Президент Зеленский провел пресс-конференцию о планах на 2024 год: главное

Президент Владимир Зеленский провел пресс—конференцию в рамках форума «Украина. Год 2024». Собрали самое главное из его заявлений.

Пресс-конференция Владимира Зеленского началась после панельных дискуссий украинских чиновников, продолжавшихся утром 25 февраля. В конференции принимают участие десятки медийщиков, в том числе журналисты hromadske.

Зеленский начал пресс-конференцию с благодарности журналистам, которые освещают события в Украине.

О возможном привлечении россии к саммиту мира

Что касается саммита, мы считаем правильно усиливаться на поле боя. Также правильно усиливаться дипломатически. Мы не хотим, чтобы нам навязывали какие-либо форматы переговоров, какие-либо формулы мира стран, которые сегодня не здесь и не на войне. Инициатива может быть только от Украины.

[Формула мира] была начата на G20 в Индонезии и сегодня мы подошли к моменту первого инаугурационного саммита. Он будет весной в Швейцарии. Нам нельзя упустить эту дипломатическую инициативу. Второй саммит — мы хотели, чтобы он был, может, и не на европейском континенте.

На первом саммите будет разработан технический план. А потом страны будут разбираться с каждым из кризисов, которые принесла эта война. Подготовят документ на примере «зерновой инициативы».

***

Документ будет справедлив. Это не значит, что россия примет его. Никто не может гарантировать, кто там будет [со стороны россии]. В любом случае документ будет представлен переговорщиками российской стороне и мы будем готовы ко второму саммиту, к соответствующим дипломатическим шагам по справедливому миру и завершению войны.

***

Очень не хочу, чтобы после выборов в разных странах мира появилась своя инициатива от недемократических стран, которая не совпадала бы с интересами Украины, находящейся в войне.

Пора ли говорить с путиным?

А можно говорить с глухим человеком? Или с человеком, который убивает своих оппонентов?

***

Мы предложим площадку, на которой он может согласиться, что проиграл войну.

Проигрывает ли Украина в войне?

Я уверен, что нет. Труднее всего было 24-го 2022 года. У нас нет этой альтернативы — не победить. Проиграем — нас не будет. Нам точно не подходит подобный финал. От партнеров зависит: если мы будем сильны оружием, мы победим.

***

путин видит себя до 2030 года, а мы бы хотели с ним закончить раньше.

О коммуникации

Война меняет страну, делает людей жестче. Я не исключение. Моя коммуникация зависит не от тона, который я себе сфантазировал, а от того, что есть внутри меня и внутри общества. Я являюсь неотъемлемой частью граждан Украины. Я стараюсь максимально говорить людям, что происходит. Я говорю людям правду, и для меня это важно.

О дальнобойном оружии

Относительно ATACMS — это 300 километров, понимаете, для чего это нужно. Я нахожусь в позитиве относительно недавнего ответа наших партнеров по этому оружию.

О Франции

Подписан договор о гарантиях безопасности — я очень доволен этим. Думаю, будут еще некоторые детали, о которых мы договоримся. Но я хотел бы, чтобы они шли от Макрона. Вы знаете, что мы ожидаем приезда Макрона в Украину, это будет скоро. Думаю, появятся важные новые детали поддержки Украины.

***

Если говорить об артиллерии, Макрон знает, что мы благодарны за «цезари», они хорошо работают. Сделали артиллерийскую коалицию, и мы ожидаем несколько десятков систем от наших партнеров и от французской стороны.

Есть ли еще надежда на Конгресс США?

Надежда на Конгресс есть. Я уверен, что будет позитив. Иначе не понимаю, в каком мы мире начинаем жить. Они знают, что необходима их поддержка в течение месяца. Я встречался с сенаторами из обеих партий, все сигналы в разных форматах знает президент, власть и оппозиция. Нам нужно больше ПВО — это наш запрос, они об этом знают.

В любом случае эти деньги остаются в большинстве в США и в тех компаниях, которые являются производителями соответствующего оружия, которое нам нужно.

Польско-украинский вопрос

У нас с Туском рабочие отношения. Была встреча с Дудой. Я не просто так говорю вам все фамилии. Сейчас вы сможете составить для себя ответ. Также встречались с Урсулой фон дер Ляйен.

С апреля 2023 года я говорю, что это политический вопрос. Некоторые из украинского общества и некоторые медиа критиковали меня за такую риторику. Я был абсолютно прав. Я говорил, что любая команда, которая придет к власти в Польше, не изменит этот политический вектор. Этот политический соответствует внутрипольской борьбе в обществе.

Мы благодарны польскому обществу, которое с самого начала с украинцами, и это факт. Не хотелось бы, чтобы между нашими обществами была граница. Я в это не верю. Люди там умные, они разберутся. Так же, как и наши люди разобрались, в чем дело. Использовать Украину как давление на европейские институции просто несправедливо.

Готова ли Украина дальше терять территории, пока продолжает ждать поступления оружия?

Давление россиян на Харьковском направлении, где Купянск, достаточно сильное. Интенсивность применения артиллерии со стороны россиян составляла от 1 к 12. Это было до конца 2023 года и в начале этого. Теперь у нас 1 к 6.6. Это уменьшение их преимущества в количестве, но оно существенно.

Нам нужно прийти к тем моментам, когда у нас были контрнаступательные действия, где мы шли 1 к 1,5, 1 к 3. Тогда мы сможем оттеснить россиян. Пока не будет такого количества, мы сможем стоять или будем терять — 100 метров, 50 метров. К несчастью. Все это для нас важно, но стратегически важнее не потерять людей.

Об американской помощи

Когда мы говорим об американской помощи, мы должны понять, что это не вопрос финансового резерва, это оружие. В большинстве своем все эти деньги (в законопроекте) — это оружие. Вы понимаете, каков будет результат. Мы будем ослаблены на поле боя. И здесь я не могу сказать, что будет. У нас есть оружие, которое есть. Мы будем искать новые возможности. Покупать оружие, брать дополнительные кредиты, давить на партнеров.

***

Это вопрос конкретных пакетов оружия. К примеру, 1,5 миллиарда стоит система Patriot, но вы ее не купите без США. Поэтому когда мы говорим: а есть альтернатива США? Деньги мы найдем, мы не найдем такое количество оружия.

О законе по мобилизации

Три тысячи поправок — пусть депутаты работают и потом отвечают стране, что будет дальше.

О потерях Украины на войне

31 тысяча украинских военных погибла в этой войне. Не 300 тысяч, не 150 тысяч, как там лжет путин со своим лживым кругом. россиян погибло 180 тысяч. Не знаю, сколько без вести пропавших у них. Знаю, что до 500 тысяч в сумме с ранеными. Сколько у нас раненых, я не скажу, потому что россия будет знать, сколько у нас людей на поле боя.

О Великобритании

Великобритания нам предоставляла Storm Shadow. И мы их применяли в большом количестве.

***

Встречался с премьером, командой, оппозицией, когда был в парламенте. Я бы сказал, что имею хорошие отношения [с властью Великобритании].

Риски неприглашения Украины в НАТО

Приглашение зависит от США и Германии. Я не вижу рисков приглашения Украины в НАТО. Или я ничего не знаю.

О разговоре с путиным в Париже в 2019 году

У нас была длинная беседа в разных тональностях. Я ему говорил, что Минские соглашения не сработают, потому что сама тематика отвода войск вдоль линии столкновения не работает. Я ему объяснял конкретными цифрами. У меня уже был опыт, я уже проехал контактную линию. Я ему показывал: посмотри общие цифры, за какое время мы отвели. Я ему показал, что мы будем 20 лет отводить и значит, 20 лет будем в состоянии замороженного конфликта. Вот о чем мы говорили.

Второй вопрос — история по газу и суду, который мы выиграли. Вы знаете, как на эти решения они реагируют, на выигранные процессы. Там было акцентирование, что они все-таки передадут деньги. И третий вопрос — об обмене. Тогда мы обменяли более 100 человек.

Он постоянно поднимал вопрос о прекращении огня. Но, как вы знаете, как это может сработать, мы с вами потом уже увидели.

***

Кажется, все это было в другой жизни и по-другому совсем. Я не очень хорошо помню все детали. Помню, очень долго это было.

О ракетах TAURUS от Германии

Канцлер Германии проявил лидерство в Европе, у него самый мощный договор с нами и серьезная поддержка. Для нас очень важно это оружие. Скажу так: США, а затем Германия. И так во всем всегда. Я не о том, что канцлер зависит от президента США. А о том, что порядок действий по решению тех или иных видов оружия всегда был таков.

Боятся ли западные партнеры полного поражения россии

Прежде всего, не спрашивайте кто именно [боится], но они боятся.

Говорили ли о поставках истребителей Mirage от Франции?

Да, мы говорили о самолетах.

На что Украина может рассчитывать в войне на истощение?

Нужно дипломатично работать, чтобы никто из партнеров не сошел с дистанции. Это зависит не только от нас, но и от обществ тех стран. К сожалению, должен констатировать, что это зависит от избирательных процессов. Если социум поддерживает твою помощь Украине, тебе будут помогать. Если нет, то ты либо не будешь [помогать], либо будешь терять поддержку общества. Здесь самые смелые борются даже с общественным мнением, чтобы помогать Украине.

***

Очень мало тех, кто терял свои должности руководителей государства для поддержки Украины. Из-за того, что шел против общественного мнения. Многие лидеры меняли общественное мнение, особенно в тех государствах, где долгие годы было информационное присутствие россии. Они меняли, ломали и действительно рассказывали правду обществам. На дистанции может кто-нибудь сойти, но может кто-то и прийти. Мы работаем над поддержкой других континентов.

Об альтернативном оружии

Альтернатива — это дроны, наше внутреннее производство. Оно очень неплохое, это факт. Как и говорил, мы получим миллион с плюсом дронов. Некоторые дроны работают как артиллерийские снаряды и могут быть даже дешевле.

***

Деньги тоже могут помочь. Есть страны, о которых мы вслух не говорим. А там сугубо коммерческий интерес — все равно, что там с нами будет. Есть деньги — есть соответствующее количество снарядов. Мы их не осуждаем, а боремся за каждый снаряд.

Есть государства, очень благодарный [нордическим странам] особенно, у которых нет, но они закупают. Не спрашиваем их из-за наших особых отношений, где они все это берут. Берут, молодцы.

Планируется ли встреча с Эрдоганом?

В ближайшее время у меня нет встречи с Эрдоганом. Мы на разных уровнях встречаемся. Турция, ОАЭ, Катар, Саудовская Аравия — страны, с которыми мы работаем по спискам обмена, включая крымских татар.

Поднимете ли трубку, если сегодня ночью позвонит путин?

У него же нет мобилки, как он мне позвонит? А я с телеграфом 1917-го уже не работаю. Он мне не позвонит, он не хочет кончать эту войну. Для него деньги — номер 1. Я считаю, его слабое место — общественное мнение и деньги. Если все деньги безо всяких условий передадут Украине, я думаю, это сильно его ослабит.

О заявлениях о «нелегитимности» Зеленского

Это не мнение западных партнеров, это нарратив россии. Соответствующие документы все разведки Большой семерки имеют. Все против этого. Мало того, некоторые из них мне говорят фамилии у нас внутри, кто поднимает этот нарратив. Плохая идея. Я к этому отношусь как к предательской позиции в Украине.

В документах есть даже суммы денег для институтов, которые эти вопросы поднимают.

О диалоге с россиянами

А о чем мне с ними говорить? У них был один оппозиционный политик в тюрьме, они убили его кремлем. Где ответ?

Какие новые страны могут добавиться в список друзей Украины?

Мы были бы счастливы, если бы Азербайджан поддерживал нас в формуле мира. Мы разговаривали с президентом. Во-вторых, мы говорим о Глобальном Юге — для нас очень важно иметь их на борту формулы мира. Есть государства, которые до сих пор балансируют и сомневаются — в латинской Америке, Африке. Мы работаем над тем, чтобы они избрали сторону мира.

Не все ли идет по плану Украины?

Не все идет по плану, потому что не все зависит от нас, некоторые вещи зависят от партнеров. Есть затягивание определенных процессов. Главное иметь план, и этот план есть. Чем меньше людей будет знать планы украинской армии, тем скорей будет победа.

***

Наши контрнаступательные действия осенью прошлого года были на столе кремля, прежде чем они начались.

Новое соглашение о зерне

Мы за расширение коридоров, но не ищем альтернативу тому, что сейчас работает. Эрдоган может помочь с Николаевом, мы разговаривали, чтобы открыть море. Турция обсуждала с генсеком ООН возможность свободного мореходства в Черном море. Мы готовы к такому разговору.

Это самые слабые времена Украины за период войны?

Я не считаю, что это самый слабый момент. Все-таки шокирующий момент был 2 года назад, 24 февраля. Сейчас момент — самый сложный момент для нашего единства. Если мы развалимся все — снаружи с партнерами и, не дай бог, внутри — тогда это будет самый слабый момент. Пока этого не произошло.

***

Сейчас мы видим последствия, когда ослабили количество оружия. Общество в большинстве своем не видело наступления россиян, потому что стояли крепко. Да, ослабился пакет — ослабились немного на поле боя.

***

От этого года, думаю, будет зависеть формат окончания войны. Может быть, ошибаюсь.

О кадровых изменениях

[Послы в Великобританию и Чехию] будут назначены, когда будут сильные люди на эти должности. Это не усугубляет отношений со странами.

***

Перезагрузка зависит от некоторых вещей. У нас этот разговор с премьер-министром и он базируется исключительно на дефиците денег. Если дефицит будет продолжаться — мы будем делать все, чтобы инфраструктура управления государства — это не только Кабмин — уменьшалась. Есть такой формат, мы к нему подготовлены.

***

Так же в армии— мы ждем аудита, который должны провести Минобороны и главком вместе с Генштабом. Там будут ответы на эти вопросы.

О рассыпанном зерне на границе с Польшей

Не понимаю зачем. История, чтобы что-то приподнять и показывать в медиа. Особенно неприятно, что в медиа россии. Мы играем на их стороне этими фактами. Это неправильно.

***

Мы делаем все, чтобы не заблокировать наши отношения. В каждом обществе есть «горячие головы». Но с нашей стороны, чтобы россия не хотела, польские товары едут. Считаю, что этот вопрос должно очень быстро решать новое правительство [Польши]. Достаточно возможностей — было бы желание.

О скорости поставки оружия

Разочарованный. Потеря времени — потеря людей. Долгая война — больше жертв. Чем длиннее война — тем больше стран, которые начинают колебаться. Время не играет на пользу всех.

***

Война технологична. Очень ждешь какую-нибудь бронированную технику, когда она приходит — люди воюют уже дронами. Долго ждешь дальнобойное оружие — когда оно приходит, люди воюют уже другими средствами.

Об аудите Минобороны

Сейчас главком проводит аудит. Он хочет быть в каждом месте, бригаде, соответствующем направлении, чтобы понимать и сделать выводы. Что именно: прежде всего, вопросы резервов и ротаций. Резервы не были подготовлены нормально. Это факт, мы должны признавать свои слабые места, чтобы их исправить.

Резервы, терробороны, что там происходит в ДФТГ, что в кабинетах, кто там находится, почему там сколько людей было мобилизовано, какой процент из них был на фронте — в целом картина должна быть, аудит после двух лет.

***

У нас был «кулак» для контрнаступления. До сегодняшнего дня из этого пакета четыре бригады «голые». Четыре бригады без техники, о которой было договорено, подписано, пожимали руки... Не доехало.

О новом контрнаступлении

Есть план, четкий план. Детали не могу сказать, не имею права. План связан с изменением руководства. Планов будет готовиться несколько из-за утечки информации. А почему я кого-то меняю — это наш внутренний момент.

О списке пропагандистов

Мы подготовим список российских пропагандистов. Мы хотим предоставить большой документ на уровне ЕС. Речь идет о пропагандистах и компаниях, имеющих связи с россиянами.

О слежке за журналистами Bihus.info

Руководство в СБУ соответствующего направления, ДЗНГ, этот человек, руководитель, несмотря на то, знал ли об этом человек или нет, не хочу разбираться, уже разбираются сами правоохранители. Этот человек был уволен. Глава СБУ Малюк даже сказал, что расформирует этот отдел. Это его дела.

Мне все равно, кто заказчик. Уволен человек этот. А дальше следствие разберется, кто это делал, если это был заказ.

О линиях обороны

Сейчас за это отвечает главком, после аудита увидим слабые места. На Купянском направлении у нас все было сделано на высоком уровне. Это берется в пример для других направлений.

О «Приднестровье»

Молдова к нам с какими-либо запросами [о военной помощи] не обращалась. Я не уверен, что «приднестровцы» на это (присоединение к россии) пойдут.

О блогерах, противостоящих мобилизации

Сложно бороться с современными технологиями, сложно в гибридной войне бороться против ресурса россии, когда некоторые представители нашей общественности не понимают, как работают Telegram и ТikТоk, как работает россия с этими носителями. Надо показывать правду. Важно, чтобы говорили те, кто был на фронте.

Возможно ли мобилизовать еще 500 тысяч?

Мобилизация сейчас продолжается. Законопроект о мобилизации — это не реформа, это дополнительные нормы к закону. Если требуется аудит, чтобы знать, сколько дополнительно людей нужно мобилизовать, то нужно дождаться этого. Очень важно посмотреть, сколько мобилизованных людей не было на фронте. С этим нужно навести порядок.

Об оружии россиян из КНДР

Они передавали и будут передавать. Они не будут передавать, думаю, более того объема, о котором нам известно. Мы знаем, в принципе, их общий объем артиллерии. Понимаем, сколько им было передано. Где-то 1,5 миллиона решили передавать. Это была общая сумма артиллерийских снарядов. Сколько ракет — неизвестно.

Могут ли применяться армии партнеров в Украине?

Мы не ведем переговоров с нашими партнерами о применении их армий на территории Украины. Если Украина будет в НАТО — для нас это самые мощные гарантии безопасности — то, думаю, будем использовать 5 статью.

Что будет через год, если нынешняя ситуация продолжится?

Нам будет сложно в ближайшие месяцы, потому что есть колебания в США, которые оказывают влияние на некоторые государства. Будет сложно в марте-апреле — мы будем проходить период разных волн — и политических, и финансовых.

россия будет готовить наступательные действия в начале лета или в конце мая, если смогут. Мы будем готовиться к их бою. Их бой, начавшийся с 8 октября, не принес никакого результата.

Переломным моментом станут выборы президента США, и мы будем понимать, что произойдет после этого. Как может выглядеть этот год — зависит от многих вещей.

Пресс-конференция президента Владимира Зеленского завершилась. Спасибо, что были с нами во время текстового онлайна.