствовал еще один фигурант дел «титушек» Павел Бялай. Также, как утверждает следствие, фамилия Волкова вместе с Чемесом и Бялаем фигурирует в журнале регистрации, изъятом из офиса Чеботарева.
В прокуратуре также отметили, что Волков активно следил за ходом дела о похищении активистов еще до того, как стал его фигурантом. Об этом свидетельствует найденное в его телефоне постановление суда о разрешении на обыск определенной фирмы Чеботарева. Сам Волков участие в преступлении отрицает.
Также в деле фигурируют бывшие сотрудники МВД Украины Константин Пащенко и Дмитрий Хизанов. Их обвиняют в незаконном прослушивании Игоря Луценко накануне и во время его похищения. Они были одними из первых задержанных по делу, и тогда, в 2016 году, Луценко заявлял, что не считает их виновными в пытках: они, мол, не были осведомлены, а инкриминировать им можно разве что служебную халатность.
Обвиняемый Константин Пащенко в комментарии нам сказал, что не признает своей вины, а обвинение считает абсурдным.
«В те времена информация собиралась обо всех, кто совершал хулиганские действия, ведь были пострадавшие как с стороны правоохранителей, так и со стороны митингующих. Поэтому проверялись все обстоятельства, собиралась информация в рамках уголовного производства. Лично я эту информацию никому не передавал», — сказал Пащенко и добавил, что считает дело «созданным для отвода глаз и прикрытия третьих лиц».
Дмитрий Хизанов все еще продолжает работать в правоохранительных органах, а потому от комментариев отказывается.
Еще один фигурант дела — Александр Медвидь. По данным следствия, он тоже входил в преступную группировку Алексея Чеботарева. Непосредственно группой Медвидя, руководил Владимир Неживов, который сейчас находится в розыске. Ее задачей было похищать активистов Евромайдана в январе 2014 года. По словам прокурора, Неживов приказал использовать микроавтобус для транспортировки похищенных. Медвидь вместе с остальными отслеживал перемещение Луценко и Вербицкого в больницу, в дальнейшем он следил за обстоятельствами и оповестил сообщников, когда Луценко и Вербицкий прибыли в больницу.
В розыске по делу находится 9 человек: Алексей Чеботарев, Александр Тендит, Виктор Тыднюк, Николай Якубович, Роман Щинкин, Дмитрий Щукин, Владимир Неживов, Александр Ляхович и Юрий Таран. В отношении двоих из них прокуратура планирует завершать специальное расследование — то есть судить их заочно.
Убийства Нигояна, Жизневского, Сеника
По информации, которую мы получили из Офиса генерального прокурора, досудебное расследование убийств Сергея Нигояна и Михаила Жизневского в настоящий момент продолжается.
«В частности, продолжаются судебные экспертизы, выводы которых подтвердят или опровергнут обстоятельства уголовных правонарушений», — сказали нам в ОГП.
Ранее следователи заявляли, что нашли свидетеля, который был ранен свинцовой картечью на том же месте и при тех же обстоятельствах, что и Сергей Нигоян. Калибр патронов, которыми совершены убийства в январе 2014-го, соответствуют калибру ружей «Форт-500», находившихся тогда на вооружении МВД Украины. Такие патроны для МВД производила лаборатория прикладной химии.
На вооружении у подразделений милиции были помповые ружья 12-го калибра. Они также могут стрелять патронами для остановки транспортных средств — именно от таких ранений погибли Михаил Жизневский и Роман Сеник (он также был ранен 22 января и умер через три дня).
Сколько дел всего?
В течение 2020 года следователи по делам Майдана сообщили о подозрении 37 лицам и направили в суд 19 обвинительных актов в отношении 25 человек (6 судей, 13 правоохранителей, 6 гражданских).
Всего в судах слушают 86 судебных дел в отношении 176 человек. Уже привлечено к ответственности 343 лица (34 чиновника, 185 силовиков, 16 прокуроров, 14 судей и 70 гражданских).
В ГБР сейчас находится 80 уголовных производств, в отношении которых ведется досудебное расследование.