Polexit после Brexit? Как судебная реформа ставит под угрозу членство Польши в ЕС

Январская сессия ПАСЕ прошла под знаком критики Польши из-за судебной реформы, которую проводит правящая партия ПиС. Теперь Совет Европы будет мониторить соблюдение в Польше верховенства права. А ЕС может наложить на Польшу ощутимые санкции или даже исключить. В то же время у мира и Украины есть непростая дилемма: как, с одной стороны, игнорировать польские проблемы с демократией, а с другой — не стать объектом манипуляций России. Которая давно ищет повода, чтобы переключить внимание Запада по преступлениям Кремля на «европейский двор».

4 февраля президент Польши Дуда подписал обновленные законы об общих судах и Верховном суде. Это — часть масштабной судебной реформы, которую партия власти «Право и справедливость» (далее — ПиС) проводит уже пятый год.

Эти законы позволяют освободить и лишить права на профессию тех судей, которые не признают судебной реформы, принимают решения в соответствии с нормами евросоюзного, а не нового национального права, и публично критикуют действия правительства.

Политики ПиС и приверженные им СМИ заявляют, что страна сделала еще один шаг в сторону обновления коммунистической судебной системы, «касты», которую развратили судейские привилегии. Подписанные Дудой законы они называют «законами о справедливости».

Оппозиция и ее сторонники взамен отмечают, что изменения призваны закрыть рот тем судьям, которые критикуют предыдущие попытки ПиС еще больше подчинить судебную власть исполнительной. По словам оппозиционеров, это «закон о репрессиях», «закон о намордниках».

Вопрос иммунитета и подотчетности судей, которые несколько лет назад интересовали исключительно специалистов, сегодня является самой горячей темой польской политики и вызывает серьезное беспокойство в ЕС. Если правительство не сделает несколько шагов назад, Варшаве угрожают финансовые санкции и даже лишение членства в Евросоюзе, уверены некоторые эксперты.

Россия же охотно использует польские проблемы с демократией и напряжение между Варшавой и Брюсселем, чтобы отвлечь внимание ЕС от своей агрессивной политики.

О чем спорят правительство и оппозиция

Судебная реформа для правительства ПиС является длинной и одновременно — самой проблемной.

Все началось еще в ноябре-декабре 2015-го, когда партия ПиС впервые в истории независимой Польши сформировала однопартийное парламентское большинство, а через несколько недель изменила закон о Конституционном суде.

Так хотели исправить ошибку предшественников от «Гражданской платформы» и Польской крестьянской партии, вопреки закону выбрали нескольких судей Конституционного трибунала перед завершением каденции Сейма. ПиС «ненастоящих» судей выгнал, но отозвал и тех, кто был назначен по закону, и делегировал на их место своих людей. Суд в ответ выдал несколько приговоров о неконституционности действий ПиС, но тогдашняя премьер Беата Шидло отказалась публиковать их в правительственном вестнике.

«Гражданская платформа» и другие оппозиционные партии призвали сторонников к протестам, но массовые акции не состоялись. Чтобы разрядить атмосферу, тогдашний министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский пригласил в Варшаву Венецианскую комиссию, чтобы та выяснила, соответствует ли польская судебная реформа духу демократии и букве закона.

В марте 2016 года Комиссия подготовила оценку: конфликт вокруг Конституционного трибунала «имеет свой источник в деятельности Сейма предыдущего созыва», «и предыдущее, и нынешнее большинство в парламенте выполнили несогласные с Конституцией действия», а внесенные ПиС поправки в законодательство «создают угрозу верховенству права и функционированию демократии в стране».

Однако позиция совещательного органа Совета Европы не помешала ПиС продолжить выбор «своих» судей, а президенту Анджею Дуде — принять от них присягу. Это побудило Европейскую комиссию в декабре 2017-го обратиться в Совет ЕС, чтобы тот признал существование «рисков нарушения принципа верховенства права» в Польше.

В марте 2018 года с позицией Еврокомиссии согласился Европарламент, что впервые в истории ЕС открыло возможность применить по отношению к стране-члену санкции по 7 статье Трактата о Европейском Союзе. Эта статья позволяет лишить права голоса при принятии решений в Совете ЕС государство, которое нарушает нормы и ценности Евросоюза.

Вторым источником конфликта стали изменения в законы об общих судах и Верховном суде. В июле 2017-го Сейм проголосовал за сокращение каденции тех судей Верховного суда, достигших 65 лет, объединение должностей генерального прокурора и министра юстиции, усиление роли парламентского большинства в избрании членов Государственного совета судопроизводства, которая оказывает решающее влияние на избрание членов Верховного суда и глав общих судов.

На этот раз по Польше прокатилась волна многотысячных митингов. Президент Дуда наложил на законы вето, их вернули в Сейм. Но когда тема сошла с первых полос, законы приняли с косметическими изменениями, и президент их подписал.

Теперь в Польше всех членов Государственного совета судопроизводства избирает Сейм, то есть — партия, которая выиграла выборы. В Верховный суд можно вносить жалобы на приговоры польских судов за последние 20 лет, а для наказания «непокорных» действует Дисциплинарная палата.

Таким образом, страна в последние годы живет в ситуации юридического дуализма: с одной стороны, есть принятые законодателями изменения, с другой — приговоры Конституционного трибунала и постановления Верховного суда. Чтобы прояснить дело, Верховный суд направил несколько вопросов к Трибуналу юстиции ЕС в Люксембурге, который имеет решающий голос при оценке подобных ситуаций в странах Евросоюза.

Сенат Польши — верхняя палата парламента, в которой большинство у оппозиции, отклонила противоречивый законопроект, позволяющий увольнять судей, которые ставят под сомнение законность судебных решений, Варшава, Польша, 17 января 2020 года. Позднее 23 января польский Сейм — нижняя палата парламента — одобрил этот законопроектEPA-EFE/RAFAL GUZ

«Не будут нам рассказывать на иностранных языках, какой строй должны строить»

Реагируя на эти вопросы, в 2018 году Суд юстиции приостановил действие отдельных нововведений ПиС, в частности, о сокращении каденции судей Верховного суда. А 19 ноября 2019 года издал резонансный приговор.

Суд признал, что организация судебной системы относится к компетенции стран-членов ЕС. Но при этом страны должны соблюдать законы ЕС, в том числе принцип верховенства права и независимости судебной власти от исполнительной и законодательной.

Оппозиция в Польше приветствовала этот приговор. Но ПиС еще на этапе приготовлений к приговору разогревал свой электорат риторикой о зарубежном вмешательства в польские дела:

«Если Суд создаст прецедент и допустит, чтобы часть правовых норм была приостановлена решением Верховного суда, то у правительства не будет другого выхода, как проигнорировать решение Трибунала как противоречащий трактат о ЕС и духу евроинтеграции», — это слова вице-премьера Ярослава Говина в июле 2018-го.

«Не будут нам рассказывать на иностранных языках, какой строй должны строить у себя в Польше и как должны вестись польские дела. Да, здесь Европейский союз, и мы очень рады этому, но прежде всего это Польша», — так сказал уже президент Анджей Дуда в январе 2019-го.

Ситуация зашла в тупик, когда Верховный суд Польши 23 января 2020-го постановил, что нынешний Государственный совет судопроизводства, учитывая процедуру его создания, не имеет права предлагать кандидатов на должность судей, как общих судов, так и Верховного суда. Зато те судьи, кто уже был назначен по представлению Совета, занимают свое место бесправно. Де-факто, это постановление сделало всю судебную реформу ПиС нелегальной.

В ответ Министерство юстиции признало решение Верховного суда недействительным, а Сейм все-таки принял изменения в закон, позволяющие наказывать судей, которые отрицают легитимность судебной реформы ПиС.

После подписи Дуды новый закон вступит в силу в конце февраля. Но в прокуратуру уже поступило более ста представлений о привлечении судей к уголовной ответственности. Часть — из-за «невыполнения обязанностей государственным служащим». Эту норму можно применить в отношении тех судей, которые поднимают легальность действий законодательной и исполнительной власти, а также признают приоритет решения Трибунала юстиции ЕС и Верховного суда.

Чтобы мы создавали больше важных материалов для вас, поддержите hromadske на платформе Спільнокошт. Любая помощь имеет большое значение.
Лидер партии «Право и справедливость» (ПиС) Ярослав Качиньский (слева) и премьер-министр Польши, член ПиС Матеуш Моравецкий (справа) во время парламентских дебатов в Сейме по судебной реформе в стране, Варшава, Польша, 20 декабря 2019 годаEPA-EFE/WOJCIECH OLKUSNIK

Санкции или Polexit?

Беспрецедентное напряжение между Варшавой и Брюсселем привело к тому, что польская оппозиция все чаще говорит об угрозе Polexit — выхода, или даже исключения, Польши из ЕС.

По мнению доктора Бартоша Ридлинского из Университета кардинала Вышинского, правительство ПиС уже пересекло определенную границу и не может надеяться на понимание со стороны Брюсселя:

«Последние решения Сейма и президента ускорят работу над лишением Польши права голоса в Европейском совете, а неисполнение решения Трибунала ЕС наверняка приведет к наложению ощутимых финансовых санкций».

Но это сценарий оптимистичен. Пессимистический описывает доктор Яцек Кухарчик, директор Института общественных дел:

«Трактат об Европейском союзе говорит, что государство, которое не уважает права Евросоюза, может быть исключено. И в нашем случае это не будет "Brexit", то есть добровольный выход, когда ты можешь договариваться об условиях. Правда, такое развитие событий — это не вопрос ближайших месяцев».

Подарок Путину

Судебная реформа создала хлопоты для Польши в отношениях не только с ЕС, но и с Советом Европы. Во время январской сессии, при активной поддержке российской делегации, ПАСЕ уделила немало внимания «системным проблемам с демократией в Польше».

Дискуссия над «польской» резолюцией, состоявшейся перед рассмотрением «крымских» санкций против России, отвлекла внимание западных европейцев от нарушений прав человека как в самой России, так и на оккупированном полуострове.

Еще на этапе подготовки решения ПАСЕ в текст попали фразы о польских «действиях вопреки европейским нормам», «сомнения в независимости системы правосудия и приверженности государства к принципам верховенства права». Поведение польской делегации облегчило дело критикам: Доминик Тарчинский из ПиС отвергал обвинения со стороны французских докладчиков, рассказывая о том, как французы во время демонстраций поджигают машины. Шведов в дискуссии о судах Тарчинский ошеломил «открытием» темы женского обрезания среди шведских мусульман.

Приняли участие в дискуссии и российские делегаты. Поляки в последнее время достойно отвечали российской пропаганде, отвергая манипуляции об участии Варшавы в развязывании Второй мировой войны. Неудивительно, что представители Кремля начали разыгрывать карту Польши, которая не права в деле с судебной реформой, а следовательно, мол, не заслуживает доверия и в других делах.

«Действия ПиС — это подарок Владимиру Владимировичу (Путину — ред.). Российская пропаганда охотно использует кадры из пресс-конференций Еврокомиссии или ПАСЕ, во время которых Польшу критикуют за нарушение принципа верховенства права, и смешает их с лживыми тирадами о вине Варшавы за начало Второй мировой. Цель — показать, что Польша является несерьезной и хлопотливой страной, так что не надо важно к ней относиться», — констатирует Бартош Ридлинський.

Результат сессии ПАСЕ — 140 против 37 делегатов проголосовали за то, чтобы ввести в отношении Польши специальный мониторинг соблюдения верховенства права. Такая процедура сегодня действует в Албании, Грузии, Турции, Азербайджане. И России.

Судьи и адвокаты со всей Европы участвуют в манифестации под названием «Марш тысячи мантий» в знак протеста против судебной реформы в Польше, Варшава, 11 января 2020 годаEPA-EFE/TOMASZ GZELL

Что делать Украине

На следующий день после подписания скандальных законов Анджей Дуда официально объявил об участии в президентской гонке. Спустя несколько часов польский Центризбирком назначил и дату выборов — 10 мая 2020 года.

Судебная реформа, а вместе с ней вопросы роли ЕС и национального суверенитета, станут ключевыми во время кампании. И здесь, как подчеркивает Бартош Ридлинский, оппозиции пока нечего противопоставить ПиС:

«Хорошо помню, как во время одной из манифестаций в защиту независимого судопроизводства сторонники Платформы кричали своим лидерам: "А где ваше предложение изменений?". А ее у либералов нет. Левые также не создали альтернативного проекта изменений в судах. Так, справедливо сосредотачиваясь на защите независимости судов, польская оппозиция забывает, что недостатки реформы ПиС не отрицают необходимости изменений. Поляки заслуживают справедливые, оперативные и бесплатные приговоры, а они этого не получают».

Яцек Кухарчик прогнозирует, что результаты майского голосования будут определяющими для будущего Польши:

«Эти выборы станут для поляков вторым референдумом о членстве в ЕС. И если их выиграет кандидат ПиС Анджей Дуда — goodbye, EU».

Напряжение на линии Варшава-Брюссель с одной стороны, и российские манипуляции — с другой ставят в непростую ситуацию Украину. Последняя сессия ПАСЕ — это только прообраз конфликта, который будет углубляться.

Геннадий Максак, глава Совета внешней политики «Украинская призма», призывает украинских дипломатов быть сдержанными и сконцентрироваться на национальных интересах:

«Во-первых, перед тем как критиковать, надо же иметь совершенную судебную систему. А с судами в Украине еще большие проблемы, чем в соседней Польше. Во-вторых, тонкая грань между отстаиванием демократических ценностей и невмешательством во внутренние дела особенно уязвима с соседними странами, где завязано много жизненно важных интересов. В-третьих, Польша является стратегическим партнером Украины в европейской и евроатлантической интеграции. Следовательно, не в интересах Киева быть причастным к порче ее и без того несовершенного имиджа в ЕС».

Максак напоминает, что сейчас в украинско-польском диалоге наблюдается оттепель, попытки выйти из ловушки исторической политики и восстановить доверие на высшем уровне. Эксперт также призывает помнить, что крупные европейские игроки, в частности Франция, критикуя польскую судебную реформу, преследуют собственные цели — продвижение своей модели реформы ЕС.

«То, как Россия разыграла тему судебной реформы против Польши, только лишний раз напоминает, что уровень защищенности от информационной агрессии со стороны Кремля остается низким. Киев может предложить полякам совместные шаги в противодействии российским информационным нападениям, но без домашней работы самой Польши здесь не справиться».

автор: Елена Бабакова