Рок Судьбы. Джамал Али.
Рок Судьбы. Джамал Али.
Эльмир Мерзоев
Впервые имя рокера и рэпера Джамала Али стало известным весной 2012 года - он стал героем ведущих западных изданий: о нем появилась статья в британскойThe Guardian, а также впопулярной интернет-газетеHuffington Post. Отдельный сюжет о нем прошел в программе BBC "Panorama" под названием "Грязная тайна Евровидения" (Eurovision's Dirty Secret Azerbaijan).
Джамал Али (Camal Əli), рокер и рэпер, родился в 1987 г. в Баку, получил образование в Анкаре и Стамбуле с 2005 по 2011 гг., специальности - environmentalengineering и звукорежиссёр. С 2007 г. выступал в составе рэп-группы H.O.S.T., в 2008-ом году покинул группу из-за несогласия с ее гражданской позицией.Накануне проведения "Eurovision" в Баку, в марте 2012 г. на митинге протестной молодёжи был арестован полицией и заключён под стражу на 10 дней. После выхода был вынужден иммигрировать, так как оставаться дальше в Баку для него было опасным. С того времени он проживает в Берлине и продолжает свою деятельность.
Конкурс "Eurovision 2012" в Баку, по замыслу властей, должен был послужить важной пропагандистской акцией режима Алиевых во всем мире - далее эту линию пропаганды режима продолжат специально придуманные для этой цели, фейковыые "Европейские игры 2015", проведение "Формулы 1" в Баку (несмотря на уже сильный финансовый кризис) и планирующиеся в этом году, так называемые "Исламскиие игры".
Оппозиция, фактически на корню уничтоженная к тому времени, своими хилыми силами пыталась противостоять демонстративному "празднеству" властей, которые с таким удовольствием выбрасывали миллионы на пропагандистские шоу на фоне достаточно тяжелой социальной ситуации в стране. Но что можно было противопоставить макиавеллиевской государственной махине?
"Eurovision 2012" должен был послужитьважной пропагандистской акцией режима Алиевых
За подготовкой к "Евровидению-2012", каксообщалось, следил лично президент республики Ильхам Алиев и для этих целей власти не особенно считались с затратами. "Eurovision 2012" в Баку, безусловно, стал самым дорогим в истории конкурса. Тогда же стали известныданныежурнала "Transitions Online", который проанализировал указы президента и правительства республики, касающиеся организации мероприятия, и пришел к выводу, что общие затраты на "Евровидение-2012" составили 721 миллион долларов.
Тогда, 17-го марта 2012 г. в Баку был запланирован митинг молодёжи, организованный оппозиционными молодежными организациями. Во время выступления на митинге протестной молодёжи рокер допустил нецензурную брань (что, в принципе, присуще протестному музыканту) в адрес президента Азербайджана, за что был арестован (вместе с гитаристом Натигом Камиловым) полициейи заключён под стражу на 10 дней.
Протест Джамала произошел в патриархальном Азербайджане, где брань очень жестоко карается. Тогда его могло спасти только чудо. Оно и произошло. Все те десять дней заключения рокер провел в одноместной камере, где его ежедневно, регулярно избивали менты, надев на голову рокера мешок и сопровождая это диким ором, обещаниями, что "он не выйдет отсюда живым". По рассказу Дажамала, сами менты тоже были в каком-то агрессивно-растерянном состоянии, видимо, понятия не имели, как действовать в подобных ситуациях.
Что можно было противопоставить макиавеллиевской государственной махине?
Между паузами велись "разъяснительные беседы" их "реисa" (начальник) - о "величии страны и удачно выбранном пути президента", сопровождаемые вопросами о том, "чем же он недоволен". При малейшем желании ответить, вновь продолжались избиения музыканта, в котором порою участвовало по пять-семь ментов, с криками: "если тебе не нравится, то вали отсюда". Но было ясно, что это - всего лишь "церемониальный ритуал" в ожидании окончательного решения "сверху".
После десятидневного такого ожидания его все же отпустили - видимо, наверху решили не "портить праздник", столь ожидаемый режимом. Перед освобождением некий дядька-майор намекнул ему с многозначительным выражением лица, что "ему же будет лучше, если еще до проведения "Йеврафизйона" уберется подальше отсюда".
Но Джамал просто так не ушел, такое не подобает настоящему рок-бунтарю. Перед уходом надо было сильно хлопнуть дверью и это было сделано. После выхода из ментовского зазеркалья, в течении небольшого времени в рамках кампании“Sing for Democracy”,запущенной в канун "Евровидения" в Баку,был созданновый клип Джамала - "Vermişel"("Вермишель").
Было ясно, что это - всего лишь "церемониальный ритуал"
Композиция "Vermişel" ("Вермишель") была на тему бесчинств при сносе целых кварталовбакинскими городскими властями, уничтожившими тысячи домов перед "Евровидением", чтобы построить гламурную витрину нефтегазового султаната Алиевых - новые здания в столице, особенноCrystall Hall, где, собственно, и проводился сам конкурс.
Клип "Vermişel"был опубликован за несколько дней до начала"Евровидения", 16-го мая и стал, по общему мнению, лучшим клипом за всю историю отечественной рок-музыки, заметно затмив в социальных сетях пропаганду властей "об очередной победе" и предстоящем проведении "Евровидения". В это время сам автор былужев Берлине,так как оставаться и далее в Баку было для него сопряжено с большой опасностью.
"Vermişel"стал лучшим клипом за всю историю отечественной рок-музыки
Но "отношения" Джамала с азербайджанскими властями на этом не закончилась.
В самом преддверии нового, 2017 года на Youtube появился новый видеоклип Джамала Али, где критикуется нарушение прав человека и преследование граждан за выражения своего мнения - "D W A Heykəl Baba Censored" ("Дедушка памятник"), рассказывающий о памятнике Гейдару Алиеву, "за осквернение" которого прошлой весной были задержаны, подвергнуты пыткам иприговореныгородским судом на 10 (!) лет молодые активисты - студенты Гияс Ибрагимов и Байрам Мамедов.
Через несколько дней мать Джамала и еще четверых родственников забрали в управление полиции города Баку, требуя удалить ролик из сети. Сделать это рэпер напрочь отказался, о чем и сообщил в социальной сети facebook.
"Маму отвели в Главное Управление Полиции города Баку. Сейчас она там. Других родственников тоже приводят туда. Вчера пришли из Сабунчинского Полицейского Управления и увели туда. Сказали, что ваш сын написал песню, мы не можем поймать его, поэтому задерживаем вас. Делают устное предупреждение, чтобы я стер песню из You Tube. Сегодня вновь пришли и на этот раз увели в Главное Управление Полиции города Баку. Я не собираюсь ничего стирать. Пусть Ильхам Алиев подаст в отставку, потом я сотру. Я делюсь заново! И пока справедливость не восторжествует, я продолжу деятельность!" - написал Джамал. В поддержку рэпера включилось интернет-сообщество, где почти весь протестный сегмент встал на его защиту. Некоторые пользователи, выражая солидарность с Джамалом, сами вновь загрузили видеоклип на канал Youtube - чтобы снизить давление репрессивного аппарата на музыканта, невзирая на опасность преследования со стороны властей.
Наконец, 6 января вечером, мать и четверых родственников рэпера отпустили. Это, видимо, было сделано из-за очевидной бессмысленностирепрессивной акции и нежелания придать данной истории глобальный масштаб.
Эпопея с новогодним "подарком" Джамала властям длилась еще несколько дней, обсуждения в сети не утихали. Тем временем ролик, на который сначала никто особого внимания не обратил, был всеболее и более растиражирован.
Интересно, что за несколько дней до этого события, 29 декабря 2016 г. на Радио Свобода было опубликовано развернутоеинтервьюАртемия Троицкого с заголовком "Рок перестал быть режущим предметом", гдемузыковед утверждает, что"музыка заняла спокойное место среди других явлений культуры – театра, кино, литературы и так далее, она перестала быть eye of the hurricane, эпицентром урагана."
Музыковед в данном случае не так уж и не прав - почти на всем просторае современной постсоветии и рок, и рэп почти перестали существовать как музыка протеста. Причины же событий вокруг нашего героя, видимо, необходимо искать в авторитарно-сословнойанатомиисовременного азербайджанского общества, где так необходим протест на фоне "молчаливого большинства" и особенно так называемой (колхозной) "интеллигенции".
Должно быть, поэтому в азербайджанском обществе есть очень большой спрос на подобные акции со стороны музыкантов, где каждое слово и интонация словно глоток чистого воздуха отзываются в самых недрах общества и востребованы его самой активной частью - молодёжью.
В "Бунтующем человеке" А.Камю говорится, что"рано или поздно наступает время, когда нужно выбирать между созерцанием и действием. Это и называется: стать человеком."
P.S. Уже после январского инцидентаДжамал Али вновьзаявилКавказскому Узлу, что "продолжит своим творчеством борьбу за свободу выражения в Азербайджане".