«Религия не позволяет». Какова граница между соблюдением веры и уклонением от военной службы
«[Мужчина] всюду сообщал, что не планирует воевать, пусть воюет тот, кто хочет, а его защищать не надо, потому что защищает бог. Сказали написать заявление, что отказывается от армии. Предупреждали, что будет уголовная ответственность и тюрьма», — говорится в материалах одного из прошлогодних дел Ивано-Франковского суда. В приговоре — признание мужчины уклонистом и наказание, о котором его предупреждали.
В Украине существует альтернативная, то есть невоенная служба, но может ли каждый ею воспользоваться? Достаточно ли сказать «мне религия не позволяет», чтобы не присоединяться к Силам обороны, а работать на гражданской работе? Как сосуществуют ныне армия и религия — в материале hromadske.
Есть ли верующие в армии?
В ВСУ служат представители большинства религий, представленных в Украине, — отметил религиовед Евгений Сависько. Это христиане (православные, католики и протестанты разных конфессий), иудеи и мусульмане.
Для удовлетворения религиозных потребностей военнослужащих в ВСУ был введен Институт военных капелланов. В основном там служат представители христианских церквей. Однако уже есть капелланы-Духовный глава всех мусульман или определенной их части.имамы, есть и первый военный Служитель культа и духовный руководитель еврейской религиозной общины.раввин.
Существуют религии, учения которых запрещают верующим наносить вред другим существам или убивать их. В контексте армии это значит не брать в руки оружие. Речь идет, в частности, о буддизме, джайнизме, сикхизме и кришнаизме. Также верующие могут иметь особенности питания — например, не употреблять пищу животного происхождения.
Что говорит закон?
Статья 35 Конституции Украины указывает, что никто не может быть освобожден от своих обязанностей перед государством или отказаться от исполнения законов по религиозным убеждениям.
Законодательство не предусматривает возможность освобождения от военной службы по религиозным убеждениям. В то же время Основной закон определяет, что если исполнение воинской обязанности противоречит религиозным убеждениям человека, то «выполнение этой обязанности должно быть заменено альтернативной (невоенной) службой».
В Украине действует закон «Об альтернативной (невоенной) службе». По словам адвоката Екатерины Бобровской, альтернативная служба во время мобилизации возможна, но нужно заявить о своем праве ею воспользоваться, чтобы не иметь уголовной ответственности за уклонение от мобилизации.
«Представители религий, у которых есть запрет на убийство, могут служить в подразделениях обеспечения: медицина, связь, логистика, транспорт, ремонт, кухня, IТ, инженерные войска и тому подобное», — отметил религиовед Евгений Сависько.
Что касается особенностей питания верующих, то на законодательном уровне этот вопрос не урегулирован — еда на фронте одинакова для всех, говорит адвокат Татьяна Лебедева. Ей известны две истории в этом контексте: одному верующему нужную пищу ежемесячно на фронт передавали родные, а второй сперва ел только гарниры, а потом начал есть «как все» — с мясом.
Так как же доказать свои убеждения?
Чтобы не брать в руки оружие, верующим следует написать заявление в Территориальный центр комплектования, раньше — военкомат.ТЦК, в котором попросить выполнять воинскую обязанность в форме альтернативной (невоенной) службы. К заявлению следует добавить документ, подтверждающий истинность убеждений.
Это должна быть справка от религиозного общества из перечня зарегистрированных организаций, запрещающих использование оружия. Таких, согласно постановлению правительства, есть 10:
- Адвентисты-реформисты;
- Адвентисты седьмого дня;
- евангельские христиане;
- евангельские христиане-баптисты;
- покутники;
- Свидетели Иеговы;
- харизматические христианские церкви (и церкви, приравненные к ним, согласно зарегистрированным уставам);
- христиане веры евангельской (и церкви, приравненные к ним, согласно зарегистрированным уставам);
- Общество Сознания Кришны.
Адвокат Татьяна Лебедева, в практике которой есть дело, связанное с мобилизацией верующего, советует подать такое заявление в Областная военная администрация — во время военного положения временный местный орган исполнительной власти (вместо Областной государственной администрации).ОВА еще до того, как человеку вручат повестку, чтобы это не воспринималось как По статье №336 Уголовного кодекса.уклонение от призыва на военную службу. Следовательно, местные власти должны найти для человека место (например, предприятие по изготовлению дронов), где он сможет проходить альтернативную службу.
Если же человек не прошел нужную процедуру и не получил разрешение перейти на альтернативную службу, он может попросить своего командира давать ему задачи, связанные с обеспечением войска, а не боевые.
«Тот же кришнаит или капеллан может подойти и сказать: я буду чистить картошку или подметать, гладить одежду и белье… Это уже на рассмотрение самого командира. Но в большинстве случаев, к сожалению, им тоже дают оружие и отправляют на боевое задание», — отметила адвокат.
На чьей стороне суд?
Татьяна Лебедева нашла 6 дел, связанных с религиозными убеждениями. Подозреваемые не имели подтверждения, что они принадлежат к религиозным организациям и заранее не обращались с заявлением о просьбе альтернативной службы.
Так, по делу от 6 апреля 2023 года, которое рассматривал Ивано-Франковский городской суд, мужчину, который «не может брать в руки оружие, одевать военную форму и убивать людей из-за своей веры и отношений с богом», признали виновным в уклонении от мобилизации и назначили ему год лишения свободы.
Виновным признали еще одного военнообязанного в Закарпатской области, который, согласно приговору, «не желает проходить военную службу по религиозным убеждениям, поскольку у него нет права забирать человеческие жизни». Тячевский суд 1 июня назначил мужчине условное наказание с требованием периодически являться в орган пробации.
В ноябре 2023 года Уполномоченный представитель граждан в органах власти, который следит за соблюдением прав человека.омбудсмен Дмитрий Лубинец рассказал, что получил обращение от украинского военного-кришнаита, у которого после зачисления на службу «было недоразумение на почве религиозных убеждений». Мужчина рассказывал, что голодал, потому что не имел доступа к еде, разрешенной его верой. Голодание его обессилило, из-за чего он отказался заступить на дежурство. Как следствие — уголовное дело и Следственный изолятор — место лишения свободы как меры пресечения на стадии уголовного судопроизводства.СИЗО на период следствия.
«После моего реагирования суд отменил содержание под стражей», — сказал Лубинец. В настоящее время продолжается судебное разбирательство по этому делу, на стадии исследования доказательств. Параллельно через суд кришнаит хочет вернуть средства, потраченные на питание, которым его, учитывая особенности веры, на службе не обеспечили.
Сосуществуют ли ныне война и религия?
Религиовед Евгений Сависько считает, что да. Объясняет это тем, что верующие служат в ВСУ, Нацгвардии и других Силах обороны, а сами конфессии активно приобщились к помощи армии и беженцам еще с начала войны в 2014 году.
Не согласна с этим адвокат Татьяна Лебедева. Она сказала: «Тех же капелланов много Так военные называют зону непосредственных боев — первую линию фронта."на нуле" — и все они с оружием. Так какая религия может быть?» Предполагает, что «все станет на свое место», когда закончится война, а пока места религии в армии нет.
Также религиозность часто рассматривается как путь уклониться от призыва и мобилизации. По мнению адвоката, власти не модернизируют закон об альтернативной службе как раз из-за того, что это откроет еще один канал «легального» уклонения от армии. Этим, по ее мнению, воспользуются люди, которые никогда не были причастны к религии.