Пройти по «Плохим дорогам». Режиссерский дебют Натальи Ворожбит
20 мая в украинский прокат вышла военная драма «Плохие дороги». Наталья Ворожбит сняла экранизацию собственной пьесы, которая была изначально написана для театра. Лента стала ее дебютом в режиссуре. Фильм снят при поддержке УКФ. Продюсером стал Юрий Минзянов, который ушел из жизни 7 ноября 2020 года.
Война на востоке Украины изображена уже в десятках лент. Спектр широк — от сделанных наскоро агиток для внутреннего зрителя до авторских фильмов, признанных международным киносообществом. Работа Ворожбит, бесспорно, принадлежит ко второму лагерю, но вместе с тем снята именно для украинского зрителя. Причина проста: это чисто разговорная лента, где все держится на диалогах, работе с языком и контекстом. Перевести это на другой язык или показать кому-то извне довольно сложно.
«Плохие дороги» — это пять сюжетов, пять новелл о жизни на востоке Украины во время войны. Здесь не будет никаких перестрелок или боевых сцен, это кино о реальности, в которой с весны 2014-го оказалось большинство гражданского населения на Донбассе. Но здесь есть и военные, покинувшие привычную жизнь дома и теперь оказавшиеся одновременно в атмосфере недоверия со стороны местных и опасности со стороны врага. В конце концов, на экране появится и враг и даже выскажет свою позицию, хотя на фоне остальных героев он выглядит почти абсолютным злом. Ворожбит не создает героических персонажей, даже наоборот — например, она прямо говорит о сексуальных отношениях украинских военных и местных несовершеннолетних девушек, — но ее «сепаратист» (хотя Ворожбит неоднократно говорила в интервью, что ей не нравится это слово) кажется чуть ли не людоедом. В фильме он такой один, однако благодаря игре Юрия Кулинича запоминается очень хорошо.
Ворожбит написала сценарий на основе своих полевых исследований Донбасса. Оттуда в фильм попала и язык — смесь украинского и русского, ненормативная лексика, — режиссер словно борется с одной хронической болезнью нашего кино, когда что профессор, что гопник на экране говорят на языке Шевченко и Франко. Из той же поездки в пьесу (а затем и в фильм) перешла эмпатия. В «Плохих дорогах» нет того пренебрежения к местным, которое можно заметить в «Атлантиде» Васяновича, нет злой иронии Лозницы из «Донбасса». Горько это признавать, но сам факт, что жители востока изображены живыми людьми, можно записывать в плюсы фильма. Хотя это должно быть стандартом.
Дебют Ворожбит хорошо воспринимают критики и профессиональное сообщество — лента получила 15 номинаций на национальную премию «Золотая Дзига», но теперь слово за массовым зрителем. Успех телесериала «Поймать Кайдаша» прославил и без того известную сценаристку, а теперь вместо обновленной классики зрителей ждет серьезный разговор о нынешней войне и ее совсем не героической стороне. Было бы хорошо, если бы это исследование продолжилось, ведь у нас уже достаточно «патриотического» кино — индустрия очень быстро нащупала эти рельсы. Но мало лент о реальном человеке в ситуации войны. Хотелось бы, чтобы «Плохие дороги» дали начало этой тенденции в нашем игровом кино.