Прикладные знания и украинский как главный язык обучения: готовы ли учителя, родители и дети к реформе образования

Президент Украины Петр Порошенко подписал закон обобразовании иназвал реформу средней школы одной изглавных для будущего страны. Впрочем, некоторые пункты этой реформы, вчастности, обязательное обучение наукраинском языке встаршей школе, вызвало небывалый резонанс ипротесты вРумынии, Венгрии иМолдове.

Алексей Тарасов

Президент Украины Петр Порошенко подписал закон обобразовании иназвал реформу средней школы одной изглавных для будущего страны. Впрочем, некоторые пункты этой реформы, вчастности, обязательное обучение наукраинском языке встаршей школе, вызвало небывалый резонанс ипротесты вРумынии, Венгрии иМолдове.
Так, президент Румынии Клаус Йоханнис из-за этого закона отказался отвизита вУкраину. Глава МИД Венгрии Петер Сийярто заявил, что закон «явно нарушает конвенцию ООН имеждународные нормы». Апрезидент Игорь Додон призвал Украину отзакона отказаться, поскольку, поего мнению, оннарушает прав нацменьшинств.

Громадское поговорило ссоветником министра образования инауки Украины Оксаной Макаренко оготовности самих учителей иродителей кинновациям иотом, незакончитсяли реформа протестами национальных меньшин.

Диктатура красной ручки

Почему эта реформа назрела, почему необходимо еепровести инет мочи ждать?

Оксана Макаренко: Сейчас кризис образовательных систем переживает нетолько Украина. Вообще весь мир ищет пути реформирования, обновления. Почему? Потому что изменились технологии, потому что изменились ценности вкоторых живут люди, изменились требования работодателей нарынке труда. Например, последние данные World Economic Forum (Всемирный экономический форум— ред.) говорят отом, что сейчас работодатели выделяют самое главное качество нарынке труда— это умение решать сложные, проблемные ситуации. Это уже такая динамическая комбинация способов мышления, быстроты реакции, ценностей, исходя изкоторых тыпринимаешь решения, итвоих, конечноже, профессиональных навыков. Поэтому важно подготовить кэтому людей, детей, потому что они будут жить совершенно вдругом новом мире.

Тоесть, прошлое образование просто устарело, правильно?

Да! Оно уже неделает человека успешным вэтом мире. Кроме того, наша система образования, особенно среднего, нереформировалась уже больше столетия. Методики преподавания все теже: есть учитель, который источник знания, носейчас его место занимают компьютерные сети, интернет иколичество информации, которая вываливается наголову ребенка в21веке несоизмеримо больше, чем это было раньше.

Нуда, синтернетом дети знают даже больше.

Да. Поэтому меняется роль учителя. Его задача уже нестолько передать эти знания, сколько сформировать ядро знаний так, чтобы ребенок умел ими пользоваться, применять ихвпрактических ситуациях, вжизни, чтобы они ему пригодились.

Взаконе записаны механизмы, как это можно сделать. Создаются агентства квалификации; ихзадача, посути, собирать требования нарынке труда ипревращатьих, конвертировать вобразовательные стандарты. Это один момент. Второй момент— очень важно детям, которые сейчас внашей школе получают только один компонент знания (математику, язык, биологию, физику), добавитьто, что уже сейчас получают дети вразвитых западных странах— это умение работать вкоманде, эмоциональный интеллект, критическое мышление, творческие потенциалы.

Агде брать кадры ипреподавателей новой формации, каким образом они должны адаптироваться кэтому новому времени?

Большинство учителей, которые выросли ибыли воспитаны вэтой системе образования, тоже привыкли ктакой жесткой диктатуре. Они боятся ошибиться еще больше, чем дети. Этот страх ошибки вомногом делает ихдостаточно агрессивными вповедении. Вэтом законе, вновых образовательных стандартах учитель получает право свободно составлять свои программы; материалы, которыми онпользуется вклассе, онможет выбирать сам. Тоесть диктатура учебника отменяется, диктатура красной ручки— отменяется.

Тоесть останутся только творческие, гибкие учителя, азаскорузлых сбросят спарохода современности, или что сними будет происходить?

Унас нет иллюзий, что это произойдет заодин год, поэтому реформа рассчитана надесятилетия. Стартует она в2018году. Этот первый 12-й класс возникнет где-то в29-30-м году. Сучителями младшей школы легче, потому что они заходят вкласс ипреподают практически все предметы, кроме физкультуры. Здесь уних есть эта возможность ипривычка кинтеграции предметов: они могут объединить некоторые предметы водно целое, потому что ребенок целостно воспринимает мир.

Оннеделит мир наарифметику...

Наматематику, физику...

Иправописание.

Да. Идля того, чтобы сформировать это целостное представление омире, все-таки важно одну итуже тему взять исразных сторон нанее посмотреть, пощупать, поисследовать, получить какое-то эмоциональное отношение кней. Аесли тывсе время переключаешься содного надругой, как унас сейчас вшколе происходит, тоэти знания неустойчивы, иотсюда вот эти последствия— выучил, сдал, забыл. Ипрактически довысшей школы так происходит, потому что непонятно прикладное значение этих знаний, даеще ивсе время перескакиваешь стемы натему.

Украинский как главный язык обучения

Действительно, школа становится такой опасной территорией. Нувот один извопросов, который, разумеется, очень бурно сейчас обсуждают— эта реформа предполагает, что наязыках нацменьшинств будут учиться только спервого почетвертый класс. Как вам кажется, чем обусловлена такая норма ичто будет происходить сэтими языками нацменьшинств дальше, после четвертого класса?

Этот вопрос, конечно, политический. Ионочень болезненный, непростой иделикатный. Сначала онгод обсуждался врабочей группе, которая работала над законом. Был найден компромисс, который устроил все стороны, новпарламенте депутаты все-таки его нарушили. Есть объективная ситуация, вкоторой украинский язык, являясь государственным, нуждается вдополнительной защите.

Например, есть школы национальных меньшинств наЗакарпатье, возьмем, например, Берегово (город вЗакарпатской области Украины— ред.).

Статистика ВНО показывает, что дети, заканчивая такую школу, сдают ВНО поукраинскому [языку] насредний балл «1», максимум «3» из«12» баллов. Это70% таких детей, которые закончили школу так называемого национального меньшинства

Наши граждане Украины, закончив такую школу, посути, невладеют государственным языком иочень сильно ограничены всвоих правах впоступлении ввузы, потому что ввузах восновном идет обучение наукраинском языке, ограничены вправах занимать государственные должности многие, ивпринципе даже работодатели часто...

Хорошо, авот что здесь исейчас будет происходить? Да, унас есть, например, Закарпатье— там есть школы, вкоторых учатся навенгерском языке, унас есть юго-восток Украины, разумеется, для них это действительно политический вопрос— учиться нарусском языке. Как это будет работать после четвертого класса— это будет иностранный язык, второй иностранный. Что предусматривает реформа?

Этот закон остался врамках Конституции, которая гарантирует право коренным народам инациональным меньшинствам обучаться иизучать свой язык. Также онненарушил Хартию региональных языков, которая принята Европейским союзом иУкраина еератифицировала. Нооннемножечко расширяет изучение государственного украинского языка.
Мыпонимаем, что маленьким детям, которые выросли всемье иговорили наязыке отличном отукраинского, сразу тяжело переключиться иобучаться наукраинском. Поэтому они будут обучаться народном языке, ноизучать украинский язык. Так будет всадике, так будет вмладшей школе.

Спятого класса уних остается возможность изучать родной язык, нообучение будет уже наукраинском языке. Дается наэто переходной период три года

Будутли протестовать нацменьшины

Аготоволи Министерство образования кпротестам состороны родителей тогоже юга ивостока или тогоже Закарпатья? Потому что есть статистика, ямогу сейчас что-то путать, нокажется около 200 тысяч детей, которые учатся нарусском языке, соответственно это вызовет возмущение родителей. Что будете делать сэтим? Естьли какой-то механизм, кроме того, что выуже сказали?

Нувсего наязыках национальных меньшинств вУкраине обучается 700 тысяч детей. Это достаточно большая часть населения. Насчет протестов незнаю, потому что статистика, например, поВНО порусскому языку говорит отом, что ежегодно его выбирали неболее двух споловиной тысяч человек.

Тоесть люди считают, что это ихродной язык, нотем неменее недостаточно хорошо его знают, неуверены всвоих знаниях, чтобы сдавать его наВНО?

Ну, например, английский сдают вдесятки раз больше. Иэто давало возможность поступить невсамые лучшие вузы Украины, потому что таким образом вузы, которые давали неочень качественное образование какбы чуть-чуть хитрили: называли русский язык иностранным ипринимали результаты ВНО порусскому языку. Поэтому, незнаю, посмотрим.
Родители— такая разная аудитория, сразными ценностями. Иязнаю, что есть такие, которые очень переживают поэтому поводу, потому что сами незнают языка ибоятся, что несмогут достаточно качественно помочь своим детям делать домашние задания, поэтому отдают ихврусскую школу. Аесть такие, которые, наоборот, прямо требуют удиректора школы усилить украинский язык идополнительно заниматься сихдетьми, потому что сами немогут помочь изучить язык, ноимбы хотелось, чтобы ихдети знали украинский, государственный язык. Итаких, кстати, много сюго-востока Украины. Очень разные. Да, этот вопрос воспринимается, как болезненный ипроблемный, новсе-таки мне кажется, что люди кнему подходят конструктивно ипытаются понять, как вэтой ситуации действовать дальше, разобраться инайти какое-то решение, анепросто протестовать.