Признание самопровозглашенных «республик»: Путин играет вдолгую
В феврале российская Госдума рассмотрит предложение о признании так называемых «ДНР» и «ЛНР» независимыми государствами. Об этом российским медиа сообщили депутаты от российской компартии, еще 19 января внесшие проект соответствующего обращения к президенту Путину.
Разумеется, в контексте нынешнего российско-украинского обострения эти сообщения привлекли серьезное внимание. В частности, министр иностранных дел Дмитрий Кулеба сказал, что такой шаг будет означать официальный выход России из Минских соглашений. 24 января, правда, министр добавил, что пока не видит оснований считать признание ОРДЛО неизбежным, и назвал все «частью большой игры по расшатыванию ситуации».
В пользу такого мнения говорит ряд факторов. Первое и главное: инициатива исходит от формальной оппозиции в российском парламенте. Безусловно, в геополитических вопросах компартия является (да и не может не являться) верной сторонницей путинского курса. И данный пароксизм активности «оппозиционеров» вряд ли произошел без ведома (или даже указания) власти. Однако если власть действует руками коммунистов, значит, не хочет «светиться» сама. О чем косвенно свидетельствует и сдержанность официальной реакции Кремля.
Второй нюанс: почему инициативу рассмотрят в феврале? Расписание пленарных заседаний Госдумы сейчас таково: 25 и 26 января, затем — в следующий вторник и среду, а затем — еще две недели работы в комитетах. Но если Путин уже принял решение о признании ОРДЛО, послушная Дума могла бы справиться и сегодня-завтра.
Более того, можно было бы обойтись вообще без инициативы «снизу»! Ее выдвинул бы сам Путин, собрав баллы на «защите соотечественников», как это было и во время аннексии Крыма. Однако вопрос откладывается или на неделю, или на три, или на более долгий срок. По крайней мере, на полдень 25 января официальной информации о внесении вопроса в повестку дня не было (как и вообще повестки дня заседаний на следующую неделю).
Напрашивается версия, что инициатива подогнана под запланированную на 26 января встречу в рамках «нормандского формата» с участием советников лидеров Украины, России, Германии и Франции (от Украины на ней традиционно будет глава Офиса президента Андрей Ермак). Однако есть основания полагать, что игра не столь мелкая.
В конце концов, стратегических прорывов от этой встречи ждать не приходится в любом случае — просто потому, что советники не принимают никаких решений: они, как правило, готовят основу для принятия этих решений теми, кому, собственно, и советуют.
Кстати, впервые о возможном признании ОРДЛО Путин намекнул еще 30 ноября, во время инвестиционного форума в Москве. Тогда российский вождь, упоминая оккупированные РФ районы Донецкой и Луганской областей, употребил не привычное выражение «непризнанные республики», а добавил уточнение: «пока». Стоит ли каждый раз так вылавливать каждое слово Путина — тоже вопрос, но в медиа сепаратистов этому моменту посвятили если и не первые, то, по крайней мере, вторые сюжеты в выпусках новостей.
На самом же деле в распоряжении Путина всегда была опция признания ОРДЛО или присоединения этих территорий к России после «референдума» вроде крымского. Или сначала одно, а потом — и другое. Конечно, даже первое привело бы Москву к целому ряду осложнений, главное из которых — уже упомянутая «смерть» Минских договоренностей. Они, конечно, и сейчас находятся в состоянии «не живого, но и не мертвого» кота Шредингера, однако Путин отнюдь не желает стать для них официальным могильщиком.
А главное, это означало бы на неопределенный срок распрощаться с идеей «вернуть» ОРДЛО в состав Украины на российских условиях, то есть превратить регион разом и в поводок, и в кандалы для внешней и внутренней политики Киева.
Если же речь идет о вхождении «ДНР» и «ЛНР» в состав РФ — вероятнее всего, это не только дополнительные санкции Запада, но и поставит тему ОРДЛО в один ряд с темой Крыма, чего Россия все эти годы избегает всеми возможными средствами.
С другой стороны, признание сработает на подкрепление тезисов российской пропаганды о «защите соотечественников» (напомним, в ОРДЛО уже раздали около 700 тысяч российских паспортов). Ряд обозревателей обращают внимание еще и на то, что в «конституциях республик» закреплено утверждение о том, что их территории состоят из полной территории двух областей. А значит, если Москва признает субъектность «ДНР» и «ЛНР» — она автоматически признает и их претензии на подконтрольную законным украинским властям (большую по площади) часть Донбасса.
Другими словами, тема признания всегда остается и козырем в рукаве Путина, и вместе с тем – гранатой с выдернутой чекой, которая при неосторожном обращении может поразить самого владельца. Но при правильном использовании способна взорвать внутренние позиции украинской власти.
Напомним, одним из ключевых тезисов политической пропаганды против Петра Порошенко, которого Владимир Зеленский откровенно считает своим главным политическим соперником, является потеря Крыма и невозвращение ОРДЛО (хотя во время первого события Порошенко вообще не был президентом, а второе стало скорее следствием соотношения сил Украины и РФ, чем действий или бездействия Киева). Сегодня нет оснований сомневаться, что президент Зеленский, обещавший в 2019 году не выдвигаться на второй срок, все-таки это сделает. И, наверное, ему бы очень не хотелось, чтобы теперь уже его на выборах упрекали в «окончательной потере части Украины».
Такой неявной, но ощутимой угрозой весьма удобно шантажировать. Нет причин, по которым Россия не прибегала бы к шантажу. Это своего рода способ «бросить гранату», если Москва решит, что такой шаг может вызвать беспорядки или серьезный политический кризис в Украине.
Вот это и есть «игра вдолгую», к которой отечественное руководство еще не готово, и не известно, насколько это принимают во внимание наши западные союзники. Возможно, Путин найдет способ ужесточить шантаж, пока отложив окончательное решение. Провалить инициированное коммунистами обращение российским депутатам будет не очень удобно: при всей своей управляемости, граждане РФ, разгоряченные неомиперской истерией (а тем более такие же жители ОРДЛО), воспримут это как предательство. Впрочем, решение вопроса можно бесконечно затягивать на разных ступенях рассмотрения...
Сама по себе эта тема всегда остается на повестке дня гибридной войны, даже если ее пока нет на повестке дня Госдумы. Собственно, нам просто напомнили, что она никуда не исчезала.
Что ж, если Россия надеется продать отказ от признания ОРДЛО как «уступку», за которую Украина вынуждена будет предпринять какие-то необратимые шаги — кому-то, возможно, придется поступиться своим послезавтрашним рейтингом ради долгосрочных интересов страны.