«Полет» Саакашвили
Михеил Саакашвили имеет фирменный стиль. Он никогда не нарабатывает единственный четкий план действий. Но создает для себя возможности быть готовым к разным сценариям развития ситуаций.
Максим Каменев
У Михеила Саакашвили фирменный стиль. У негоникогда нет единственногочеткогоплана действий. Ноон создает для себя возможности быть готовым к разным сценариям развития ситуации.
Готовясь к «прорыву» границы в сентябре прошлого года, Саакашвили арендовал автобус, приобрел для команды билеты сразу на два поезда, которые в тот день отправлялись из Перемышля (Польша) в Киев, сообщил сторонникамв Украине, чтобы они готовились встретить его как на пункте пропуска Краковец, так и на другом — Шегини.
То жесамое произошло и с акцией протеста под Верховной Радой в октябре 2017 года. Сторонники Саакашвили были готовы штурмовать парламент, а сам он подготовил палатки на случай, если штурм провалится, и акция станет бессрочной.
Саакашвили (в центре) в пункте пропуска «Шегини» прорвался через украино-польскую границу на территорию Украины.Фото: EFE / VOLODYMYR PETROV
Палаткипротестующих, сторонников Михеила Саакашвили у здания Верховной Рады.Фото: Анастасия Власова / Громадское
Вчера у лидера «Движения новых сил» не было возможности подготовиться к различным сценариям развития событий. Сотрудники Государственной пограничной службы Украины при поддержке Нацполиции задержали его в киевском ресторане, привезли в аэропорт «Борисполь» и самолетом отправили в Польшу, откуда в сентябре он и попал в Украину.
Полгода, которые Саакашвили провел в Украине после того, как президент прекратил его гражданство, власть в лице прежде всего президента Петра Порошенко также создавала возможности для различных сценариев судьбы оппозиционера.
Суды рассматривали его ходатайства о предоставлении политического убежища. Параллельно продолжалось рассмотрение дела о незаконности пересечения им границы. А Государственная миграционная служба получила запросы на экстрадицию Саакашвили от грузинских правоохранителей.
Украинская прокуратура обвинила оппозиционера без гражданства сразу в трех уголовных правонарушениях, в частности, в содействии членам преступной организации. Саакашвили грозило 10 лет тюрьмы.
Лидер партии «Движение новых сил» Михеил Саакашвили во время заседания Апелляционного суда об избрании ему меры пресечения, Киев, 11 января 2018.Фото: EPA-EFE / SERGEY DOLZHENKO
В конце концов из всех возможных сценариев выбрали реадмиссиюв Польшу. Но в отличие от «прорыва» границы, акцийпод парламентом и первой попытки задержать политика, в которых власть потерпела от Саакашвили поражения, на этот раз Петр Порошенко и глава МВД Арсен Аваков тщательно подготовились, чтобы выдворение оппозиционера из страны прошло по единственновозможному, их сценарию.
К концу прошлого года власть«разобралась» с «силовиками» Саакашвили, которые организовывали «прорыв», противодействовали правоохранителям под Верховной Радой и «отбивали» оппозиционера во время первой попытки его задержания. Часть из них, преимущественно граждан Грузии, как, например, Вано Надирадзе, депортировали в Грузию.
Других, таких как Северион Донгадзе и Анатолий «Гал» Виногродский, — арестовали. Поэтому в день арестаотбиватьполитика у пограничников фактически было некому, как и организовывать, например, штурм Администрации президента.
Задержание бывшего президента Грузии Саакашвили сотрудниками СБУ и ГПУ. Саакашвили выводят из дома на улице Костельной в Киеве, где он жил в то время. Часом ранее силовикам пришлось снимать задержанного с крыши, Киев, 5 декабря 2017. Фото: EPA-EFE / STEPAN FRANKO
После обвинений генпрокурора Юрия Луценко в том, что для организации акций протеста Саакашвили получал деньги от одиозного олигарха Сергея Курченко, от оппозиционера начали дистанцироваться последние политические соратники. Правда большинство из них отошлиеще тогда, когда он сменил лозунги протеста под парламентом и потребовал импичмента президента.
Не добавилапопулярности лидеру «Движения новых сил» и попытка штурма его сторонниками Международного центра культуры и искусств (бывшего Октябрьского дворца) в центре Киева.
Протестующие штурмуют здание «Октябрьского дворца». В тот день сторонники бывшего грузинского президента Саакашвили в очередной раз прошли маршем в центре Киева с требованием импичмента президента Порошенко, 17 декабря 2017.Фото: EPA-EFE / STEPAN FRANKO
Между тем суд отказал Саакашвили в предоставлении политического убежища, дав зеленый свет выдворению политика изУкраины.
На фоне возможной депортации в Грузию или тюремного заключения в Украине, реадмиссия политика в Польшу выглядит почти как проявление «гуманизма». С другой стороны, Саакашвили должен понимать: если он попытается снова «прорваться» в Украину, власть сможет пойти по сценарию депортации или заключения.
Выдворение Саакашвили — это еще и своеобразный сигнал украинским политикам: Петр Порошенко и Арсен Аваков (министр внутренних дел Украины), несмотря на распри между собой, все же, способны к компромиссу и совместным действиям. Ведь именно взаимные претензии двух политических партнеров до последнего времени позволяли Саакашвили маневрировать и оставаться в Украине.
В то же время принудительный вылет лидера ДНС в Польшу — это и четкий сигнал власти дляоппозиции накануне фактического старта избирательной кампании: времена уличной политики закончились. По крайней мере власти хочется, чтобы было именно так. И именно поэтому за неделю до очередной годовщины расстрела Небесной Сотни из странывыдворилиединственного политика, который был способен управлять стихией улицы, используя недовольство граждан в свою пользу.
Всей этой истории могло и не произойти, если бы Петр Порошенко в июле прошлого года внезапно не решил лишить Саакашвили украинского паспорта, который сам вручил ему в мае 2015 года.
Лидер партии «Движение новых сил» Саакашвили во время пресс-конференции в Варшаве, Польша, 13 февраля 2018 года. Бывшего грузинского президента задержали в Киеве 12 февраля, через несколько часов его отправили в Польшу по процедуре реадмиссии. Политик продолжает сотрудничать с украинскими адвокатами, готовит «большие митинги» и надеется вернуться в Украину.Фото: EPA-EFE / JACEK TURCZYK