«Рекламируют, будто все работает. А на самом деле — не совсем». Рекрутинг в ВСУ — где сбой и что с этим делать

За более чем 3 месяца после официального провозглашения рекрутинга в Минобороны отчитываются: реакция в обществе положительная, процесс набирает обороты. К самостоятельному подбору людей присоединились уже более тысячи подразделений, разместив на сайтах по поиску работы более 8,5 тысячи вакансий. Интерес к ним проявили более сотни тысяч потенциальных новобранцев.

Практика, к которой ранее прибегали лишь отдельные подразделения, наконец получила признание на уровне государства. На фоне проселой мобилизации с традиционными, иногда советскими методами, новая система многим пришлась по душе: возможность попасть в конкретную часть и на конкретную должность сработала дополнительным стимулом.

Правда, по мере увеличения масштабов — больше становится и вопросов. Система оказалась несовершенной: иногда она срабатывала, а иногда — нет.

О подводных камнях рекрутинга, человеческом факторе в ТЦК, почему некоторых рекрутов «кинули», и что на это говорят в Минобороны и Генштабе — читайте в материале hromadske.

Что такое рекрутинг и как он должен работать

Рекрутинг — это поиск работников на определенную вакансию. Военный рекрутинг — тот же процесс, только здесь кандидатов ищут на должности в армейские подразделения. При этом максимально учитывают гражданский опыт.

Несмотря на преимущества такой системы, пока речь не идет о полном переходе к ней как основному методу набора в ВСУ. Сейчас это дополнительное профильное звено, которое работает параллельно с общей мобилизацией.

Так, потенциальный рекрут может напрямую подаваться на вакансию, которая его заинтересовала. Это можно сделать на онлайн-платформах по поиску работы, в центрах рекрутинга (ныне Минобороны запустило один такой центр во Львове) или на сайтах и в отдельных рекрутинговых центрах некоторых подразделений.

После подачи резюме потенциальный кандидат проходит собеседование и тестирование. На этом этапе даже можно передумать и продолжить поиски в другом месте. Если все устраивает — присоединиться к подразделению.

В таком случае часть выписывает отношение — рекомендательное письмо установленной формы, с которым новобранец отправляется в Территориальный центр комплектования. Раньше — военкомат.ТЦК. Это касается как желающих заключить контракт, так и тех, кто вступает на службу через мобилизацию.

После ТЦК, как и в общем порядке, необходимо пройти военно-врачебную комиссию и подготовку в учебном центре. Только после этого начинается служба.

Минобороны начало кампанию по рекрутингу в середине ноября 2023 года. Сотрудничают с четырьмя сервисами для поиска работы: Lobby X, Work.ua, Robota.ua и Olx.ua, которые бесплатно предоставляют свои площадки. В ближайшем будущем Минобороны планирует масштабировать работу собственных рекрутинговых центров.

«Посоветовали искать собственные "выходы"»

«Я обратился к ТЦК уже с отношением к части, прошел ВВК. Но мне сказали, что по этому отношению попасть в то подразделение, куда я хочу, и на ту должность, куда я хочу,я не могу», — рассказывает свою историю hromadske Сергей (имя изменено).

40-летний мужчина с двумя высшими образованиями, имея опыт работы с компьютерными системами и сетями, оставил руководящую должность в компании и решил быть полезным армии: отправился на офицерскую должность специалиста защиты информации в автоматизированных системах. 20 лет назад он окончил военную кафедру и имел первичное офицерское звание.

Но уже в ТЦК ему дали понять: шансов попасть на избранный пост крайне мало. Его направили на курсы переподготовки при одном из военных вузов.

В ТЦК вообще никто не интересовался моим гражданским опытом. Просто сказали, что есть распоряжение отправлять всех офицеров на курсы переподготовки. А там уж как будет. Сергей, рекрут

«Потом уже на курсах, в моей учебной группе (где нас около 20 человек из разных регионов Украины) оказалось, что более чем у половины такая же история, как и у меня. Люди проходили собеседования с воинскими частями, получали отношение. Но его все равно не учитывали.

Кому-то говорили, что отношение сработает, но после учебы. А когда уже человек оказывается здесь, то выясняется, что шанс очень маленький. Сам вуз к распределению никакого отношения не имеет. Кто в какое подразделение попадет, мы узнаем где-то за день до выпуска»,— рассказывает Сергей.

На качество самих курсов, которые длятся 3 месяца, мужчина не жалуется. Напротив, заверяет, что все инструкторы — с боевым опытом. Он остается на связи со своей избранной частью и не оставляет надежд попасть на уже договоренную должность.

На курсах нам прямо сказали: «Если имеете собственные "выходы" на Генштаб или Минобороны — пожалуйста, можете решать лично для себя все, что вам под силу».Сергей, рекрут

Впрочем, мужчина знает лично нескольких людей из рядового состава солдат, которые на основе отношения от частей все же попадали туда, куда хотели. Возможно, это работает не со всеми, но об этом стоило бы информировать, — жалуется рекрут.

«Я не считаю себя обманутым и не впадаю в уныние, потому что моя мотивация — быть максимально полезным. Но, на мой взгляд, было бы целесообразным, чтобы при продвижении рекрутинга было максимум информации. Если отношения, условно говоря, для офицерского состава не работают, чтобы люди об этом знали».

hromadske

Отношение: почему где-то оно работает, а где-то — нет

В истории с военным рекрутингом ситуация действительно отличается: в противоположность случаям, когда отношение от некоторых частей не срабатывает, есть и много успешных кейсов. Пообщавшись со многими участниками процесса, мы пришли к выводу, что до сегодняшнего дня большую роль играл «человеческий фактор» и налаженные контакты частей с территориальными центрами комплектования.

Еще лучше налажен процесс в подразделениях, которые имеют собственные рекрут-центры. Речь идет, в частности, о Третья отдельная штурмовая бригада ВСУ — подразделение, сформированное в 2023 году из полка Сил специальных операций «Азов», который участвовал в обороне Киева.Третьей штурмовой бригаде, которая фактически первая вместе с «Азов» — бригада Нацгвардии, поэтому процесс рекрутинга там и в других подразделениях в подчинении МВД отличается. А вот в подразделениях Вооруженных сил процедура единая.«Азовом» и задала этот тренд, а также батальоне 108 отдельный механизированный батальон под руководством Сергея Филимонова. Назван позывным Героя Украины Дмитрия Коцюбайло. Находится в составе 59 отдельной мотопехотной бригады.«Волки да Винчи». Чтобы все прошло хорошо, новобранцев сопровождают во время всего процесса.

«В любом случае, все проходят всю бюрократию в ТЦК. Просто под нашим наблюдением, чтобы это было проще», — объясняет в комментарии hromadske боевой медик Дмитрий Козятинский, который сейчас занимается рекрутингом в «Волках Да Винчи».

«Есть определенные механизмы, чтобы человек сразу к нам попадал. К примеру, если подписывать контракт. Хотя и по мобилизации это тоже в принципе работает, просто есть свои нюансы. В основном все происходит через договоренности с ТЦК или на уровне учебных центров».

Поскольку отношение является письмом рекомендательного характера, то ТЦК и учебные центры могли на него «забить».Дмитрий Козятинский, рекрутер «Волков Да Винчи»

А вот на платформах по трудоустройству, сотрудничающих с Минобороны, говорят: повсеместных проблем нет. По их словам, если что-то и идет не по плану — это единичные случаи.

«У нас есть поддержка всех рекрутов чат, телефон. Если возникают трудности, они решаются преимущественно на уровне командования воинской части даже без нашего вмешательства.

Если вдруг этого недостаточно — например, на уровне ТЦК или учебного центра повлиял человеческий фактор и человек уже начал служить в другом подразделении, тогда уже можем обратиться в Генеральный штаб», — отмечает hromadske руководитель и основатель рекрутингового агентства Lobby X Владислав Грезев.

hromadske

Рекрутинг на энтузиазме бригад

В настоящее время другой потенциальный рекрут Алексей (имя изменено) уже более месяца в «подвешенном состоянии». Он нашел вакансию, прошел собеседование в конкретной бригаде и уволился с работы. Однако в ТЦК ему не смогли гарантировать, что его направят именно в желаемое место.

«Я сейчас ни там ни сям. Пока что в бригаде сказали ждать. Я так понимаю, они ведут коммуникацию по линии ТЦК», — делится мужчина.

«Пока не хочу давать оценок, что что-то не работает. Но могу сказать так: рекрутинг как таковой работает в основном на личном энтузиазме бригад и на их сотрудничестве с ТЦК.

Но это неправильно. Сейчас что-то делают на этом пути, но они разрекламировали, будто оно уже работает, а на самом деле — не совсем».

Они говорят: «Приходите и выбирайте сами, пока не выбрали за вас» — ну это немного неправда.Алексей, рекрут

В одном из батальонов, который ныне воюет на Лиманском направлении, говорят: так потеряли трех потенциальных рекрутов. После учебного центра их направили в другие бригады.

«Мы их выбрали, они пришли сами в военкомат, их направили в учебный центр. Нам обещали, что они к нам попадут, но этого не произошло», — рассказывает hromadske бывший спецпрокурор Сергей Горбатюк, который сейчас занимается кадрами в 23 отдельном стрелковом батальоне.

«Я начал выяснять — кругом звонил , пытаясь их забрать, но уважаемый военный чиновник мне сказал: “Тот, кто обещал, что он к вам попадет, вам сознательно лгал. И ничего вы не измените”.

И вот в таких начальниках, которым на все наплевать, и основная проблема. Люди пытаются попасть в армию, а они отбивают у них это желание», — добавляет Горбатюк.

Проблема и в том, что законодательно рекрутинг тоже не урегулирован, — отмечает адвокат адвокатского объединения «Актум» Оксана Доготер.

«Мы, например, все равно пишем жалобы и аргументируем это общими конституционными правами. Что "вот же человек изъявил желание, мобилизовался добровольно, ну что же вы делаете?" И в некоторых случаях оно действительно действует», —отмечает юрист.

Пока нет такой статьи, которая давала бы мобилизованному право выбирать подразделение и не давала командиру учебной части права ему отказать, понимаете?Оксана Доготер, адвокат адвокатского объединения «Актум»
hromadske

Новая директива Генштаба

В Минобороны признают: прошло не так уж много времени, чтобы отточить все детали. А проблемные случаи списываются на масштабность процесса.

«Если мы говорим, что на сегодня 1245 частей разместили эти вакансии, то, соответственно, мы имеем 1245 различных центров принятия этих решений. Соответственно, и возможных нюансов в подходах, документальном оформлении и тому подобное», — объясняет hromadske уполномоченный представитель Министерства обороны по рекрутингу Алексей Бежевец.

Чтобы нормировать этот вопрос, Генеральный штаб ВСУ в конце февраля издал новую директиву: теперь человек может выбрать вакансию и гарантированно попасть в избранное подразделение, но если военная часть будет в списке приоритетного комплектования, — говорит Бежевец. Пока такой список утвержден: в нем примерно 80 частей. Однако сам список не публикуют.

В Минобороны объясняют: «Мы должны понимать, что именно Генеральный штаб видит всю картину: где кто нужен и где приоритет для укомплектования воинских частей. Конечно, приоритетность комплектации стоит именно в боевую часть на важнейших направлениях».

Мы не можем просто пустить все эти вопросы на самотек, чтобы воинские части сами себе кого угодно и как угодно могли привлекать на службу через рекрутинг.Алексей Бежевец, представитель Минобороны по рекрутингу

Чтобы контролировать эти процессы, Генштаб, в конце концов, пошел по пути приоритетного комплектования частей. Тезисно приводим все новации из этой директивы:

  • По состоянию на сегодня утвержден список воинских частей приоритетного комплектования. В нем около 80 подразделений. Список будут просматриваться раз в месяц.
  • Стопроцентная гарантия попасть в избранную часть на избранную должность будет только в том случае, если подразделение будет в «приоритетном» списке. Это касается как заключения контракта, так и мобилизации.
  • Если у новобранцев будет рекомендательное письмо от части приоритетного комплектования — у учебных центров и ТЦК не будет возможности самоуправства. В директиве отдельно прописали, что в таком случае направлять человека в другие воинские части запрещено.
  • В то же время, если человек хочет мобилизоваться в часть, которая не находится в «приоритетном» списке Генштаба, — шансы туда попасть будут низкими. Если это будет контрактная форма службы — шансы выше, впрочем, воинская часть должна согласовывать назначение с высшим командованием, а оно, в свою очередь, — с Генштабом.
  • Человек, который берет письмо-отношение, должен выяснить (на уровне части, ТЦК или рекрутингового центра), находится ли выбранная им часть в списке приоритетного комплектования, чтобы ему гарантировали прохождение этого процесса в соответствии с действующими нормами.

«До воинских частей и военкоматов эта информация доведена на 100%. Доведено до всех», — утверждает Бежевец.

В то же время на момент подготовки материала о новой директиве наши собеседники, в частности из «Волков Да Винчи» и 23 отдельного стрелкового батальона, ничего не слышали.

На вопрос о том, не думают ли в Минобороны, что теперь те, кто считал процесс рекрутинга в ВСУ полуправдой, утвердятся в этом мнении, Алексей Бежевец ответил:

«На мой субъективный взгляд как офицера Вооруженных сил, полуправда немного другая. Полуправдой является поиск оснований и оправданий, почему я еще не присоединился к защите Родины.

Вот это главный вопрос на самом деле. То есть это вопрос мотивации, сознания, выбора, это вопрос государства, которое может себя защищать исключительно тогда, когда граждане готовы защищать это государство.

Конечно, могут быть какие-то проблемы в процессе. Тем более что вызовы для государства глобальны. Но мы делаем все, чтобы решить эти проблемы».