Признание Православной церкви Украины в Грузии может привести к автокефалии Абхазской
Томос об автокефалии, который Вселенский патриарх Варфоломей предоставил украинской православной церкви, заставил сильно призадуматься Грузинскую церковь. Любое ее решение не сулит ничего хорошего — и если автокефалия ПЦУ будет признана, и если этого не произойдет.
Инал Хашиг, по материалу JAMnews
Томос об автокефалии, который Вселенский патриарх Варфоломей предоставил украинской православной церкви, заставил сильно призадуматься грузинскую церковь. Любое ее решение не сулит ничего хорошего — и если автокефалия Православной церкви Украины (ПЦУ) будет признана, и если этого не произойдет.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:Осторожно, Томос: признает ли грузинская церковь независимость ПЦУ
Грузинская православная церковь (ГПЦ) стоит перед выборомне только между двумя конкурирующими между собой центрами православия — Русской православной церковью, за которой маячит Кремль, и Вселенским патриархом, у которого есть право вершить закон в православном мире. Любое решение Грузии может привести к размораживанию церковной проблемы в Абхазии.
Между Москвой и Константинополем
В 2008 году в результате войны в Южной Осетии Россия признала Абхазию независимым государством, но на церковном вопросе это никак не сказалось. Русская православная церковь (РПЦ) по-прежнему признает Абхазскую церковь канонической частью ГПЦ.
Отец Дорофей (Дбар) (в центре), руководитель Священной митрополии Абхазии, июнь 2016 года.Фото: Ибрагим Чкадуа, JAMnews
Между тем, с момента окончания грузино-абхазской войны в 1992-93 годах церковь в Абхазии остается без архиерейского внимания — так как грузинские священники поехать в Абхазию по понятным причинам не могут.
За этот период образовавшийся вакуум заполнили две церковные структуры, обе пока еще никем не признаны и между собой они не очень ладят: Абхазская православная церковь во главе с отцом Виссарионом (Аплиа) и Священная митрополия Абхазии, которой руководит отец Дорофей (Дбар).
Абхазская православная церковь
Глава Абхазской православной церкви отец Виссарион был рукоположен Католикосом-патриархом Всея Грузии Илией Вторым еще до начала грузино-абхазского конфликта в 1990-х.
Виссарион пользуется особым доверием руководства Русской православной церкви. Он в одностороннем порядке порвал отношения с Грузинской православной церковью. В находящихся в его подчинении храмах служат исключительно российские священники, и в молитвах поминается не грузинский Католикос-патриарх, а глава Русской православной церкви Кирилл.
Священная митрополия Абхазии
Отец Дорофей, напротив, в свое время был рукоположен Русской православной церковью. Однако как раз у него отношения с Москвой не сложились.
Отец Дорофей (Дбар) выступает перед прихожанами в Новоафонском монастыре в Абхазии, июнь 2016 года. Фото: Ибрагим Чкадуа, JAMnews
В середине 2000-х годов Дорофей уехал в Грецию и был там зачислен в штат Гуменисской митрополии Элладской православной церкви. Тогда же он закончил богословский факультет Аристотелевского университета в Салониках.
В апреле 2011 года отец Дорофей был возведен Элладской церковью в сан архимандрита, после чего он вернулся на родину.
Через месяц он провел в Новоафонском монастыре Церковно-народное собрание, итогом которого стало создание Священной митрополии Абхазии.
Москве такая своенравность отца Дорофея сильно не понравилась. Несколько дней спустя указом епископа Майкопского и Адыгейского Тихона ему запретили служить сроком на год, потом этот запрет продлили.
Тогда отец Дорофей официально порвал отношения с Русской православной церковью.
Конфликты двух церковных структур
Взаимоотношения этих двух церковных структурс самого начала были очень сложными. Долгое время между ними шла откровенная вражда.
Церковная служба в Новоафонском монастыре в Абхазии, июнь 2016 года.Фото: Ибрагим Чкадуа, JAMnews
Однако примерно год назад произошло событие — отец Дорофей навестил находившегося на лечении в одной из московских клиник отца Виссариона. После этого наступило заметное потепление в отношениях.
Впрочем, взгляды на методы разрешения абхазского церковного вопроса у каждой из сторон остались прежними. Отец Виссарион по-прежнему полагается исключительно на Русскую православную церковь.
Отец Дорофей считает, что нужно добиваться через Константинополь автокефалии для Абхазской церкви — примерно так, как этого добивалась Украина.
После того, как нарушен статус-кво
До признания Православной церкви Украины идея об абхазской автокефалии выглядела откровенной утопией.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:«Мы надеемся на положительный результат» — глава Грузинской церкви о томосе для Украины
Хотя за последние четверть века Вселенский патриарх признал несколько церквей, монополия Московской патриархии на постсоветское пространство негласно сохранялась.
Новоафонский монастырь в Абхазии. Фото: Ибрагим Чкадуа, JAMnews
И в Русской православной церкви идею об абхазской автокефалии даже и не рассматривали, ибо пришлось бы в данном случае ссориться с Грузинской православной церковью, с которой традиционно были прекрасные отношения.
Однако теперь, когда статус-кво нарушен, — у Абхазской православной церкви появилась надежда. Отец Дорофей и отец Виссарион это прекрасно осознают. Они практически никак не комментируют ситуацию, чтобы не навредить делу.
Грузинские иерархи также рады бы отмолчаться, но это вряд ли у них получится. И в Грузии, и в Киеве, и в Константинополе от них ждут выбора. И он может оказаться тупиковым для грузинской церкви.
С одной стороны, в Русской православной церкви, кажется, недвусмысленно намекают грузинским иерархам – если ГПЦ признает автокефалию ПЦУ, то она (Грузинская) автоматически перестанет быть православной, с точки зрения РПЦ.
И тогда у Московского патриархата появляется реальная альтернатива признать Абхазскую православную церковь и принять ее под свой попечение.
Прихожане вНовоафонском монастырев Абхазии, июнь 2016 года. Фото: Ибрагим Чкадуа, JAMnews
С другой стороны — сила Вселенского патриарха велика. Он даровал Томос Украине вопреки нешуточному сопротивлению Москвы. То же самое он может дать и Абхазии, где и давления значительно меньше, да и железобетонный повод имеется – более четверти века территория Абхазии фактически не контролируется никакой церковью, а это непорядок. Хотя, безусловно, процесс это небыстрый.
Впрочем, есть и третий вариант, который практически никак не упоминается, но при этом имеет право на жизнь. И он по своей сути менее болезненный для грузинской стороны.
Вариант этот заключается в том, что сама Грузинская православная церковь предоставит абхазам автокефалию и станет для этого нового образования Церковью-матерью со всеми вытекающими из этого акта преференциями. То есть, повторит историю 1943 года, когда Грузинскую православную церковь признала Русская православная церковь.
Как бы ни развивалась ситуация, быстрого решения «абхазского» церковного вопроса никто не ждет. Возможно, этот процесс затянется на годы, а может и десятилетия.
Прихожане вНовоафонском монастырев Абхазии, июнь 2016 года.Фото: Ибрагим Чкадуа, JAMnews
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как Порошенко Константинополь брал: история Томоса для украинского православия