Родственные браки в Азербайджане: опасная традиция

Специалисты предупреждают семьи об угрозе наследственных заболеваний у детей, которые были рождены в традиционных родственных браках

Материал Jamnews

В Азербайджане, как во многих других странах мира, родственные браки все еще широко распространены, и долгие годы это явление в принципе не считалось проблемой. На них обратили внимание и заговорили об этом, в том числе, из-за тревожно высокого процента больных талассемией — редким наследственным заболеванием. Врачи считают, что именно родственные браки послужили этому причиной.

Болезнь в наследство

Начиная с 2015 года в Азербайджане все пары перед вступлением в брак обязаны пройти медицинское обследование, чтобы будущие супруги знали о риске передать детям какие бы то ни было наследственные болезни.

Собственно, сколько родственных браков в Азербайджане — не знает никто. Государственный комитет по статистике в ответ на запрос не смог предоставить такую информацию.

В азербайджанском обществе есть разные мнения по этому вопросу: кто-то не видит в таких браках ничего плохого, кто-то настаивает на их запрете (как во многих штатах США, например). Мы попробуем разобраться, каковы причины популярности таких браков, и каковы могут быть последствия.

Любовь и голуби Рейхан Ахмедовой

«Когда мать узнала, что в меня влюблен мой двоюродный брат, сказала, что выдаст меня замуж за чужого. Я воспротивилась. Я его очень любила. И еще боялась, что выйду замуж за чужого, а он меня бросит», — рассказывает Рейхан Ахмедова.

45 лет назад влюбленные друг в друга до беспамятства двоюродные брат и сестра поженились. Семья, в которой родились три девочки, первые несколько лет жила счастливо. Ахмедова говорит, что, выходя замуж, ничего не знала о вероятности рождения в родственных браках нездоровых детей: «Тогда таких вещей не было. И сегодня я не верю во все это. Такое случается очень редко».

Когда старшая дочь училась в десятом классе, 37-летний муж Рейхан скоропостижно скончался от инсульта. Замуж Ахмедова больше так и не вышла.

«После того, как он меня покинул, я еще долгие годы ставила на стол одну лишнюю тарелку, как будто он сейчас придет», — признается она. И со слезами на глазах рассказывает, что муж до сих пор ей снится. 65-летняя Ахмедова, которой пришлось одной растить дочерей и выдавать их замуж, говорит, что и своих внуков готова благословить, если они влюбятся, на родственные браки.

Большие надежды Нураны Гаджиевой

Нурана Гаджиева признается, что поначалу плохо относилась к родственным бракам. Она рассказывает, как в 2006 году приехал ее двоюродный брат, который с детства жил в Казахстане. «Он казался мне чужим человеком, не братом. Мы до этого никогда не встречались, — вспоминает она. — Когда через год мы захотели пожениться, отец был категорически против. Сказал, что есть большая вероятность, что у нас родятся больные дети. Я не послушалась его. К тому же, мама моего двоюродного брата другой национальности. Мы с мужем надеялись, что дети родятся здоровыми».

Через год она родила дочь, через полтора года в результате внеплановой беременности появился на свет сын, и обоим детям поставили диагноз «церебральный паралич». Семья до сих пор не уверена, что болезнь связана с тем, что отец и мать — кровные родственники. Во время беременности у Гадживевой дважды был вирус, который она не долечила. А на генетический анализ у них денег не было.

По словам 33-летней Нуране Гаджиевой, ее муж не может работать, так как является гражданином Казахстана, и заботиться о двух больных детях тяжело как морально, так и материально. Дочери сейчас 9, сыну 7 лет. Они отстают от своих ровесников и в физическом, и в психическом развитии, их матери приходится буквально носить их на руках. Но сознание у них есть, — они сами могут одеться, сами едят.

Сегодня любовь Нуране кажется уже преходящим чувством. И хотя отец ее никогда не попрекал, она признается, что совесть ее мучает. Она призывает женщин, готовящихся выйти замуж за родственника, быть внимательными, хотя не верит, что к запретам на такие браки люди прислушаются. Гаджиева считает, что этот вопрос должен регулировать закон, а предупреждать о последствиях — просветительская работа.

Перед загсом — к врачу

В вопросе возможного вреда родственных браков азербайджанские врачи солидарны и друг с другом, и с врачами в других странах.

«Решение Кабинета министров от 2015 года об обязательном медицинском обследовании граждан, вступающих в брак, принято для предотвращения последствий подобных браков, — говорит главный врач бакинской городской поликлиники №1 Кюбра Джаббарова. — Сдаются анализы. Если у обоих выявляются какие-либо наследственные заболевания, молодым людям об этом сообщают». Так молодожены хотя бы получают информацию о возможных рисках.

Спустя два года после введения в Азербайджане обязательной медицинской проверки желающих вступить в брак, обследование прошли 279,3 тыс. человека. Из них 11,7 тыс. оказались носителями талассемии.

Главный врач республиканского центра талассемии, Джейхун Мамедов поясняет, что талассемия — наследственное заболевание крови. Оно вызывается снижением синтеза полипептидных цепей, входящих в структуру гемоглобина в крови человека. Ген, вызывающий его, рецессивный, и поэтому причиной заболевания чаще всего бывают именно родственные браки.

«С момента создания центра в 2009 году здесь всего было поставлено на учет 3045 больных», — подытоживает он.

Для сравнения: во всем мире 300 тыс. больных талассемией, то есть, в Азербайджане только взятые на учет составляют один процент от всего мирового количества больных.

Генетический брак

Создатель и управляющий просветительского портала «Дерево Эврим» («Evrim ağacı»), биолог-докторант Техасского технологического университета (США) Чагры Мерт Бакырджи в своем комментарии для JAM news говорит, что чем ближе родственные связи между людьми, тем более схожи их гены.

«Это означает, что гены вашего ребенка получат две копии (одну от отца, другую – от матери) этих похожих генов. Для здоровых генов это не проблема. Если вы заключите брак не с родственником, эти здоровые гены и так передадутся вашему ребенку. Проблема в генах, которые могут привести к болезням», — подытоживает он. Поскольку отец и мать (будучи родственниками) носят один ген, и поэтому вероятность получения рецессивного гена от родителей увеличивается до 50%. Вероятность же того, что ребенок родится больным, равна 25%. Если у одного человека нет гена той или иной болезни, а у другого есть, то вероятность получения в наследство этой болезни равна нулю.

Что касается заболеваний, которые могут проявляться в таких браках, то это может быть церебральный паралич, глухота, кистозный фиброз, гемофилия, детский диабет, шизофрения и другие заболевания.

Социолог Санубар Гейдарова говорит, что родственные браки берут свое начало еще во временах первобытно-общинного строя, тогда создание семьи внутри общины считалось приемлемым. Эта традиция до сих пор часто встречается в некоторых поселках на окраинах Баку, где не женят и не выдают замуж за пределы села.

И там, где законодательные ограничения не помогают, стоит заняться просветительской работой. Так, представитель госкомитета по проблемам семьи, женщин и детей Айнур Вейсалова говорит, что они создают документальные фильмы на эту тему, распространяют буклеты. «Это, в основном, превентивные меры. А есть уже созданные семьи, в которых родились на свет больные дети. Мы и с ними работаем. В этих семьях нередки разводы по инициативе мужа, который обвиняет жену в том, что она произвела на свет больного ребенка, и другие проблемы. В течение года к нам обращаются за помощью десятки таких семей», — рассказывает Вейсалова.