«Россия дегуманизировала украинцев»: интервью с россиянкой, эмигрировавшей в Украину

Екатерина Макаревич — российская журналистка, блогер, оппозиционер. Три с половиной года назад она эмигрировала из России в Украину. В Киеве стала популярной в Facebook благодаря постам об украинском обществе глазами россиянки. Интересуется культурой и искусством, основала собственный культурный проект.

Что заставляет людей уезжать из России? Как живется в Украине эмигрантам из России? Чем именно отличаются российское и украинское общества изнутри? На эти и другие вопросы Екатерина ответила в интервью Громадскому.

Разговор записан для программы «Жизнь других» с Татьяной Огарковой.

Об эмиграции, российской оппозиции и Украине

Вы приехали в Украину из России три с половиной года назад. Почему вы выбрали для себя путь эмиграции?

Это был довольно долгий путь. Если коротко, то это было такое состояние, когда в определенный момент понимаешь, что больше не можешь. В течение года формировалось постепенно разочарование. Накапливались противоречивые эмоции, которые вызвали диссонанс и дискомфорт.

Я довольно чувствительный человек. С конца 2011 года, с Болотной и Сахарова (на Болотной площади и проспекте Сахарова в Москве проходили акции протеста — ред.) я достаточно активно участвовала в оппозиционной политической жизни страны, у меня была возможность изнутри почувствовать ту атмосферу. Она была, особенно в Москве, очень напряженной.

Начиная с 2012 года в городе росла атмосфера ненависти. Все это происходило постепенно, сначала только как определенная напряженность в отношениях между людьми. Люди становились подозрительными, переставали доверять друг другу. Постепенно дошло до того, что общество оказалось расколотым.

У меня состоялся внутренний апокалипсис. Я поняла, что все мои усилия не имеют смысла: я не могу открыть глаза другим, не могу рассказать очевидные вещи. Апокалипсис из-за того, что ты знаешь о том, что они знают, и им нормально с этим жить.

Так я дошла до состояния внутренней непримиримости на ценностном уровне. Я поняла, что я — чужая для своей страны, для всего общества. Мне пришлось идти против огромной системы. Сначала я была внутри оппозиции, я нашла людей, которых считала единомышленниками. Участвовала в организации политических акций, митингов, маршей.

Когда изнутри видишь российскую оппозицию, то понимаешь, что она не сильно отличается от власти. И когда приходит это осознание, становится совсем грустно. Ведь возникает вопрос: а на кого можно положиться? Кому можно доверять, если даже люди, которые мыслят одинаково, с которыми у нас общие цели, используют неприемлемые методы? Ведь методы — это как раз о ценностях. Этот внутренний апокалипсис произошел из-за осознания, что я одна физически. Я не знала, что с этим делать. Единственным выходом было уехать.

Российская журналистка, блогер, оппозиционер Екатерина Макаревич, Киев, 26 апреля 2019 годаГромадское

Почему выбрали Украину? Ведь можно было эмигрировать в другие страны. А у Украины уже тогда был военный конфликт с Россией. Уже был риск не быть принятой в украинском обществе.

Украина стала близким мне по ценностям государством, или лучше — обществом. В Украине я научилась различать эти понятия. Я в принципе не полиглот, у меня базовый английский и мне трудно с другими языками. Украина была страной, где языковой барьер практически отсутствовал.

Каким был момент переезда? Это был самолет или поезд? Какими были последние слова и кому они были сказаны по ту сторону?

Это был поезд. Важные решения в моей жизни я принимаю спонтанно, я не вынашиваю идеи. Я просто за месяц поняла, что дошла до ручки, что надо ехать. Не знала, что и как.

Но когда решение было принято, судьба принесла мне людей, которые начали мне помогать. Случайно случилось так, что знакомый съезжал с квартиры и искал, кому бы ее сдать. Несколько человек определили мое будущее здесь.

И тут началась совсем другая жизнь. Возможно, я внутренне поняла, что мне дана уникальная возможность начать с нуля и в профессиональном плане тоже.

О национальной идентичности и первых годах в Украине

В России вы работали в журналистике, на телевидении, занимались общественной деятельностью. Как вы переоткрываете себя в Украине? В качестве кого?

Как и для любого эмигранта, вопросы идентичности для меня — это не пустой вопрос. Это вопрос, о котором я постоянно переживаю, если честно. В течение последних трех с половиной лет я по-разному на него отвечала. Первый год я считала, что я интегрируюсь в украинское общество. Я менялась, когда интересовалась украинской культурой, обществом, правилами жизни, людьми в Украине.

Первые полтора года мне было интересно рассказывать истории в Фейсбуке о жизни простых украинцев и писать о вещах, которые меня удивляли. Потому что на уровне общения мы очень разные, россияне и украинцы. Там, в России, все тебя убеждают в том, что так, как в России — так везде, особенно на постсоветском пространстве. Люди там верят, что мы похожи, что мы братья-славяне, что мы говорим на одном языке, что мы одинаковые.

Но во время более глубокого погружения выясняется, что мы действительно разные.

На самом деле отличие заключается в каких-то мелочах, на уровне общения между людьми, построения коммуникации между людьми.

Меня это действительно очень удивляло. Я помню, как я рассказывала эти истории, рассчитывая показать россиянам, что мы действительно разные, и это классно. Потому что в определенных ситуациях украинские правила среды гораздо тоньше. Взаимодействие между людьми строится по-другому.

Я писала это для россиян в моем Фейсбуке, мне важно было рассказать, как все на самом деле, а не в телевизоре. А оказалось, что это интересно и украинцам, ведь дает возможность посмотреть на себя со стороны.

Российская журналистка, блогер, оппозиционер Екатерина Макаревич, Киев, 26 апреля 2019 годаГромадское

Украинцам было приятно читать ваши описания, ведь они, как правило, указывали на преимущества гуманного, человеческого общества в Киеве, которое вы описывали. Поэтому это как раз неудивительно.

Для себя я поняла, что Россия дегуманизировала украинцев. И я видела свою миссию в том, чтобы, как представитель российского общества, вернуть гуманное отношение к украинцам. То есть показать, что украинцы — это нормальные люди, а не фашисты. Что все эти стереотипы и клише — это обычный обман.

Фейсбук — это все же виртуальный мир. Приходилось ли вам сталкиваться с непониманием, с критикой в повседневной жизни? Ведь когда реальный человек с российским паспортом оказывается в Украине, которая находится в состоянии войны с Россией, то могут возникать вопросы.

Вообще не возникало проблем. За все эти годы. Только в последнее время, и то лишь в Фейсбуке, я столкнулась со, скажем, несколько настороженным отношением. А до этого за три года в Украине я ни разу не сталкивалась с дискриминацией из-за того, что я россиянка.

Наоборот, я получала слова удивления и поддержки, потому что людям было странно видеть россиянку, которая, хоть и видела пропаганду по телевизору, но не поверила ей и решила все проверить сама, даже не просто проверить, но и жить здесь. Это был такой жест доверия, который воспринимали положительно и за который меня уважали.

Три с половиной года — это большой срок. Видите ли вы какие-то тенденции развития украинского общества, которые есть, но не на поверхности?

Их много. Когда я приехала, я открыла для себя совсем другой образ мышления. В Украине меня поразило умение мыслить не холодно и с расчетом, как это принято было в Москве, а будто бы сердцем, интуитивно. Это философия кордоцентризма Григория Сковороды, это умение украинцев улавливать сердцем вещи, которые невозможно объяснить рационально. Я честно скажу, что когда я переехала, то этот взгляд на жизнь и на людей очень сильно расширил мое восприятие реальности.

Я девять лет прожила в Москве, хотя я родом из Саратова, и мне удалось сохранить какую-то долю искренности. Но московская среда строится по принципу выживания сильнейшего, и нужно постоянно доказывать свое право на все.

Социальный дарвинизм?

По сути, выживает сильнейший. В основном это стремление рационализировать все на свете, это образ мышления, ориентированный на рациональное мышление и на прагматику. Поэтому три с половиной года назад для меня было странным открыть для себя другой взгляд на мир. Постепенно я начала этому учиться.

Российская журналистка, блогер, оппозиционер Екатерина Макаревич, Киев, 26 апреля 2019 годаГромадское

Конкуренции, жесткости нет в украинском обществе?

Есть горизонтальный способ общения, как я это улавливаю. Московское и вообще российское общество вертикально не только во власти. Оно вертикально в целом.

Там человеку дают определенное место, какую-то коробочку, где этот человек может быть. У этой коробочки есть границы, за которые нельзя заходить. Таких коробочек много. У каждой коробочки свое место и никто не хочет его отдавать, потому что конкуренция очень высокая в Москве.

Тебе надо постоянно быть в состоянии конкуренции, борьбы за выживание, за рост, потому что если тебе тесно в твоей коробочке и ты хочешь развиваться, то дальше тебя не пускают, потому что дальше сидят свои, которые не хотят оставлять свою коробочку.

В то же время, чем выше ты поднимаешься, тем меньше тебе приходится работать. Там пирамидальная система, все держится на низах. Верхи просто правят. Чем ниже ты на социальной лестнице, тем больше ты работаешь — это стандартная модель управления в авторитарном и вертикальном обществе.

В Украине все иначе, ведь в Украине горизонтальная структура общества.

Ответственность распределяется по горизонтали, и те, у кого больше ответственности, они внутри. Это тоже пирамида, но посередине есть ось ответственности, где находятся сильнейшие. Сбоку — те, кто меньше делает. Чем дальше ты от оси, тем меньше не тебе ответственности, и переход между ролями — он на горизонтальном уровне. Если хочешь пробиться внутрь, то у тебя будет больше ответственности.

Недавно в одном из постов в Фейсбуке вы писали, что Украина — это место, где можно «согреться». В каком смысле?

Это мне сказала одна знакомая. Когда я приехала в Киев, я была как загнанное животное, я подозрительно ко всему относилась, я переходила на другую сторону улицы, когда видела полицейских.

В Москве есть чувство страха, особенно если ты в оппозиции, ты постоянно чего-то ждешь, поэтому надо постоянно оглядываться. Ты не живешь, не наслаждаешься жизнью, ведь тебе нужно постоянно смотреть, не идет ли кто-то за тобой, не следит ли. Это ощущение было со мной первые полгода в Киеве, но постепенно, через какие-то мелочи, украинцы меня согрели.

Российская журналистка, блогер, оппозиционер Екатерина Макаревич, Киев, 26 апреля 2019 годаГромадское

О роли наблюдателя и свидетеля, культуре и свободе

В начале вы были здесь в роли наблюдателя, писателя, блогера — того, кто наблюдает за жизнью и описывает ее. Какую роль вы видите для себя дальше? Какое место в украинском обществе может быть вашим?

Моя первая роль в украинском обществе — это наблюдатель и свидетель. Свидетель, который описывает то, что видит. Я ни во что не вмешивалась, я просто фиксировала то, что вижу. В этом заключалась моя роль.

Сейчас я хочу быть творцом. Я не просто наблюдаю, я хочу творить, творить мир. Я поняла, что есть вещи, с которыми нельзя бороться, лучше создать что-то другое и показать, что все может быть иначе. Показать альтернативу.

Показать, например, что есть другая культура общения, другой способ построения бизнеса, другое отношение к себе и к окружающим. Я поняла, что единственный способ изменить мир к лучшему — это самому стать лучше, стать живым примером.

Украина помогла мне открыть для себя совершенно новую реальность культуры. Эту культуру я понимаю как философию, искусство, живопись, кино, музыку, литературу. Это те фундаментальные острова вечной культуры, которые прошли испытание временем и остались в памяти.

Для меня, в условиях неопределенности в украинском обществе и в мире, именно культура остается точкой опоры, которая помогает мне пересмотреть мое отношение к будущему, в котором я хотела бы жить.

Мы сейчас в Киеве, это столица, и количество культурных площадок здесь довольно большое. Но если представить себе масштабы страны, то нет ли рисков, что люди, у которых есть запрос на культуру, будут в меньшинстве?

Это всегда меньшинство. Но если учесть, как быстро этот тренд развивается, то я могу представить, что через три или пять лет этот тренд на развитие себя с помощью культуры станет трендом как минимум для среднего жителя города. Не для интеллектуала, не для элиты, а для среднего, довольно широкого сегмента.

Есть особенность, которую я заметила в Украине: в отличие от России, здесь все изменения идут снизу, а не сверху.

Здесь власть — это последнее, что будет меняться. Здесь сначала возникает запрос у людей, которых можно назвать жителями города с доходом чуть выше среднего. Это может быть студент, менеджер среднего звена, офисный работник.

Затем запрос распространяется выше. О культуре начинают думать бизнесмены, менеджеры высшего звена. Сейчас я вижу запрос на ценностные изменения уже в среде бизнесменов. После бизнеса будет политика: то, что имеем для среднего сегмента, станет общим для политикума.

Какова роль украинской национальной идентичности в ваших процессах переоткрытия себя?

Как для любого эмигранта, вопрос идентичности для меня очень острый. Сначала мне было страшно. Я хотела стать украинкой по идентичности не формально, а внутренне. Потом я поняла, что я физически не могу стать украинкой, потому что у меня нет того исторического бэкграунда, той исторической боли, заложенной в коде. С другой стороны, я россиянка, у меня есть российская идентичность. Сегодня я не могу себя назвать ни украинкой, ни русской, но я и та, и другая одновременно.

Российская журналистка, блогер, оппозиционер Екатерина Макаревич, Киев, 26 апреля 2019 годаГромадское

Как на вас смотрят с той стороны сейчас? Как на предательницу, на изгнанницу, на эмигрантку?

В какой-то момент они оставили меня в покое. Меня нет, они меня не видят, не видят во мне ничего общего.

Я просто изменилась.

Существует ли для вас какая-то единая украинская идентичность?

В определенных вопросах российская идентичность конфликтует с украинской, а где-то наоборот. Единственным способом для меня будет найти баланс, чтобы они не спорили между собой — это общечеловеческая идентичность. Украинская, российская, британская идентичности — они разные, но мы все люди. Соответственно, единственный способ, благодаря которому могут мирно сосуществовать разные идентичности, это идентичность, в которой главное — человек.

Как это?

Условно говоря, каждая национальная идентичность — это одежда, которая может быть разной. Эта одежда у каждого своя. Но на уровне физики, организма у нас одинаковое строение. Можно бесконечно одевать себя в разную одежду и говорить, например, что я не человек, я — украинец или россиянин. Но это будет неправда, это будет иллюзия.

Свобода для вас — это главная ценность человека как такового, независимо от национальной идентичности?

Быть свободным очень важно. Именно из-за этой ценности свободы я переехала. Для меня несвобода, физическая, эмоциональная, психологическая — это то, что разрушает. Я такой человек, что все, что у меня есть — это внутренняя свобода. У меня есть другие ценности, но свобода главная, и без нее невозможны другие.