Покупка авиабилетов во время карантина и отмененные рейсы: получится ли вернуть деньги?
30 июня ЕС обнародовал список стран, в отношении которых снимут ограничения на въезд, и Украины среди них нет. Из—за запрета на въезд в страны Евросоюза в аэропорту Афин задержали 17 украинцев, которые прилетели из Киева в Грецию. Въезд в ЕС разрешен только отдельным категориям украинцев, но цель поездки должна быть не туристическая. Рассказываем, в каких случаях можно вернуть деньги за билеты.
Можно ли вернуть деньги за билеты, если рейс отменили?
Да. Карантин и эпидемия коронавируса подпадают под понятие форс-мажор, поэтому пассажиры имеют право на принудительное возвращение средств. «Раньше, когда ваш рейс отменяли в нормальное время (не во время пандемии — ред.), пассажир, помимо возмещения стоимости билета, имел также право на компенсацию в размере от 250-650 евро. Поскольку сейчас действует режим форс-мажора, то такое возмещение не выплачивается, но на возврат своих средств пассажир имеет право», — объясняет авиационный эксперт, председатель комитета авиационного транспорта ВЦРТИ (Всеукраинский центр реформ транспортной инфраструктуры) Богдан Долинце.
Что предлагают авиакомпании?
В целом они имеют три опции возмещения в случае отмены рейса (однако с подробными условиями возврата лучше ознакомиться на сайте компании, где были куплены билеты). Первая — замена авиабилета на такой же рейс на другую дату. Вторая — возможность обменять использованные на билет деньги на определенные бонусные баллы с доплатой 20% к сумме. Третья — это возврат денег за билеты.
«Для компании гораздо выгоднее, чтобы пассажир не возвращал средства, а оставил их в компании. Все понимают, что они не лежат на бонусном счете, компания ими пользуется, а пассажир имеет право в будущем использовать эти бонусы для покупки билетов», — говорит Долинце. Поэтому активно компании предлагают именно первые две опции: замена даты или бонусные баллы.
Например, авиакомпания «Международные авиалинии Украины» (МАУ) в случае отмены рейса предлагает пассажирам обменять неиспользованный билет на именной промокод с дополнительным бонусом в 25% стоимости, который можно использовать для оплаты нового билета. Также можно изменить дату путешествия по тому же маршруту в рамках срока действия авиабилета или прислать претензию о возврате средств за неиспользованный билет.
В пресс-службе авиакомпании SkyUp в комментарии hromadske сообщили, что также предлагают три возможных варианта возмещения билетов: промокод на 120%, возврат средств согласно тарифу или изменение даты на этот рейс: «У нас был открыт рейс и его отменили из-за коронавируса. Пассажирам мы посылаем письмо, в котором указываем: "ваш рейс отменен, по следующим причинам. Вы можете воспользоваться одной из трех опций возврата денег за билеты"».
Как вернуть деньги?
Необходимо оформить заявление на возврат средств. Авиакомпания может предлагать пассажиру различные варианты возмещения, но, по словам Богдана Долинце, человек не обязан соглашаться. «Компания 90 дней на рассмотрение заявки. В течение этого времени она может отправлять письма и предлагать перебронировать поездку или обменять на бонусные баллы», — говорит Долинце.
Если за этот период пассажир решил не менять поездку, компания сообщить о рассмотрении заявления и или ее удовлетворить и перейти к процедуре возврата средств, или сообщить об отказе их возвращения. Тогда пассажир может обратиться к Государственной авиационной службе Украины, которая обяжет компанию вернуть деньги. А после — обратиться в суд. Кроме того, по словам юриста по авиационному праву Андрея Гука, признание нарушения Госавиаслужбой поможет в суде.
«Но сейчас мы видим, что компании не спешат отказывать. Расскажу на собственном опыте недавнего возврата билетов: вылет должен был быть в марте, рейс отменили. Примерно 90 дней авиакомпания рассматривала заявление на 89-90 день они дали ответ и буквально через несколько дней вернули эти средства на счет», — рассказывает Долинце.
Почему авиакомпании не спешат возвращать средства?
«Юридически через семь дней после обращения средства должны вернуть в полном объеме. Фактически компании банально могут не иметь средств для возвращения», — говорит юрист из авиационного права Андрей Гук. Поэтому компании пользуются максимальным сроком рассмотрения претензий. «Эти все месяцы компания не могла зарабатывать на перевозках, те деньги, которые поступали от грузовых рейсов, очень невелики. Их направляли на то, чтобы компания хотя бы существовала. Сейчас уже есть те люди, которые летят в страны ЕС с дипломатической целью, на учебу, работу или возвращаются домой, но это все равно не тот поток рейсов», — говорят в пресс-службе SkyUp.
Можно ли вернуть деньги за билеты, если оказалось, что въезд в страну запрещен?
Средства можно вернуть, если это предусмотрено тарифом, по которому куплен билет. Если перевозчик не отменил рейс из-за карантина, а пассажир имеет билет, которым не может воспользоваться из-за того, что у него нет соответствующих документов на въезд, то за это несет ответственность сам пассажир. В таком случае возвращение средств возможно только по правилам тарифа, по которому пассажир купил билет, а не в полном объеме, как в случае отмены рейса.
«Вот классический случай — тот, который сейчас произошел в Афинах. Пассажиры все-таки вылетели, но по прилету оказалось, что им отказано во въезде в страну, тогда перевозчик может не возвращать средства», — объясняет Гук.
Перевозчик может только проверить наличие документов и пропустить на борт, но окончательное решение принимает страна прибытия. Если она решила, что документы не соответствующие, не пустила такого пассажира, то авиакомпанию могут оштрафовать. «Если это ЕС, то это от 3 до 5 тыс. евро, если это Украина — от 8,5 до 17 тыс. грн. Также перевозчик обязан вернуть такого пассажира за свой счет назад, но он имеет право требовать от пассажира компенсации таких расходов и штрафов», — рассказывает Андрей Гук.