Послушники с бронежилетами. Как польские монахи помогают украинским воинам

Среди средневековых росписей и цветных фресок, с которых глядят лики святых, среди церковного инвентаря — бумажные коробки, ящики, подгузники, средства гигиены, продукты, рыбные консервы, костыли, одежда. Они в римско-католическом костеле прикрывают распятие Христа. Среди золотых колонн — икона Богоматери, а возле стен — бронежилеты, каски и инвалидные коляски.

— Передайте мне сникерсы. Сколько там штук в коробке? Двадцать будет? — высокий, с голубыми глазами, очки на носу, в черной длинной сутане, отец Мирослав обращается к женщинам, которые по цепочке передают друг другу упаковки со сладостями.

— Шестьдесят штук, — отвечает одна из групп женщин в зеленых жилетах с надписью на спине «Volunteer». Прихожанки костела святого Варфоломея сортируют гуманитарную помощь для переселенцев.

— Давайте целую коробку, — говорит отец Мирослав, широко улыбаясь волонтерам.

Снаружи тонкие лучи света пробиваются сквозь массивные дубовые скрижали, подвешенные меж готических окон костела. Над головой — цветные витражи. Яркие «зайчики» от них просачиваются на одежду. В одном углу небольшая группа детей с монахиней готовит театрализованную сценку к Рождеству. Взмахивая рукой присутствующим, отец умело разворачивает коробку шоколадок и раздает малышам. Далее оглядывается вокруг и подает знак, чтобы следовали за ним. Открывает украшенные черными коваными орнаментами двери Часть храма у алтарязахристии и по узкой деревянной лестнице поднимается к Помещение в церкви, где хранятся предметы культаризнице. Мы — за ним.

В костеле штаб гуманитарной помощи

Уже более двадцати лет отец Мирослав Лех служит в приходе римско-католического сообщества в костеле святого Варфоломея в Дрогобыче. С началом полномасштабного вторжения храм одним из первых открыл двери для нуждающихся и превратился в штаб гуманитарной помощи.

В польский костел за одеждой, продуктами, лекарствами, средствами гигиены приходили украинские переселенцы. А кому-то просто необходимо было поговорить с духовниками. Или в тишине остаться наедине с Богом.

«Главная заповедь, которую мы читаем в Библии, — это заповедь любви», — говорит отец Мирослав, запаривая горячий чай в крошечной комнате приходской захристии. Вокруг него полки с книгами. Рядом на вешалке Белая туникаальбы и Одежда, которую священник надевает во время службыризы — белых, фиолетовых и золотых цветов. «Любить изо всех сил, всем сердцем, всей душой», — продолжает. «Опыт войны однозначно отрицательный. Но, с другой стороны, она нас сплотила. Еще недавно украинцев и поляков делили по политическим мотивам, а сегодня весь польский народ открывает свои дома, сердца, объятия для помощи украинцам», — говорит отец, грея ладони о чашку горячего чая.

Тихая помощь

С февраля отец Мирослав стал еще и переговорщиком. Договаривается с польскими партнерами, волонтерами и предпринимателями, ездит на границу и в Польшу, привозит бронежилеты, каски, термобелье, автомобили на фронт. Недавно начали доставлять генераторы. В этом его поддерживают монахи Ордена Бонифратров, также служащие в Дрогобыче.

«Помощь братьев тихая. Они опекают больных, ездят к ним домой. Проводят с ними время. Теперь вместе с ними мы еще помогаем всем украинцам».

«Братья, делайте добро»

Небольшой дом на улице Франко на первый взгляд кажется обычной частной усадьбой. За низкой калиткой зеленеют аккуратные газоны. Пока нет снега, можно разглядеть садоводческий труд монахов. На горизонте, если пристально присмотреться, виднеются горы. На пороге нас встречает брат Лаврентий. Вместо строгой монашеской суровости — улыбка на лице. Черный свитер, из-под которого проглядывает длинная риза. Здесь он вместе с другими братьями-монахами живет уже более тридцати лет, чтобы служить другим.

«Помогать украинским воинам — это тоже наша Харизма в этом случае — как монашеский долгхаризма. Помогать людям защищать их жизнь, не так ли?» — говорит брат Лаврентий, медленно проходя в свой покой. Крохотная комната с широким окном. На полках — религиозная литература. Биография Матери Терезы стоит отдельно от других. Как будто кто-то недавно ее читал. Стол, два кресла, гладильная доска, постиранные наволоки, одежда, утюг. За дверью слышно, как кто-то в трапезной нарезает овощи. На деревянной доске, прикрепленной у стола, лозунг Ордена «Братья, делайте добро», а рядом нарисован красный гранат — символ Бонифратов.

Дрогобычский монастырь ордена госпитальеровТарас Иванишин / hromadske

Просящие монахи

Госпитальный орден Святого Иоанна Божьего чина Ордена Бонифратров существует в Дрогобыче с 1996 года. Сначала монастырь размещался в городской поликлинике. Тогда он скорее был тесным покоем, в котором собирались польские монахи. Впоследствии они построили дом. У братьев нет костела или приходов. Их орден призван помогать больным. Монахи ездят к немощным, проводят с ними время, помогают лекарствами и продуктами.

Во второй половине XVII столетия монастырь Бонифратров был во Львове. При нем была больница, где монахи ухаживали за больными и военными, возвращавшимися с войны. Сегодня монастыри ордена Бонифратров функционируют почти по всему миру: в Италии, Испании, Франции, Португалии. В Украине он только один — в неприметном здании Дрогобыча.

Брат Лаврентий Иванчук – настоятель дрогобычского монастыря. Невысокого роста, первым подает руку для приветствия. Ему — 49. Родился в польском городе Бяла-Подляска, но уже более тридцати лет служит и проживает в Украине. Если бы не лёгкий польский акцент, можно было бы подумать, что он украинец. С 2014 года брат Лаврентий вместе с другими монахами Ордена Бонифратров активно помогает украинским бойцам и крымским татарам, которые стали первыми переселенцами в городе девять лет назад.

Врачи в монашеском одеянии

Особенность Ордена Бонифратров в том, что для принятия монашеского чина важно прежде всего медицинское образование, а уже потом богословие и теология. Братья прислуживают в больницах, домах для пожилых, аптеках и общественных центрах психологической и медицинской помощи. Многие также имеют образование в области хирургии, химиотерапии, психологии и психотерапии.

Еще в прошлом веке больницы Бонифратров стали известны благодаря методам фитотерапии. Братья занимались больными нервными расстройствами и психическими болезнями. Бонифратры, или, как их еще называют, монахи Ордена Госпитальеров Святого Иоанна Божьего, сегодня имеют более 200 аптек в мире с фитопрепаратами, которые они сами производят на растительной основе. Их используют в терапевтических практиках и психиатрии. Больше всего таких аптек — в Польше.

Перед тем как принять чин Ордена Госпитальеров Святого Иоанна Божьего, брат Лаврентий получил специальность медика. Позже окончил обучение на факультете психологии, изучал богословие и теологию. Перед приездом в Украину работал в польских больницах. Знания по медицине и психологии помогают ему лучше распознавать потребности тех, кто к нему обращается. После войны монахи планируют помогать украинским воинам, которые, кроме физической реабилитации, будут нуждаться также и в психологической.

С бронежилетами в руках

«В первые недели войны мы обратились к братьям Бонифратрам за помощью. Они сразу откликнулись. Так теперь и сотрудничаем. Все, что передают польские братья, мы везем на фронт для нашей армии, гражданских и наших медиков», — говорит глава Дрогобычской районной военной администрации Степан Кулиняк.

Он по очереди жмет руку братьям, входящим в его кабинет, чтобы передать помощь от польских монахов — тактические военные аптечки, медикаменты, каски, мужское термобелье для военных. На улице у здания администрации несколько карет скорой помощи. Их и другую военную амуницию, которую удалось собрать за последние несколько месяцев, скоро передадут на фронт. Брат Лаврентий в одной руке держит бронежилеты, в другой — четки для молитвы.

Лечить душу и тело

Впрочем, дрогобычские Бонифратры, которых еще называют «милосердными братьями», кроме материальной помощи, не забывают и о своем призвании — заботиться о душе. После войны, говорит брат Лаврентий, тех, кому будет нужна такая забота, станет больше. Поэтому уже сейчас монахи производят успокаивающие настойки на травах.

«Пойдемте, я покажу вам место, где вся моя жизнь», — говорит брат Лаврентий, неожиданно поднимаясь с кресла. Выходит из комнаты, пробирается по узкому коридору и открывает дверь маленькой светлицы, похожей на склад лекарственной продукции. Брат Лаврентий открывает белый шкаф с тонким стеклом, на полках которого десятки коробок и тюбиков с надписью на польском языке «Produkty Bonifraterskie». Он точно знает, где что лежит и для чего предназначено.

Затем монах заглядывает в свой мобильный телефон и показывает фотографию автомобиля.

«Видите? Даст Бог, передадим еще одну машину».

Вмиг прячет мобильный в свой карман. Словно хранит там одну из тайн. Ведь он и вправду ее хранит.

Автор: Ева Райская