«Постоянно заряжаю телефоны мужа» — вдова политика и погибшего военного Олега Барны

Бывший народный депутат Олег Барна был моим учителем физики. В девяностых он пришел в мою школу в селе Рыдодубы, Тернопольской области. Я тогда была в старших классах. Барна очень отличался от других педагогов — обращался к ученикам исключительно на «вы» — и к отличнику, и к троечнику. Это было для нас необычно. Не требовал уважения к себе, но сам уважал учеников.
Когда Олег Барна погиб, я плакала. После окончания школы мы ни разу не общались. Лишь несколько лет назад поспорили в комментариях в соцсети. Уж и не помню, из-за чего. Но и после этого Олег Степанович всегда поздравлял меня с Днем рождения. Я собиралась сделать с ним интервью. После победы.
«Чувствую его присутствие»
Двор семьи Барна в селе Белобожница Тернопольской области виден издалека. На нем флагшток с сине-желтым флагом. Ольга Барна приглашает в дом и угощает клубничным компотом и шарлоткой, которую сама испекла.
В комнате — уголок с фото и вещами ее мужа. Аккуратно сложены сине-желтые и красно-черные флаги, которые были с ним на фронте. Жетоны, где написано имя, идентификационный код и группа крови.
«Это запасные, — объясняет Ольга Васильевна. — Те, что были на нем в день гибели, вместе с веревочкой передали его маме».
На тумбочке — телефоны, зарядные устройства, которые передали побратимы, и любимая шапка Барны — пиксельная полевая панама. В ней он и на портрете. Рядом с вещами — увядшиерозы в вазе.
«Подхожу к углу, как к живому человеку. Чувствую его присутствие. Может потому, что дома одна. Беру в руки телефоны. Постоянно их заряжаю. Карты действуют, и телефоны работают. Олег был подписан на какие-то Телеграм-каналы, поэтому постоянно приходят уведомления. Когда нам передали телефон, увидела очень много пропущенных звонков 18 апреля. Сначала поздравления, а потом – соболезнования».
Олег Барна погиб под Угледаром Донецкой области 17 апреля за день до своего 56-летия. Во вторник, 18 апреля, его фейсбук-страница была полна поздравлений с днем рождения. А Олега почти сутки уже не было в живых. В канун трагедии он позвонил родным, чтобы поздравить с Пасхой.
«Попросил о молитве: “Завтра утром помолитесь за нас, потому что мы идем делать ветер. Что бы ни произошло, ничего не переносите”. Имел в виду, чтобы ничего не отменяли, потому что мы договорились о свадьбе младшего сына».
17 апреля на Угледарском направлении в районе села Павловка из 30 человек погибли 13, 17 были ранены. Олег Барна скончался от осколочного ранения.
«Два ранения. Одно на ноге, но это было, очевидно, не смертельное. А на шее осколок влетел в одну сторону — вылетел в другую. Сквозное. Думаю, это сонная артерия, потому что вся спина была в крови. Шансов, что могли эвакуировать и спасти, не было. Шея незащищена. В 2014 году у Олега был бронежилет с бронированным воротничком для минометчиков и саперов. Но он уволился и оставил кому-то тот бронежилет. А теперь у него был обычный, шея была уязвима», — рассказывает жена.
Младший брат Степан о гибели Олега узнал из соцсети. Побратим Барны написал пост, что он погиб. Степан не верил. А уже 19 апреля забирал тело брата из морга в Каменском.
«Когда уносил тело, я был злой и обиженный на него. Потому что он меня не послушал. Я с ним говорил не раз. Он обещал мне уйти из армии. Обещал и не сделал. Олег любил посоветоваться, но не всегда принимал решение по тому, что ему говорили. Я плакал и злился. Это меня долго не отпускало. Теперь стало легче. Это был его выбор. То, что он пошел в штурмовую бригаду, это его инициатива. Сам шел вперед, пробивался. Это было решение воина».
Учитель. Когда замело, на работу ездил на лыжах
До 1994 года Олег Барна учительствовал в соседнем селе, что в трех километрах. Зимой, когда заметало дороги, добирался в школу на лыжах. На них ездил на работу даже летом.
«Летние лыжи — лыжероллеры. Они все еще есть у нас. Тренировался на них еще студентом. По асфальту хорошо ехать. Однажды соседка возвращалась из Чорткова. Говорит: “Видим — посреди дороги кто-то размахивает руками. Мы притормозили. Но никто не останавливает машину. Нас объехали. До Белобожницы его и не догнали”».
Тогда были не лучшие времена для педагогов. Учителям не платили зарплату.
«Мы молодые, у нас маленькие дети, — рассказывает Ольга Васильевна. — Олег в Чорткове на базаре покупал мясо, привозил в Белобожницу одной женщине. Она коптила его в течение недели и делала колбасы. Он в субботу грузил это все на плечи в огромный рюкзак. Ездил к моей сестре в Одессу, возил туда эти домашние копчености. Сначала они прогуливались по ресторанам, давали пробовать. Потом уже точно знал, что нужно на вторую неделю сколько килограммов привозить. Неделя работал учителем, а по субботам возил мясо. На эти деньги мы купили первую машину».
Младший на 12 лет Степан вспоминает, как бизнес чуть не привел в тюрьму.
«Помню, как учителям давали зарплату водкой. Олег поехал на базар в Чортков с той водкой. Встал там и начал продавать ее. Его задержали милиция. Из-за этого были проблемы. Суды потом были».
С 1994-го по 2002-й Барна работал уже в школе родного села. Преподавал физику, информатику и основы защиты Отечества.
«Некоторые родители просили, чтобы он занимался с детьми после уроков на спортивной площадке. Олег тренировал их. Ездил с учениками в походы, учил выживанию на природе. Любил всех детей, учеников своих. Потом, когда его ученики публиковали не очень хорошие комментарии, его ему больно было».
Политик
С 2002 по 2010 год Барна был главой поселка в Нагирянке, где родился сам и где живут его родители. А в 2014-м стал народным депутатом по мажоритарному округу. Он был заметным. Горячо выступал, часто не подбирал слов. Как-то пытался вынести премьера Яценюка из зала Верховной Рады. С парламентской трибуны заявил «путин — ху*ло». Семья болезненно воспринимала политические скандалы, в которые он попадал.
«Когда путина, извиняюсь, он обозвал ху*лом в Верховной Раде, мне перезвонила мама, сказала: “Смотри, что Олег делает. Мы же учителя, а он обзывает путина в сессионном зале. Какая будет реакция учителей на то, что мой сын обозвал путина ху*лом?”. Олег не был прирожденным политиком. Это произошло спонтанно, и его затянуло. Пришел в Верховную Раду из окопов Донецкой области. Отсутствие политического опыта сказывалось. Он был прост, прямолинеен. Этим пользовались. Его провоцировали на эмоции. Олег реагировал как простой человек. Как политику ему это не прощали», — вспоминает брат Степан Барна.
Пикет под домом и шины
Из-за того, что учитель превратился в политика, страдала вся семья. Двор семьи Барна в Белобожнице не раз пикетировали, грозились поджечь шины, как на Революции достоинства, на которой Олег был активным участником.
Ольга говорит, что не была готова к чрезмерному вниманию. Вспоминает случай, как на серебряную свадьбу подарила мужу поездку на автобусе по Европе, и как во время поездки его узнавали.
«Люди удивлялись, что депутат несет сумки так же, как все. Мы в первый день опоздали к автобусу. Водитель сказал: “Кто опаздывает, то поет”. А наша компания в церковном хоре. Так мы спели на три голоса. Водители говорили: “Вы можете опаздывать каждый раз”. Люди где-то с ним фотографировались. Потом в новостях прозвучало, что Олег Барна ездил за границу выбирать себе помощницу в Верховную Раду. Хотя это была частная поездка, и я ее инициатор».
Он был резок на экранах. Но запросто мог заплакать из-за чужой беды, сам отвезти раненого или больного, обратившегося к нему, в госпиталь, отдать депутатскую зарплату волонтерам.
«Все видели, на чем он ездил и каким телефоном пользовался. У нас никогда не было понтовских замашек. Мы воспитаны в семье, где трое детей. Семья учителей в девяностых была не очень защищена социально. Мы приучены к скромным условиям. Что было, то было. Потом, когда пошли в политику, всегда носили костюмы и обувь украинского производства», — говорит Степан Барна.
Воин. Позывной «Депутат»
«Когда первый раз в 2014 году пошел на войну, я не знала об этом. Подумала, что идет на собрание как учитель военной подготовки. Так я сказал. Учителей военной подготовки звали на курсы, обучали. Олег попал тогда в 128-ю горно-штурмовую бригаду», — рассказывает Ольга.
Со времен АТО Барна имел позывной «Дядя Олег». Второй позывной — «Депутат» — получил после того, как побывал в парламенте. Несмотря на то, что имел инвалидность третьей группы, полученную после ранения во время Революции достоинства, пошел на фронт еще задолго до полномасштабного вторжения. 24 февраля 2022-го снова был в военкомате.
«У Олега были проблемы с суставами, ведь у него размозжен таз после аварии, скреплен железными шурупами, — рассказывает брат Степан, сержант 10-й отдельной горно-штурмовой бригады. — Суставы заменены на металлические. Я понимал, что ему было тяжело служить в пехоте. Знаю, что такое для пехотинцев ноги. Говорил с ним об этом с января. Он обещал мне, что будет ставить вопрос о прохождении ВВК и списании из армии. Но Олег все время это откладывал. Говорил: “Я должен быть причастен к победе”. Он вообще меня шокировал, когда приехал в Тернополь в комиссариат и пошел в 44 бригаду добровольцем. Я был удивлен, когда он мобилизовался».
Во время большой войны Олег Барна стал стрелком 68-й егерской бригады. В свои 55 не уступал тридцатилетним.
«В их подразделении лучше всего стрелял. Это, видимо, сказалась тренировка. Олег — чемпион Украины по зимнему многоборью. В этом виде спорта есть стрельба, лыжи и подтягивания. Ребята приходили после задания и уставшие падали. А Олег, немного отдохнув, говорил: “Ребята, на турники”. Мог подтянуться 25 и более раз. Показывал пример. Шел подтягиваться последним. Говорил: “Давайте сначала вы, а я вам покажу, как в старости можно подтягиваться”», — рассказывает жена.
Из храма вынесли образ, который нарисовал Олег Барна
Олег Барна рисовал иконы и картины. Ольга Васильевна показывает одну из них — девушка с длинной косой. На обороте дата — 1991 год.
«Это когда мы поженились. Как будто меня нарисовал. У меня всегда была такая длинная коса. Не позировала, но мой силуэт угадывается. Сюжет Олег придумал. Рисовал на старых простынях. У него был рецепт от дедушки: варил основу, что-то вроде клея (не знаю, из чего), делал грунтовку этим клеем. Дедушку Олега звали Михаил Барна. Был известным художником. Теперь младший сын рисует».
На чердаке дома стоит мольберт. Остались кисточки и незавершенная картина. Ангел, стоящий над детьми, Олег начал рисовать ее перед 2014 годом. Так и не закончил.
«Когда Олег пошел в политику, я постоянно говорила: “У тебя картина не завершена”. Он отвечал: “Вот выйду на пенсию и буду рисовать для ребят”».
Одна его икона висит в Чертковском кафедральном соборе. Когда около храма прощались с телом Олега Барны, этот образ вынесли на улицу.
«Олег сделал картину на заказ. У человека, для которого он написал, ее выкупили. Увидели, что это работа Олега. Он уже был депутатом. И подарили ему на День рождения его картину. Олег был очень удивлен. Сказал, что проданную и передаренную работу не очень хорошо держать дома. И мы решили, что он подарит ее церкви Петра и Павла», — рассказывает Ольга.
После долгого разговора выходим во двор. К нам подбегает коричневый лабрадор. Килли (так зовут собаку) был любимцем хозяина.
«Когда привезли тело Олега в Белобожницу, собака встречала траурный кортеж в начале села. Раньше никогда туда не ходила. Нас не было дома. Мы сопровождали Олега из Киева. Она как-то чувствовала», — добавляет Ольга Барна.
Автор: Наталья Лазука