Российские паспорта для украинцев в оккупации: можно ли наказывать за то, чего мы не признаем

Слухи о том, что Россия будет выдавать паспорта жителям оккупированного Донбасса ходили давно, как только появился соответствующий указ Путина, сразу начались дискуссии. В частности о том, можно ли лишить граждан Украины, которые проживают на оккупированных территориях, украинского гражданства и должны ли они нести ответственность за добровольное принятие гражданства страны-агрессора; может ли вообще считаться добровольным получение паспорта государства, которое де-факто контролирует часть территории Украины?

24 апреля был обнародован Указ президента Российской Федерации о том, что есть категория лиц, у которых есть право попросить предоставить им гражданство России в упрощенном порядке, и это заявление будет рассмотрено в гуманитарных целях. Как утверждается в указе, «с целью защитить права и свободы человека и гражданина, руководствуясь общепризнанными принципами и нормами международного права». Следовательно, лица, которые постоянно проживают на территории отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины (ОРДЛО), имеют право обратиться с таким заявлением, то есть без обязательного непрерывного пятилетнего срока проживания на территории России, подтверждения законного источника получения средств к существованию, отказа от имеющегося гражданства и подтверждения владения русским языком.

Паспортная ситуация на Донбассе существенно отличается от той, которая сложилась в Крыму в 2014 году.

Напомним, что после аннексии полуострова, Россия в автоматическом режиме распространила свое гражданство на всех людей, которые на момент захвата проживали (были зарегистрированы) в Крыму. Украина трактует эту ситуацию так: гражданам Украины принудительно и автоматически предоставили гражданство РФ, что Украина не признает, а значит, это не может быть основанием для потери украинского гражданства.

В истории с оккупированными территориями Донецкой и Луганской областей все иначе. Во-первых, речь не идет об автоматическом распространении гражданства РФ на оккупированную часть Донбасса — Россия только упрощает условия для получения своего гражданства. Во-вторых, согласно определенному перечню, уполномоченные на принятие документов миграционные органы размещены на территории Ростовской области (города Покровское и Новошахтинск), а это значит, что хотя бы формально пока что Россия не выдает свои паспорта на территории оккупированной части Украины. В-третьих, согласно указу, для получения паспорта граждан РФ украинцы должны самостоятельно обратиться в уполномоченные органы МВД РФ, что может свидетельствовать о добровольном приобретении гражданства иностранного государства.

И делать вывод о том, что это добровольный шаг со стороны жителей оккупированных территорий, на которой отсутствуют какие-либо гарантии защиты прав и свобод человека, более чем сомнительно: речь идет о вооруженной агрессии, которая не только влияет на «добровольное принятие решения», но и нарушает нормы международного права, что влечет за собой непризнание действий (документов), которые являются последствиями такого нарушения.

Реакция украинской стороны

В день обнародования указа, 24 апреля, Министерство иностранных дел Украины сделало официальное заявление, в котором выразило решительный протест в связи с указом президента России. В министерстве заявили, что указ открывает путь к незаконной выдаче российских паспортов на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях Украины. МИД Украины считает указ президента РФ «юридически ничтожным» и таким, который не изменит тот факт, что жители оккупированных Россией территорий Донбасса все еще являются украинскими гражданами.

Однако, как выяснилось, такую позицию министерства разделяют далеко не все политики и топ-чиновники других министерств.

Сразу после обнародования указа в медиа появились заявления о необходимости привлечения к ответственности за получение паспортов РФ, лишение гражданства Украины и аннулирование внутренних и загранпаспортов украинцев.

Так, например, 27 апреля народный депутат Семен Семенченко заявил о том, что он лично зарегистрирует в Верховной Раде законопроект об автоматической утрате гражданства Украины теми, кто получил гражданство РФ. Правда, этот проект так и не был внесен.

В то же время народные депутаты-члены парламентского Комитета по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений обнародовали свое заявление, в котором выразили озабоченность «карательной риторикой» публичных обращений относительно негативных последствий получения паспортов РФ гражданами, проживающими в ОРДЛО. Подобные заявления, по мнению членов Комитета, вредят национальным интересам Украины и могут восприниматься как признание легитимности действий власти РФ.

Точки над «і» были расставлены во время заседания 8 мая. Тогда премьер-министр Украины Владимир Гройсман заявил, что Украина не признает «фейковых российских паспортов и призывает международное сообщество также не признавать эти документы». На этом заседании правительство приняло два соответствующих решения — Постановление №444 и Распоряжение 362-р.

По сути, постановление предоставляет право Кабинету Министров Украины не признавать и не регистрировать паспортные документы иностранного государства в случае, если они выданы с нарушением норм международного права и/или с целью причинения вреда суверенитету, независимости, территориальной целостности Украины.

В распоряжении закрепляется перечень уполномоченных органов Российской Федерации, которые выдают паспорта, они не признаются Украиной. Среди них — Межрайонный отдел Управления федеральной миграционной службы России в Ростовской области в с. Покровское (с 30 апреля) и Отдел Управления федеральной миграционной службы России в Ростовской области в г.. Новошахтинск (с 29 апреля), которые, по официальной информации МВД России, занимаются оформление паспортов граждан РФ жителям оккупированной части Донбасса.

Как следствие, по этим паспортным документам иностранцы не смогут въехать на территорию Украины.

Конфискация имущества за российский паспорт

В начале июня народный депутат Олег Мусий зарегистрировал в Верховной Раде Украины проект Закона о гражданской конфискации имущества лиц — граждан Украины, которые добровольно получили гражданство России и проживающих в отдельных районах Донецкой и Луганской областей (реестр. 10363).

Если коротко, то законопроект предлагает ввести в Гражданский кодекс Украины новое понятие — гражданская конфискация — в отношении имущества жителей ОРДЛО, которые получили гражданство РФ. Такая конфискация, то есть лишение права собственности на имущество, должна происходить по решению суда, в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, в случае приобретения гражданином Украины, который проживает в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, гражданства РФ. Предполагается, что конфискации может подлежать как движимое, так и недвижимое имущество жителей ОРДЛО исключительно после того, как владелец перестал быть гражданином Украины.

Стоит отметить, что вообще понятие «гражданская конфискация» является заимствованием из международной практики борьбы с коррупцией и означает гражданский иск, направленный на взыскание незаконно приобретенных активов в собственность государства (non-conviction based asset forfeiture). Это является отдельным инструментом принудительного прекращения права собственности, о необходимости появления которого в украинском законодательстве речь идет давно, однако недавно эти дискуссии актуализировались с регистрацией президентом Украины соответствующего законопроекта. Возможно, именно это вдохновило Мусия внести в парламент предложения о конфискации имущества жителей ОРДЛО, которые приняли гражданство РФ, но применение подобных санкций выглядит, мягко говоря, непропорциональным.

Конечно, у законопроекта 10363 почти нет шансов на рассмотрение в Верховной Раде до досрочных парламентских выборов, которые должны быть в июле. Впрочем, сама философия, заложенная в тексте проекта закона, продолжает дискуссию о том, какая ответственность должна наступать (и должна ли), если украинские граждане получают иностранное гражданство, в частности, гражданство РФ.

Почему «карательная риторика» не сработает

Перед тем, как предлагать варианты наказания жителей оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей, следует остановиться все же на том, а может ли Украина такую ответственность устанавливать, и не противоречит ли это Конституции и законодательству в сфере гражданства.

Во-первых, гражданин Украины не может быть лишен гражданства. Об этом говорит статья 25 Конституции Украины. Это значит, что разговоры о каком-либо автоматическом или «почти автоматическом» лишении граждан Украины гражданства противоречат Конституции и не могут быть реализованы на практике.

Во-вторых, принятие гражданами Украины любого другого гражданства не является нарушением законодательства Украины. Более того, согласно Закону «О гражданстве Украины», если гражданин Украины стал гражданином другого государства или государств, то в правовых отношениях с Украиной он признается лишь гражданином Украины.

В-третьих, факт добровольности приобретения гражданства РФ жителями оккупированных Россией территорий — сомнительный. Не исключая то, что для получения гражданства России необходимо подать заявление и определенный перечень документов (в частности, копию паспорта так называемых «ЛНР» и «ДНР»), согласно сообщениям Министерства обороны и информации правозащитных организаций, на оккупированных территориях де-факто власть обязывает определенные категории лиц получать гражданство РФ. Кроме того, необходимо принимать во внимание получение гражданства РФ детьми, за которых документы подают их родители или законные представители, и такое приобретение гражданства несовершеннолетними лицами нельзя считать добровольным.

В-четвертых, даже добровольное приобретение гражданином Украины гражданства другого государства не влечет за собой автоматической потери гражданства Украины. Действительно, Закон говорит о том, что одним из оснований утраты гражданства Украины является добровольное приобретение ее совершеннолетним гражданином гражданства другого государства. Однако, согласно процедуре, факт приобретения иностранного гражданства необходимо подтвердить. Являются ли таким подтверждением публичные данные, которые обнародует Россия? Вряд ли, если учитывать тот факт, что у нас сейчас идет гибридная война.

В-пятых, с вопросами гражданства тесно связаны вопросы правосудия. Лишение украинского гражданства в связи с приобретением гражданства России лицами, причастными к совершению военных преступлений или к широкомасштабным нарушениям прав человека во время вооруженного конфликта на территории Украины (особенно ее оккупированной части) может привести к усложнению процедуры привлечения таких лиц к ответственности.

Поэтому если невозможно лишить гражданства Украины тех, кто получил гражданство любого иностранного государства, в частности РФ, зачем тогда многочисленные публичные обещания это сделать и привлечь к ответственности жителей ОРДЛО? Пока они больше похожи на популистскую браваду в предвыборный период, которая не заканчивается ничем кроме ненависти к жителям оккупированных территорий.

С одной стороны, правительство не признает паспорта РФ, что, вероятно, будут получены гражданами Украины; с другой депутаты предлагают привлекать к ответственности жителей оккупированного Донбасса за получение документов РФ.

А это немного странно: наказывать даже за то, чего не признаем. То есть снова и снова перекладывая ответственность за последствия агрессии на простых граждан.

Наоборот, мы должны не наказывать, а активно работать над тем, как облегчить жизнь людей, которые вынуждены были остаться на оккупированных территориях. Речь идет и об облегчении доступа к административным услугам и процедурам (в частности, установление фактов рождения и смерти на оккупированных территориях), выдачи паспортов, обеспечение права на образование и тому подобное. Только такие действия, а не угрозы и наказания способны обеспечить поддержку связей с жителями оккупированных территорий — именно это является самым важным для восстановления мира и последующей реинтеграции территорий и людей.