Путь к донорству: истории трех украинцев, которые помогают спасать жизни
14 июня — Всемирный день донора крови. Ежегодно в Украине сдают кровь 500 тысяч человек, но большинство делают это для своих близких. К тому же, общее число сдач крови за год в Украине — это всего треть от мировой нормы. Эксперты говорят, что ситуация особо не изменилась даже после начала войны на Донбассе.
Не способствует популяризации донорства и закон, его регулирующий. Кроме определенной, довольно непростой процедуры регистрации, закон, например, запрещает сдавать кровь иностранцам и людям с нарушениями речи и слуха, — считается, что они не смогут сообщить врачам, что чувствуют себя плохо, а также представителям ЛГБТ — потому что раньше было распространено мнение, что они чаще болеют ВИЧ/СПИДом. Технический руководитель проекта «ДонорUA» Александр Краковецкий говорит, что такие нормы характерны для многих стран.
Министерство охраны здоровья обещаетпересмотреть законодательство о донорстве в рамках новой стратегии развития Национальной системы крови, утвержденной в феврале 2019 года. Новую систему крови планируют совместить с медицинской реформой второго звена и с 2022 года государство через Национальную службу здоровья Украины будет оплачивать медуслуги, в стоимость которых будет выходить стоимость крови и ее компонентов. Об этом 14 июня заявил руководитель Директората общественного здоровья Андрей Скипальский.
Громадское рассказывает три истории доноров в Украине: об их мотивации, проблемах системы крови в Украине и о том, что чувствуешь, когда человек с твоей кровью погибает или, наоборот, получает второй шанс на жизнь.
«Почетное донорство, удостоверение, грамота — это формальности»
29-летний Владислав Самойленко сдавал кровь уже 19 раз. Он стал активно заниматься донорством в 2014 году, когда на востоке Украины начались боевые действия. Так Влад решил поддержать украинских военнослужащих и детей. Дарина Власенко, основательница проекта «Zdai Blood», говорит, что с началом войны на Донбассе некоторые больницы, например, Центр детской кардиологии и кардиохирургии и Национальная детская специализированная больница Охматдет, потеряли львиную долю доноров, ведь те стали сдавать кровь в военных госпиталях. Руководства больниц обратились к студентам с просьбой сдавать кровь для детей. С этого и начался агитационный проект Дарины, помогающий стать донором.
Из 19-ти сдач большинство — это тромбоциты (отдельные компоненты крови). По словам Владислава, тромбоциты — один из самых дефицитных видов донорской крови. Они необходимы во время лечения лейкозов, лимфом и других тяжелых заболеваний крови, могут храниться не более 5 суток. «В декабре 2015 или 2016 года меня тэгнули в Фейсбуке и попросили сдать для ребенка тромбоциты. Отец этого ребенка в течение недели каждый день приводил потенциальных доноров, но они не подходили по анализам. У донора должен быть высокий уровень тромбоцитов. Я им подошел. Отец был мне очень благодарен, присылал потом фотографии и радовался, что его сын живой», — рассказывает Владислав. О тромбоцитах, как о виде сдачи крови, мало кто знает, говорит он. «Когда я разобрался и оценил, насколько это сложно — найти донора именно под тромбоконцентраты, я решил помогать больше тромбоцитами».
Сдавать кровь можно с 18 лет и до тех пор, пока позволяет здоровье. Вес донора должен быть больше 50 кг, давление — в норме. Перед сдачей необходимо пройти медосмотр, сдать анализы, рассказать терапевту, какими болезнями болел. Людям с хроническими, венерическими и онкологическими заболеваниями донорство абсолютно противопоказано. Если вы набили татуировку или сделали пирсинг, придется подождать минимум полгода, чтобы сдать кровь. К временным противопоказаниям относятся также критические дни и беременность.
По словам Ирины Славинской, важно мотивировать доноров. Среди таких поощрений: два выходных от государства — в день сдачи и в любой другой день в течение года, а для регулярных доноров — +25% к студенческой стипендии, грамоты и звание почетного донора. Некоторые проекты, которые агитируют людей сдавать кровь, дарят им значки и сертификаты на различные услуги. В некоторых центрах доноры могут получать деньги за сдачу крови. Но Дарина Власенко уверяет, что во всем мире бесплатное донорство работает лучше — оно привлекает людей, которые действительно хотят помочь кому-то. Люди же, которые сдают кровь ради заработка, могут скрывать какие-то обстоятельства, при которых донорство противопоказано.
Для Владислава Самойленка почетные грамоты — лишь формальность, которая ни на что глобально не влияет, для него главное — помочь человеку. «Мне сделали удостоверение в обложке, но оно больше для меня как шутка, типа, маме показать: “Посмотри, у тебя сын нормальный, его куда-то там пускают”», — смеется Владислав. На каждую сдачу крови он приводит с собой друзей, говорит, что так они и доброе дело могут сделать и пообщаться, потому что давно не виделись. «Иногда человек хочет прийти сдать кровь, но не знает с кем пойти, как сдавать, кто бы его поддержал, морально, физически, возможно, переживает, что упадет в обморок. В таких случаях для своих друзей есть я».
В этот раз Влад тоже пришел не один. Его друг, Михаил Мисюра, был донором уже 12 раз, но тромбоконцентраты сдает впервые. Михаил рассказал, как однажды у него делали забор крови в США: «Я был в небольшом городке Ки-Уэст (остров и одноименный город в США. Самая южная точка Флориды — ред.) и, проезжая на велосипеде какой-то район, я увидел огромный красный автобус. На нем большими буквами было написано: «КРОВЬ». Я подъехал, поинтересовался, что это. Просто передвижная лаборатория. Она в любое место приезжает и берет у людей кровь».
Процедура сдачи крови в Украине намного сложнее и состоит из нескольких этапов: регистрация, сдача анализов, собеседование с врачом. Это, по словам Михаила, одна из причин, почему культура донорства в стране мало развита. «Конечно, хотелось бы, чтобы была единая база доноров, чтобы ты не заполнял каждый раз по 5-10 каких-то листочков, что ты целый-здоровый и все с тобой нормально. Чтобы я мог в Киеве, во Львове, Харькове, Одессе или в другом любом городе прийти, показав документы, меня бы идентифицировали, чтобы система могла показать, что он сдавал там, там и там, с ним все нормально», — объясняет Владислав.
«С детства отложилось, что дедушка сдает кровь и при этом классно выглядит»
23-летняя Мария Марковская сдавала кровь шесть раз. Ее вдохновил дедушка — почетный донор. В свои 78 он занимается спортом, очень рано встает, правильно питается и почти не пьет. «У меня папа с трудом видит бегущую строку в телевизоре, а дедушка читает без очков, — говорит Мария. — С детства отложилось, что он очень активный, сдает кровь и при этом классно выглядит». Она помнит, как ждала 18-го дня рождения, чтобы впервые сдать кровь — делать это можно с момента совершеннолетия до тех пор, пока позволяет здоровье. Однако не подозревала, каким будет повод. В 2014 году, когда Марии исполнилось 18, в крови остро нуждались бойцы, которых привозили с фронта во Львовский госпиталь. Для них она стала донором первые три раза.
Благодаря опыту дедушки, Мария знала все о донорстве. «В первый раз ко мне подошел главврач и говорит: „Девочка, уходи отсюда, тебе самой надо кровь вливать“. Но я настояла: вес позволяет, я здорова. Так все и началось», — вспоминает Мария.
За несколько дней до сдачи крови нужно придерживаться диеты: не есть копченое и жареное, соленья и еду со специями, колбасные изделия, молочные продукты и яйца, орехи, финики, бананы, свеклу, чернику, чипсы и сухарики, халву, семена, а также кетчуп, майонез и соусы. Не пить алкоголь, энергетики и сладкие напитки с красителями. Не принимать лекарства и не курить. За 2-3 часа перед сдачей обязательно нужно поесть, чтобы не было слабости — вареные крупы на воде или макароны без масла, пропаренную рыбу или отварное нежирное мясо, также можно есть хлеб, сухари, галетное и овсяное печенье. Пить нужно воду, сладкий чай или компот из сухофруктов.
Для Марии важно, что ее кровь может кому-то помочь. «Если мне это не вредит, а кому-то помогает, то почему нет?», — говорит она. Ее вдохновляют истории других неравнодушных людей, о которых часто рассказывают медсестры. «Приходила бабушка, у нее не было ничего, и кровь у нее тоже не хотели брать, потому что такой уже возраст. Но она принесла туалетную бумагу и печенье, и просто попросила оставить это людям, которые сдают кровь (после сдачи крови донорам дают чай с печеньем для восстановления — ред.), чтобы как-то помочь, — вспоминает Мария. — И приходила женщина, которая принесла статуэтку ангела и попросила, чтобы возле того человека, которому вольют ее кровь, поставили эту статуэтку. Мне показалось это очень милым, я поняла, что это, наверное, мое окружение — все те люди, которые сюда приходят просто так. Их никто не ведет за ручку и не говорит, мол, сдай кровь тому-то, тому-то». Сама Мария не агитирует знакомых становиться донорами. Говорит, большинство из них даже не знают, что она таким занимается. Но близкие люди, глядя на нее, иногда тоже решаются сдать кровь.
Мария рассказывает, как по неосторожности один раз почувствовала себя после процедуры плохо, но говорит, что виновата сама: сдала кровь и решила после пройти 3-4 км от больницы до университета — чувствовала себя хорошо, да и пары пропускать не хотелось. «Я нормально дошла, сидела на паре и вдруг у меня темнеет в глазах, свистит в ушах, в обморок я уже падала не раз, поэтому прекрасно знала, что сейчас произойдет, — рассказывает девушка. — И я совершила ошибку, потому что никому об этом не сказала, просто вышла из аудитории и упала». Мария говорит, что это урок на всю жизнь — перенапрягать себя нельзя, а врачей надо слушать.
Два следующих раза Мария сдавала кровь на День донора в Киево-Могилянской академии. «Классное событие, — говорит Мария. — Ты можешь выскочить посреди пары, сдать кровь и вернуться назад, это многих стимулирует». Еще один популярный стимул — смс-оповещения о том, что кровь, которую ты сдал, кому-то влили. «Мы делали исследование в университете о том, что пишут люди в твиттере о донорстве, — вспоминает Мария. — Многие делились тем, что приходят смс-ки, мол, „мне сегодня сообщили, что мою кровь влили человеку, я рад быть причастным“. У нас Киевский центр крови тоже присылает такие смс, и это очень приятно».
В Украине донорам приходится проходить регистрацию и собеседование с врачом в каждом новом медучреждении, куда они приходят сдавать кровь, потому что координации между центрами и больницами нет. Пока в какой-то больнице нехватка крови, в центре сбора ее могут выливать из-за избытка. Из-за недочетов системы уничтожается 40% заранее подготовленного материала. «Я слышала, что кровь выливают иногда, — говорит Мария. — Может, лучше сдавать адресно, чтобы ее точно использовали. Но если ты просто хочешь помочь и не знаешь, кому сдаешь — тебе от этого не хуже, даже если кровь выльют». Министерство охраны здоровья планирует реформировать украинскую систему крови к 2022 году — создавать Единый реестр доноров, единую систему мониторинга и налаживать сотрудничество между Центром общественного здоровья МОЗ, региональными центрами крови и банками крови при больницах.
Недавно Мария впервые сдавала кровь адресно — студентка из ее университета нуждалась в скорой помощи после несчастного случая. «Мне позвонили из Киевского центра крови, я была у них в базе, попросили сдать, и подруге моей позвонили, мы вместе пошли, сдали, ушли в хорошем настроении», — вспоминает она. Тогда сдавать кровь пришло много людей — так Мария поняла, что дело очень серьезное. А позже наткнулась на новость в Фейсбуке, что пациентка умерла.
«Было странное чувство. Я легче это пережила, а у подруги случилась истерика. Она только второй раз сдавала кровь. И она говорит: „Знаешь, такое ощущение, что будто бы часть тебя в этой девочке была“. Есть что-то такое, правда, я не могу это объяснить, какая-то такая странная связь донора и человека, который принимает кровь, — говорит Мария. — Мы не знаем, что случилось с этой девочкой, но очень жаль, что так произошло. И я подозреваю, что подруга больше не пойдет сдавать кровь, это анти-стимул».
По словам Дарины Власенко, в донорской крови больше всего нуждаются люди с кардиологическими заболеваниями, которым делают операции на сердце; онкобольные, которые проходят химиотерапию; пострадавшие в ДТП; женщины, которые могут потерять много крови во время родов, а также люди, которых должны оперировать.
Свой первый текст Мария, журналистка по профессии, написала о донорстве. Ее дедушка сдавал кровь на протяжении 30 лет. И теперь она продолжает семейную традицию.
«Я просто хочу донести людям, что быть донором — это нормально»
46-летний Михаил Сидоренко сдавал кровь как донор уже 60 раз. Все началось с болезни дочери. Кровь Михаила ей не подошла, но он всегда был готов сдавать для других пациентов. «Сначала запрашивают доноров — тех, кто дальше живет. А тех, кто ближе к больнице — на экстренный случай (оставляют — ред.). Поэтому сдавать мне не пришлось, когда мы были в больнице. После выписки нашей, (с дочерью — ред.) я уже приехал, сдал и потом все знали, что я сдаю», — рассказывает Михаил. Спустя два года он завел книжку донора. По его подсчетам, он официально сдавал кровь уже 60 раз, 57 или 56 раз — это донор тромбоконцентратов.
С людьми, для которых Михаил сдавал кровь, он поддерживает связь и общается. «Когда земляк был в Охматдете, в соседней палате был ребенок, которому нужна была моя группа крови. Я туда приехал, одному ребенку сдал и, как говорится, до полного выздоровления. Я у них в списке, на контроле, они на меня надеются», — говорит Михаил.
Эксперты убеждают, что донорство не только не вредит, в нем — много плюсов: доноры крови живут в среднем на 5 лет дольше, постоянно проходят полное обследование организма, бесплатно проверяются на ВИЧ/СПИД, гепатит В, С и сифилис, их иммунная система работает лучше, кожа становится чище, кроме того, это профилактика сердечно-сосудистых и онко-заболеваний.
Вокруг донорства существует много мифов — что обязательно подцепишь заразу, подсядешь на иголку, что это вредно для организма. Михаил считает, что украинцы просто не понимают, как это — быть донором, опасно ли это. «В европейских странах есть традиция ходить всей семьей сдавать кровь в один центр, она передается из поколения в поколение, — рассказывает Михаил. — У нас пока такого нет, у нас сейчас катастрофическая ситуация с донорами даже в Киеве, я не говорю о других регионах». Также большинство центров принимают доноров с понедельника по пятницу, когда люди преимущественно заняты на работе. Сдать кровь на выходных можно в некоторых центрах в Днепре, Харькове, Киеве и Сумах.
Сейчас донорство для Михаила уже как стиль жизни, он отказался от вредных привычек, придерживается рациона, занимается спортом. «Спортивный стиль жизни, он, можно сказать, способствует донорству. Я просто хочу донести людям, что быть донором — это нормально», — говорит он.