Происхождение коронавируса. Мог ли он сбежать из лаборатории

В последние дни СМИ и соцсети полны сообщений о том, что в 2019 году, возможно, произошла утечка нового вируса из китайской лаборатории и это привело к началу пандемии и смерти более 3,73 млн человек во всем мире. Вирусолог Асель Мусабекова рассказала нашим коллегам из издания «Vласть» о том, зачем понадобилось исследовать коронавирус, какие претензии есть к Китаю и как максимально обезопасить себя от подобных пандемий в будущем.

Давайте вспомним, как начиналась пандемия. В декабре 2019 года органы здравоохранения Уханя сообщили о случаях пневмонии, связанной с неизвестным коронавирусом, а 11 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранения объявила о начале пандемии. Тогда часто упоминали Уханьский институт вирусологии, в котором в нулевых начали исследовать коронавирусы, и ученые предупреждали, что один из видов летучих мышей в Китае является естественным резервуаром для коронавирусов, похожих на SARS (атипичная пневмония). В течение января и февраля 2020 года институт обвиняли в том, что он был источником вспышки из-за случайной утечки. В институте эти обвинения отвергали.

В конце марта этого года ВОЗ выпустила доклад по итогам поездки в Ухань, где было сказано: пандемия, скорее всего, началась не в результате утечки из лаборатории.

В мае этого года в журнале Science вышла статья о том, что необходимы дополнительные исследования о причинах начала пандемии. Речь идет не об искусственном происхождении вируса, а о том, что он мог «сбежать».

26 мая президент США Джо Байден поручил спецслужбам провести расследование версии об утечке вируса, вызывающего COVID-19, из лаборатории института в Ухане.

Версии происхождения COVID-19

Сейчас есть четыре версии происхождения коронавируса.

Первая версия. Напрямую от хозяина: от летучей мыши — к человеку. Возможно, человека в естественной среде укусила или поцарапала летучая мышь. Эти животные — резервуар для огромного количества инфекций, и особенно коронавирусов. Ученые уже десятки лет предупреждают, что эпидемии будущего скорее всего, будут связаны с летучими мышами.

Вторая версия. В цепочке мог быть промежуточный хозяин: например, летучая мышь — панголин (геномная последовательность нового типа коронавируса, выделенного у панголинов, на 99% совпадает с геномом COVID-19, — ред.) — человек.

Третья версия. Человек мог заразиться при употреблении мяса летучих мышей.

Четвертая версия. Вирус и правда мог появиться искусственным путем. Но речь идет лишь о возможной утечке из лаборатории, а никак не о биотерроризме. Утечка касается вопросов безопасности, того, как проводятся эксперименты и как штаммы вирусов должны храниться в лабораториях, которые их изучают.

Причины, по которым не доверяют Китаю 

Исторически Китай в подобного рода эпидемиях показал себя не с лучшей стороны. Во время эпидемии атипичной пневмонии или вспышек птичьего гриппа Китай запоздало делился данными или предоставлял их не полностью. Впрочем, любая страна имеет право на подобную скрытность, потому что изучение вирусов часто обозначено грифом «секретно».

В Ухане есть вирусологическая лаборатория, которая, в том числе, получала гранты от Национального института здоровья США. Энтони Фаучи, главный инфекционист США, участвовал в коллаборациях с институтом, имеющим самый высокий, четвертый уровень безопасности. Фаучи, кстати, сторонник версии передачи вируса от животного к человеку.

В самом Уханьском регионе немного очагов природного коронавируса, а вот в Юньнане как раз обитают летучие мыши, зараженные разными коронавирусами, и они могут быть потенциальными источниками, а работники Уханьской лаборатории ездили туда в командировки. Также возможно, и это не запрещено, они привозили вирусы в лабораторию и изучали их воздействие на человеческие клетки.

Биологическая информация о генах, белках, строении различных молекул, находится в открытом доступе. Любую новую последовательность ДНК или РНК любого живого существа или вируса, ученые должны отправлять на сайт National Center for Biotechnological Information, NCBI. Это Институт биотехнологий США, главный мировой ресурс, хранящий всю информацию о генах всего живого, в том числе инфекций. Так вот, уханьский институт не загружал туда последовательности РНК вирусов, над которыми работали его ученые.

Зачем нужно было исследовать коронавирус в лаборатории 

Летучие мыши — резервуар коронавирусов, и они постоянно находятся рядом с людьми. Поэтому следует изучать коронавирусы, а также научиться их выращивать, чтобы потом в короткие сроки сделать лекарство и вакцину, чтобы знать, в чем слабая сторона вируса.

Есть десятки лабораторий, изучающих летучих мышей. Там выращивают так называемых гуманизированных животных, у которых иммунная система похожа на человеческую. И у такой мышки в клетке вырастает человеческий белок, он вылезает на поверхность клетки, и ученые могут использовать ее как модель для инфекций. И тогда это животное может, например, заразиться коронавирусом, и оно подходит для дальнейших тестов.

О биологической безопасности

Существуют международные документы, регламентирующие, скажем, то, что чумная палочка хранится в определенных условиях. Но на деле, когда речь о менталитете, о культуре и качестве аудита научных лабораторий, это происходит по-разному. В Казахстане, к примеру, слабая законодательная база, если говорить об инфекционных заболеваниях. И недостаточно специалистов, а институты и лаборатории недостаточно оснащены технически.

К тому же, мы не изолированы: по соседству находятся вирусологические лаборатории, большие города и дикая природа. И возникает вопрос человеческого фактора и банальной ошибки. Утечка возможна даже в самой безопасной лаборатории.

При поддержке «Медиасети».