Препятствование журналистам УП в Днепре: суд отпустил подозреваемых под личное обязательство

Бабушкинский районный суд Днепра избрал меры пресечения трем подозреваемым в препятствовании журналистам «Украинской правды» в Днепре 13 февраля. Подозреваемых Дениса Дюга, Станислава Сергеева и Олега Плахотника суд отправил под личное обязательство на два месяца. Еще одного человека, якобы угрожавшего ножом журналистам, сейчас устанавливают.

Об этом передает корреспондентка hromadske из зала суда.

Прокурор просил для Дюга личное обязательство, поскольку санкция статьи о препятствовании журналистской деятельности не предусматривает более сурового наказания. Сергеева и Плахотника прокурор просил отправить под круглосуточный домашний арест, отмечая, что им инкриминируют еще и грабеж — изъятие телефона у водителя съемочной группы «Украинской правды», который является гражданским лицом. По данным следствия, подозреваемые препятствовали журналистам осуществлять редакционное задание и тем самым помешали сбору материала, а затем отобрали телефон у водителя.

Сторона обвинения отмечала риски побега подозреваемых, давления на свидетелей, других вероятных фигурантов, уничтожения или искажения вещественных доказательств.

Судья Игорь Кондрашов отпустил всех подозреваемых под личное обязательство. Прокуратура обжалует решения в отношении Сергеева и Плахотника. В то же время судья отказался предоставить нам запись судебного заседания касательно подозреваемого Дюга.

В случае доказательства вины Дюгу грозит до трех лет лишения свободы, а двум другим подозреваемым — до шести лет.

Что говорит защита и самые подозреваемые?

Защитница подозреваемых отмечала ложь и манипуляции прокуратуры, заявляя, что журналисты якобы не имели разрешения снимать на территории режимного объекта. Также она отметила, что ее подзащитные сами пришли к правоохранителям, но «правоохранительные органы становятся заложниками общественного давления и СМИ», а потому якобы говорят неправду.

Подозреваемый Сергей отметил, что работает референтом на предпринимателя Александра Нехамкина. По его словам, в его обязанности входит перевозка документов по просьбе руководителя и другая неотложная помощь, консультации.

Кто именно является его руководителем, он нам не отметил, но заверил, что не имеет отношения к днепровскому бизнесмену Александру Петровскому, который также был замечен на видео.

Свои действия в отношении журналистов Сергей объяснил тем, что «хотел помочь полиции выявить подозрительных людей, проводивших съемку, и исполнял свой гражданский долг».

«Я не имел целью завладеть имуществом, просто, учитывая нынешнюю опасную ситуацию у нас в стране, я подошел к человеку, который скрыто вел съемку, хотел этому помешать. Никаких бейджей, которые доказывают, что они журналисты, у них не было», — сказал Сергей.

Телефон же водителя, по его словам, оказался в его руках во время толкотни, но он сразу вернул его полицейским.

Плахотник на судебном заседании отметил, что раньше работал полицейским, но из-за необходимости выезда из страны ушел со службы. Сейчас же работает на Нехамкина референтом.

Подозреваемый в препятствовании журналистам «Украинской правды» Олег Плахотник в Бабушкинском районном суде Днепра, 18 февраля 2022 годаВиктория Рощина / hromadske

По его словам, в аэропорт он приехал с Дюгом, Сергеевым и водителем, поскольку их вызвал руководитель. Впрочем, заметив людей, производивших съемку, вмешался.

«Я гражданин Украины, и мне не безразлично что происходит в стране. У нас каждый день какие-то минирования, угроза вторжения. И здесь какие-то люди без опознавательных знаков снимают территорию, на которой находится военный самолет», — сказал подозреваемый.

Также он подчеркнул, что у водителя были камуфляжные штаны, что якобы насторожило его. По словам Плахотника, он увиделся с работодателем «в процессе», но встреча не состоялась. «Потому что начались провокации, поэтому мы уехали», — сказал подозреваемый.

На наши вопросы о том, работает ли он на бизнесмена Александра Петровского, мужчина промолчал.

Подозреваемый Дюг сказал, что работает в благотворительном фонде «Солидарность». Этот фонд принадлежит днепровскому бизнесмену Александру Петровскому. Впрочем, по словам прокурора, официально он якобы безработный и не предоставил подтверждения работы на фонд. Информацию об угрозе ножом и удалении видео подозреваемые отрицали.

Подозреваемый Денис Дюг в Бабушкинском районном суде Днепраhromadske

Руководитель группы прокуроров Антон Чернов нам в комментарии отметил, что сейчас место работы всех подозреваемых устанавливаются. «Относительно того, на кого они работают, кого они сопровождают. Мы видели видео, но будет предоставляться отдельная оценка этому», — сказал прокурор.

Также он не отметил, допрашивали ли по делу Петровского. «Есть определенный план следственных действий, который мы не можем разглашать», — сказал Чернов.

Впрочем, во время проведения следственных действий накануне все подозреваемые отказались от дачи показаний. В то же время прокурор по делу заявил, что следователи допрашивали Нехамкина в качестве свидетеля, и тот отметил, что приехал в аэропорт, чтобы узнать ценовую политику и приобрести билеты, а подозреваемых назвал незнакомыми людьми. «Фактически якобы их же работодатель сказал, что ничего не знает об этом», — сказал прокурор.

Также старший прокурор по делу Антон Чернов нам отметил, что у следствия нет вопросов к деятельности журналистов, поскольку они были в публичном месте и осуществляли работу в соответствии с редакционного задания.

Что предшествовало?

13 февраля журналисты «Украинской правды» сообщили о том, что в Днепре неизвестные совершили нападение на съемочную группу руководителя департамента журналистских расследований УП Михаила Ткача. По информации, которую впоследствии журналисты получили из камер полиции, эти люди якобы сопровождали днепровского бизнесмена Александра Петровского, известного в СМИ как криминальный авторитет по прозвищу Нарик.

Впоследствии правоохранители трем мужчинам вручили подозрения в препятствовании профессиональной деятельности журналистов и грабеже. Как выяснили журналисты «Украинской правды», Александр Петровский присутствовал на праздновании дня рождения Игоря Коломойского, накануне которого у его охранников и произошел конфликт с журналистами.

Что известно о Петровском?

Ранее журналисты писали, что бизнесмен Александр Петровский (он же Налекрешвили) начал свою карьеру с криминала в конце 80-х в группах рэкетиров, днепропетровского рынка «Озерка». На Петровского было совершено покушение в 1995 году, а в 2000-х его несколько раз задерживали правоохранители.

Днепровский бизнесмен Александр Петровский (в центре) общается с полицией и водителем съемочной группы "Украинской правды"Скриншот из видео «Украинской правды»

В 90-х он якобы начал сотрудничество с подозреваемым «вором в законе» Сергеем Олейником «Умкой», а впоследствии к ним присоединились Валерий Кондратьев «Гастелло» и Богдан Гулямов.

Именно о них пел российский исполнитель шансона Владислав Медяник в песне «Днепропетровская братва». Петровский является руководителем благотворительного фонда «Солидарность» Александра Петровского, партнером которого является ОО «Клуб спортивной борьбы Медведь» Сергея Олейника «Умки».

Петровский был замечен ранее на играх баскетбольного клуба «Днепр» вместе с его президентом, которым является Валерий Кондратьев «Гастелло», олигархом Игорем Коломойским и «Умкой».

Игорь Коломойский, Валерий Кондратьев Сергей Олейник и Александр Петровский на матче баскетбольного клуба «Днипро»Пресс-служба БК «Днепр»

В 2015 году тогдашний глава Службы безопасности Украины Василий Грицак заявил, что Александр Петровский (он же Налекрешвили) был членом группы приближенного к Игорю Коломойскому Геннадия Корбана, которого задержали в октябре 2015 года. Петровский якобы отвечал за похищение и давление на определенных людей.

В январе 2019 года Петровский и приближенный к нему бизнесмен из Днепра Эмиль Арутюнян были замечены на подписании Томоса для Православной церкви Украины в Стамбуле. Фамилия Арутюняна также всплывала по делу убийств участника боевых действий Виталия Олешко «Сармата» в июле 2018 года. В частности, в телефонных записях один из фигурантов Виктор Власюк называл его своим «старшим».