Референдум в Нидерландах: 7 последствий

Последствия для Украины и ЕС

Несмотря на большие усилия как с украинской, так и с нидерландской стороны, большинство голландцев высказались против Соглашения. По предварительным данным, против документа проголосовали 61,1% пришедших на участки; за — только 38,1%.
Низкая явка была одной из надежд сторонников Соглашения, и интрига сохранялась до последних минут голосования. Но финальная явка составила 32,2%. Поскольку для признания результатов референдума действующим нужно 30%, референдум состоялся.
Громадськое уже анализировало 5 возможных сценариев развития ситуации после референдума. Сейчас попробуем проанализировать его непосредственные последствия.

1. Свободная торговля с ЕС все равно будет работать

Несмотря на негативные последствия референдума для Украины, зона свободной торговли между ЕС и Украиной все равно будет работать. Причина заключается в том, что более 90% содержания Соглашения об ассоциации находятся в компетенции надгосударственных институтов ЕС, то есть Еврокомиссии, Европарламента и Совета ЕС, — а не отдельных государств Евросоюза. Среди них — и положение о зоне свободной торговли.
Голландцы «не могут в одностороннем порядке отменить ту часть Соглашения об ассоциации, касающейся торговли или экономики — а это абсолютная большая часть Соглашения», — говорит в эфире Громадського Александр Сушко, научный директор Института Евро-Атлантического сотрудничества. Потому что эти части подпадают под общую компетенцию ЕС, а не компетенции отдельных государств.

«Лагерь противников ассоциации хочет Соглашение отменить. Но этого, как по мне, никогда не произойдет. Я думаю, что ЕС не может себе этого позволить, и торговая часть Соглашения в любом случае не может быть отменена», — комментирует Громадському Роберт ван дер Ноорда, голландский журналист.
Другое дело, что правительство Нидерландов, несмотря на голосование граждан и возможное отрицательное решение парламента, может попытаться заблокировать окончательную ратификацию Соглашения на уровне Совета министров Евросоюза. Но этот сценарий маловероятен: по сути, надо будет идти на конфликт со всеми другими странами ЕС, которые уже ратифицировали Соглашение, — а этого Нидерланды вряд ли себе позволят.

Кроме того, следует помнить, что Соглашение об ассоциации, в частности о свободной торговле, сейчас применяется в так называемом «временном» формате. То есть ее уже выполняют — даже несмотря на то, что ратификация не завершена. Такова норма права ЕС.
Как ни парадоксально, это «временное» (provisional) применение может продолжаться бесконечно — пока не завершится процесс ратификации. Даже если этот процесс де-факто приостановлено. В праве ЕС «нет временных границ» для этого, — говорит Сушко.

2. Референдум не повлияет на безвизовый режим

Отрицательный результат референдума может быть использован для тех сил в Нидерландах, которые бы не хотели давать безвизовый режим Украины. Хотя формально процесс «визовой либерализации» и Соглашение об ассоциации напрямую не связаны, в нынешней кампании многие вещи смешиваются между собой. Поэтому можно ожидать чего угодно.
Однако, Александр Сушко в эфире Громадського обращает внимание на обратный процесс:

«Я сейчас наоборот все больше слышу другие мысли — о том, что Украине нужно «подсластить пилюлю», поэтому будет больше единодушия в вопросе введения безвизового режима», — говорит он.

В ближайшие дни или недели Еврокомиссия должна предоставить своё официальное законодательное предложение об отмене виз для граждан Украины, за которое должны проголосовать в Европарламенте и Совете ЕС.

«У меня сейчас нет никаких оснований ожидать, что в этих условиях правительство Нидерландов захочет углублять эту проблему», — говорит эксперт.

Дмитрий Кулеба, посол по особым поручениям МИД Украины, в эфире Громадського говорит об увеличении «эмоциональной поддержки Украины» в связи с референдумом:

«Анализ сегодняшних европейских СМИ показывает, что многие европейские медиа воспринимают эти результаты как несправедливые», — добавляет он. Подобное ощущение несправедливости или даже вины есть и среди некоторых нидерландских политиков. Поэтому, как это ни странно, поражение может иметь и важные символические достижения для Украины. В частности, по безвизовому режиму.

3. Коррупция в Украине становится «красной линией»

Эти положительные вещи не должны маскировать главный негатив: референдум является символическим поражением Украины. И это поражение связано как с евроскептицизмом внутри Нидерландов, так и с имиджем самой Украины. Имиджем, в котором главную роль играет тема коррупции.

Об этом свидетельствуют данные социологического опроса Ipsos, опубликованные накануне референдума: 59% тех, кто против ассоциации, объясняют свой выбор высоким уровнем коррупции в Украине.

Публикация Panama Papers в различных европейских СМИ, в частности в нидерландских, за три дня до референдума, только укрепило евроскептических голландцев в этом мнении.
Поэтому поражение на референдуме фактически становится красной линией для Украины. Похоже, что на украинскую коррупцию в Европе все меньше будут закрывать глаза. Время авансов и компромиссов, которое было в европейской политике после Майдана, уже истекло. Далее на каждый аргумент о борьбе украинцев за европейские ценности, Киеву будут указывать на заоблачный уровень коррупции и недостаток прогресса в борьбе с ней. И если прогресса в этой сфере не будет, ни один другой аргумент Украины уже не поможет.

4. Украина постепенно учится коммуницировать

Информационная кампания в поддержку ассоциации была «самой информационной кампанией за историю независимости», — говорит в эфире Громадського Дмитрий Кулеба.

Ведущая роль в этой кампании была отведена гражданскому обществу, но кампания была примером взаимодействия между гражданским обществом и государством, — добавляет дипломат.

«Кампания в поддержку ассоциации «Hop Nederland Hop» набрала почти 3 миллиона просмотров за последние две недели, и 85% аудитории были из Нидерландов», — говорит в комментарии Громадському Василий Мирошниченко, председатель офиса Украинского кризисного медиа-центра в Нидерландах.

В то же время он признает, что для украинской кампании сложной была проблема каналов коммуникации:

«Мы часто работали в поле интеллектуальных средств массовой информации, где и так все нас поддерживали. Зато пробиться на таблоиды, в региональную прессу было чрезвычайно трудно», — добавляет он.

Опыт кампании в Нидерландах может стать первым шагом для Украины по формированию имиджа страны. И для собственного ребрендинга.

5. Нидерланды будут искать «план Б»

Сейчас правительство и парламент Нидерландов столкнутся с серьезной дилеммой.
С одной стороны, проигнорировать голосование они не могут: избиратели этого им не простят.

«Рекомендации, которую нам дали наши избиратели, следует принять во внимание, — говорит в комментарии Громадському Ган тен Брьоке, депутат от правящей Партии за свободу и демократию. — То есть мы должны будем пересмотреть закон, который сделал для нас обязательным соблюдение Соглашения об ассоциации с Украиной», — говорит он.

«Даже среди либеральных нидерландских интеллектуалов бытует мнение, что нельзя игнорировать последствия референдума, — говорит журналистка Громадського Жанна Безпятчук, которая освещала ход голландских событий. Аргумент, что референдум можно проигнорировать, поскольку явка была низкой, является проигрышным, и может привести к еще большему всплеску евроскептицизма» — считает она.

С другой стороны, объективно результаты референдума представляют отнюдь не большинство нидерландских избирателей. 68% избирателей вообще не пришли на референдум:

«Для меня главная цифра — это «голосование ногами», — говорит в эфире Громадського Александр Сушко. Главная причина низкой явки — это «недоверие к такому манипулятивному референдуму, когда с помощью одного вопроса пытаются решить совсем другие вопросы», — говорит он.

Зато те граждане, которые проголосовали против (а это, учитывая низкую явку, лишь 19% от всего количества избирателей), составляют ядро ​​популистского электората. И вопрос заключается в том, посчитают ли парламентские партии, что против ратификации голосовал именно их электорат.

Например, по соцопросам, 92% сторонников партии PvdA и 53% сторонников партии VVD (две участницы правящей коалиции), поддерживают Соглашение. Поэтому эти партии будут сталкиваться с дилеммой — как голосовать в парламенте: так, как говорят им их избиратели, или так, как «рекомендуют» результаты референдума.

В любом случае, эта запутанная ситуация заставляет голландских политиков искать политический баланс, который, с одной стороны, учитывает мнение избирателей, а с другой – остается в рамках контекста внутренней и европейской политики.

В разговоре с Громадским Брьоке говорит о том, что пока сложно предсказать результаты обсуждений в парламенте. Ведь у парламента есть свобода, как толковать и принимать результаты. Поэтому, скорее всего, результатом будет компромисс. Который, например, признает, что определенные части Соглашения не применяются в Нидерландах.

6. В ЕС нарастает поляризация

На следующий день после референдума французский президент Франсуа Олланд заявил, что Франция и Германия продолжают поддерживать ассоциацию с Украиной.
Этот жест важен: он означает, что вряд ли в ЕС состоится «эффект домино», когда другие страны также захотят пересмотреть ратификацию. Две крупнейшие страны ЕС дали четкий сигнал, что этому эффекту помешают.

Фактически, Нидерланды в этом смысле остаются наедине. И продвигать свою негативную позицию по ассоциации с Украиной здесь будет невероятно сложно.

С другой стороны, ЕС ожидает еще одна драматическое событие: референдум о членстве Великобритании в ЕС, который состоится в июне. Вполне возможно, что к этому времени больших компромиссов по Соглашению об ассоциации с Украиной не будет. Ведь любой компромисс, который де-факто оставит ассоциацию в силе, значительно усилит аргументы европейских евроскептиков. Потому даст им еще одно основание утверждать, что в ЕС «дефицит демократии», и голоса избирателей не слышат.

7. В Европе набирают силу популисты

Референдум показал, что Европа все сильнее входит в эпоху популистской политики.
На ключевые решения здесь все больше влияют не рациональные рассуждения, а эмоции и даже инстинкты избирателей. Одним из аргументов противников ассоциации является стремление закрыться и концентрация на своих проблемах.

«Как мы можем быть солидарными с Украиной, если мы не солидарны между собой. Мы сначала решить собственные проблемы, чтобы быть в состоянии помогать кому-то извне», — говорит в беседе с Громадским Эрик Смит, главный редактор интернет-издания ftm.nl, который поддерживает противников ратификации.

Победа противников ассоциации на референдуме — важный сигнал о том, что популизм эффективен и приводит к избирательским и электоральным результатам.
Поэтому можно ожидать, что это только даст новые силы европейским популистам — «UKIP» в Великобритании, «Национальному фронту» во Франции, «Альтернативе для Германии» и «Левым» в Германии, «Шведским демократам», венгерском «Фидос» и «Йоббика», и другим партиям.

Сегодня, похоже, Европа входит в эпоху, когда ключевым противостоянием является не традиционная контроверза между правыми и левыми, а противостояние между либералами и радикалами, между политикой ума и политикой инстинктов.

И важно, чтобы Украина в этом противостоянии была на стороне разума. Потому что европейский популизм — против Украины.

/Владимир Ермоленко, Громадское.Мир