«Предай страну и заплати несколько тысяч долларов»: почему система «Шлях» стала сосредоточием «схем» и как это исправить
Очередной коррупционный скандал разразился из-за действий народного депутата от президентской фракции Людмилы Марченко. НАБУ и САП сообщили о подозрении парламентарию и ее помощнице.
По версии следствия, Марченко за вознаграждение в 5300 долларов «решала» вопрос о выезде мужчины за границу как волонтера, внеся его данные в списки системы «Шлях».
Это далеко не первый зафиксированный случай злоупотребления со «Шляхом». Больше о системе и ее проблемах — в материале hromadske.
«Могут себе позволить»
После полномасштабного вторжения, когда мужчинам запретили выезд за границу, системой «Шлях» воспользовались многие водители и волонтеры призывного возраста, чтобы легально перевозить гуманитарную и медицинскую помощь из Европы.
Система начала работать 17 марта 2022 года. По данным, которые Мининфраструктуры предоставило hromadske, по состоянию на начало июля 2023 года в нее внесли 254 тысяч человек. Из них почти 150 тысяч — водители, выполняющие бизнес-перевозки по лицензиям. На каждое новое пересечение границы лицензиаты должны подавать новую заявку в кабинете перевозчика.
Еще 104 тысячи — водители, которые перевозят гуманитарную помощь. Внести их в систему можно только решением Министерства инфраструктуры или областных военных администраций после рассмотрения пакета документов.
Разница в том, что лицензиаты пользуются электронной системой, а волонтеры подают документы в бумажном формате.
Возвращаются в Украину далеко не все. За год работы «Шляха» 19 тысяч мужчин воспользовались системой для побега за границу. По крайней мере, такое число озвучил руководитель профильной временной следственной комиссии, народный депутат от «Слуги Народа» Сергей Козырь.
Уклонисты в сговоре с чиновниками пытаются уехать за границу, ради чего вносят ложные данные в систему. Один из самых известных случаев злоупотребления произошел, когда в марте 2022-го за границу уехал 29-летний Игорь Портнов, сын пророссийского политика Андрея Портнова. Он получил разрешение от Львовской ОВА, однако письмо-просьба, которое он использовал, оказалось фальшивым.
Благодаря системе «Шлях» десятки львовских депутатов побывали за границей на отдыхе между рабочими поездками. Например, депутат Назарий Бербека с семьей посетил побережье Адриатического моря в Хорватии. Депутат Юрий Ломага пересек границу вместе с детьми на полторы недели. Журналисты «Наши деньги. Львов» предполагают, что он, судя по соцсетям его дочери, вместе с семьей отдыхал около Дубая — в пятизвездочном отеле Ajman Saray. Неделя в двухкомнатном номере без завтраков стоит от 19 тысяч долларов, отмечают в издании.
В НАПК объясняют, что проблемы существуют в двух направлениях. Первый — злоупотребление должностными лицами государственных органов, которые вносят ложную информацию. Второй — компании, у которых есть лицензии на международные перевозки и которые вопреки закону продают право зарегистрироваться водителем в системе «Шлях».
По словам заместителя главы НАПК Андрея Вишневского, у многих нарушителей даже нет водительского удостоверения. Схема проста: в машине едут два человека, один из них — водитель за рулем, а вот второй — мужчина, который должен подменять водителя, вполне может быть без водительских прав.
Мошенники и их цены
Одну из подобных схем обнаружили также во Львовской области. Мужчина создал фиктивную компанию для международных грузоперевозок. Он подделывал договоры о трудоустройстве, а затем вносил данные о несуществующих водителях в систему «Шлях». Выехать в один конец можно было за 4,5 тысячи долларов.
Еще один кейс злоупотребления органами правопорядка обнаружили в Луцке в ноябре прошлого года. Руководитель благотворительного фонда со своим сообщником незаконно предлагали мужчинам призывного возраста включить их в систему «Шлях». Стоимость такой «услуги» для тех, кто намеревался временно уехать за границу, достигала 3 тысяч долларов. Если же мужчина хотел уехать навсегда — 4 тысячи долларов.
В том же месяце Служба безопасности Украины ликвидировала три «канала» для бегства уклонистов.
Нарушители подделывали договоры найма и оформляли призывников как вторых водителей на международные автобусные рейсы. Стоимость «билета на побег» составляла от 3 тысяч долларов.
«Злоупотребляют в основном небольшие предприятия, ФЛП. Потому что, как мы видим, крупные предприятия беспокоятся о своей репутации», — рассказывает пресс-секретарь Госпогранслужбы Андрей Демченко.
В общей сложности пограничники не пропустили более 6 тысяч человек, пытавшихся выехать через «Шлях», поскольку те не смогли подтвердить цель своей поездки.
«Неоднократно фиксировали, что водители не знают, куда едут или за чем они едут. У них нет подтверждающих документов. О таких вносим информация в систему “Шлях”, чтобы дальше соответствующие органы учли этот факт перед предоставлением человеку возможности уехать за границу. Также проводится более углубленная проверка с другими правоохранительными органами», — отмечает Демченко.
Спасет цифровизация
В Министерстве развития громад, территорий и инфраструктуры говорят, что существующая система рассмотрения и подачи заявлений имеет ряд недостатков. В Кабмине уже есть проект изменений в постановление, которое должно нормировать этот вопрос.
По мнению замминистра Сергея Деркача, проблему можно решить цифровизацией подачи заявок, которую предлагают в проекте: «Сейчас многие заявления направляются в бумажном или отсканированном виде, с отсканированными печатями и подписями. Установить их соответствие очень сложно, практически невозможно. Введя электронную подпись, мы точно будем знать, какой благотворительный фонд отправляет заявку и будет нести ответственность. Сейчас случается, что к нам поступает заявка от благотворительного фонда с неразборчивой печатью. Мы просим отправить повторно, а в ответ слышим, что эта организация ничего нам не отправляла».
Цифровизация, по словам Деркача, должна также нивелировать коррупционные риски и со стороны чиновников: «Если заявление государственный служащий будет принимать исключительно в электронном виде, ему будет тяжело манипулировать и принимать неправомерные решения, ведь каждый такой случай будет фиксироваться».