Реформа начальной школы в Украине: декоммунизация в образовании?
Реформа начальной школы в Украине: декоммунизация в образовании?
В последние годы система образования в Украине, особенно в младших классах, вызывала серьезные нарекания родителей. Имея возможность сравнивать с подходом к школьному обучению на Западе, многие родители возмущались, что украинская школа ломает детей, отбивая у них желание учиться и творчески мыслить.
И вот, наконец, незадолго до начала учебного года анонсировались изменения в программу обучения младшеклассников: министерство науки и образования издало соответствующий приказ и 15-страничную методичку, подробно описывающую, как теперь учить детей по-новому. «Все это сделано в рамках существующего государственного стандарта, учитывая то, что не было возможности до 1 сентября напечатать новые учебники, и учителя будут преподавать те же самые» — объясняет Иванна Коберник, советник министра образования.
Что именно изменится?
Из наиболее вызвавших энтузиазм родителей изменений — из новых требований к младшим школьника убрали ненавистный отчет клеточек «от края», красную ручку, снижение отметок за исправления и оценивание каллиграфии.
Марк Шмураков, папа третьеклассницы, подчеркивает, что это значительно облегчит жизнь как школьников, так и родителей: «Очень радует, что отменят снижение оценок, за то, что отступил две клеточки вместо трех — эти мелкие неприятные придирки. Многие дети черкают — лишь бы аккуратно черкали».
Кроме этого, теперь первоклассникам можно будет писать карандашом, отменены домашние задания на выходные и праздники. В начальных классах больше не будут оцениваться такие предметы, как «Информатика», музыкальное и изобразительное искусство, интегрированные курсы «Искусство», «Основы здоровья», физическая культура, «Я в мире» и «Трудовое обучение», а сами оценки перестанут быть предметом обсуждений и различных рейтингов. Убрали многих неизвестных и невыдающихся литераторов, заменив их современными и интересными; убрали повторяющиеся темы из таких предметов, как природоведение, я и мир, и основы здоровья. Пересмотрена и лексика — с тем, чтобы сделать ее более удобоваримой для детей, убрали слова типа «бетон и фанера», и добавили, к примеру, «ноутбук и милосердие». Важным новшеством станут так называемые интегрированные уроки, когда в рамках одного урока изучаются разные предметы — к примеру, английский и рисование, родной язык и природоведение.
Но почему именно пресловутая красная ручка и домашние задания так бросаются в глаза? Ирина Когут, аналитик центра CEDOS, считает, что это происходит потому, что оценки и домашние задания — это просто, близко и понятно всем родителям.
Хочется подчеркнуть, что самое главное в этой реформе — это не отмена домашних заданий или снижения оценок за помарки, а так называемый компетентностный подход, когда вместо зазубривания ребенок учится мыслить самостоятельно и комплексно, системно воспринимать новый материал. Именно это лежит в основе всех изменений в программе — впервые у школьника появится собственное мнение, которое учитель должен уважать. Тем не менее, учителей зачастую волнуют вопросы— «если не красная ручка, то какая?» и «если не ставить оценок — то какой же у детей будет стимул учиться?»
Конечная цель реформы: декоммунизация
Советник министра образования Иванна Коберник подчеркивает, что предыдущая школьная программа на протяжении долгих лет была калькой с советских методичек, и что новая команда Минобразования старается максимально избавиться от их влияния: «В программе были убраны наиболее одиозные вещи, которые не имеют ничего общего с жизнью, в которых нет ничего полезного для детей, кроме как приучить их бездумно, не задавая вопросов, выполнять какие-либо инструкции. Нам не нужны такие люди в европейской Украине, которые, не думая, выполняют все то, что им сказал человек, который является воплощением власти — ведь, конечно же, учитель является воплощением власти в школе».
Но существует распространенное мнение, в том числе и среди родителей, что советская система образования была лучшей в мире, и что «зря ее поломали». «Я уже вижу, что есть сопротивление, которое базируется на мотивации, что советская школа — лучшая, — считает Сергей Горбачев, директор столичной школы №148. — Во-первых, советская школа не лучшая. Есть другие системы, более современные и более качественные. Для своего времени и своих задач советская школа была действительно очень хороша — когда надо было приучить к однообразию, к униформе. Когда надо было подготовить инженерные кадры для оборонно-промышленного комплекса — советская школа была действительно лучшей. А в современных условиях, когда надо научить людей самостоятельно мыслить — эта школьная модель уже не работает»
Насколько быстро это произойдет?
Очевидно, что изменения должны охватить множество аспектов преподавания в начальной школе, приблизив ее хоть немного к желаемому идеалу. Тем не менее, родители третьеклассников уже столкнулись с тем, что учителя на родительских собраниях отмахивались «ах, это только для первоклассников, нас это почти не касается», а опрошенные анонимно учителя признавались — они не понимают, что же конкретно им теперь придется делать.
Иванна Коберник подчеркивает: «Минобразования понимает, что это не одномоментный процесс, но дискуссия уже началась, и мы готовы пояснять, объяснять, говорить, почему это необходимо сегодня. Ни в одной стране мира, где происходил переход к компетентностному подходу, это не произошло за один год. Во всех странах в среднем это занимало 10 лет. Разумеется, это требует существенных изменений в педагогическом образовании, чтобы эти перемены стали действительно необратимыми и системными. Сейчас мы можем опираться на тех учителей, которые сказали — о, классно, так мы так и делали, только это было нарушением программы, так что мы это делали потихоньку».
Так как же можно будет стимулировать учителей таким образом, чтобы они стали более заинтересованы в повышении практических навыков детей, их креативности и самостоятельного мышления? Комментирует Ирина Когут, аналитик центра CEDOS: «Для этого нужно в первую очередь учить учителей, серьезно менять преподавание в педагогических ВУЗах». Но об этом пока что речь не идет — зато разработан законопроект, который, возможно, Верховная Рада примет уже этой осенью. В нем, помимо прочего, предусматривается надбавка для учителей, которые пройдут добровольную сертификацию на умение применять компетентностный подход.
И напоследок хочется привести еще одну цитату Иванны Коберник: «Это небольшие изменения, но они определяют направление перемен — той глубокой, всеохватывающей реформы украинской школы, которую министр образования и науки уже анонсировала на 2018 год». Звучит многообещающе.
/Кристина Абрамовская