«Россия пытается ослабить Европу изнутри», — писательница Энн Эпплбаум

«Россия пытается ослабить Европу изнутри», — писательница Энн Эпплбаум

Владимир Ермоленко, Татьяна Огаркова

Голодомор становится важной частью европейской истории, между Америкой и Европой углубляется раскол, а политики на Западе говорят на разных языках с Марком Цукербергом и поэтому не понимают угроз социальных медиа, — об этом в интервью Громадскому рассказала рассказала журналистка и писательница Энн Эпплбаум.

Она посетила нынешний «Книжный Арсенал» в Киеве, где презентовала украинский перевод своей книги «Красный Голод. Война Сталина против Украины». Интервью подготовлено Громадским совместно с инициативой UkraineWorld.

Энн Эпплбаум известная американо-польскаяжурналистка и писательница, лауреат Пулитцеровской премии, колумнистка The Washington Post и автор многих книг, в том числе и о Восточной Европе.

Как восприняли книгу «Красный голод» в мире

Книги о коммунизме воспринимают как часть более широкогоразговора о коммунизме. И моя (книга) не исключение. Я ожидала, что реакция на Западе будет гораздо критичнее. Думала, что люди скажут, мол, «этого не может быть», «вы этого не доказали». Но, несмотря на эти ожидания, книга получила очень положительные отзывы. Причина, думаю, в том, что она основывается на большом количестве исследований, которые люди считают весомыми и серьезными в основном, это исследованияукраинских историков.

Также важно, что Украина сегодня является независимой страной со своим президентом и своей армией. Она является частью международных дискуссий. Историю Украины сегодня воспринимают не так, как раньше. Я думаю, что частично реакция на книгу была положительной именно потому, что сегодня историю Украины понимают лучше, чем в прошлом. Интересно, что ее очень хорошо восприняли в Польше: здесь книга стала бестселлером. В Польше сегодня немало тех, кто выступает против мемориальных противостояний с Украиной. Есть много тех, кому это противостояние не нравится, многих эти битвы огорчают. Отчасти это объясняет, почему книга так заинтересовала поляков.

Дискуссия «Голодомор 1932-1933 годов: взгляд в прошлое настоящее и будущее» в рамках презентации украинского перевода книги американской журналистки и писательницы Энн Эпплбаум (на фото слева) на «Книжном Арсенале». Фото: Никита Юренев

Помогает история Голодомора понять нынешнюю российскую агрессию против Украины?

Я начала писать книгу в 2012 году, когда президентом Украины был (Виктор) Янукович. Тогда у меня не было четкого намерения показать, что Голодомор является частью длинной истории, которая продолжаетсяи по сей день. Я не собиралась писать книгу, которая станет частью украинской политики. Но когда вы пишете о том, что Сталин считал Украину угрозой, вы быстро понимаете: сегодня (Владимир) Путин так же считает Украину идеологической угрозой. Поэтому трудно не увидеть связи с прошлым. Немало тех, кто рецензировал и обсуждал книгу, также этусвязь заметили.

Как Голодомор воспринимают в мире

О Голодоморе в мире знают меньше, чем о Холокосте или геноциде армян. Рассказать историю Голодомора стало возможным совсем недавно; зато о Холокосте мы говорим уже много десятилетий. Но постепенно Голодомор тоже становится частью школьной и университетской программ. Он также становится частью более широкогорассказао европейской истории ХХ века. Чем дальше мы от тех событий, тем легче видеть их в более широком контексте.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Почему Голодомор был геноцидом: новая книга Энн Эпплбаум «Красный голод» — интервью с автором

Сегодня мы смотрим на Холокост и Голодомор вместе, анализируем все ужасы, которые произошли в этой части Европы примерно в одинаковое время. Иными словами, все это становится частью большей истории.

О новом расколе между США и Европой

Сейчас в США у нас первый президентсо времен Второй мировой войны, который не испытывает привязанности к трансатлантическомуальянсу. (Дональд) Трамп враждебно настроен и негативно высказывался по поводуальянсазадолго до того, как стал президентом. Он не понимает, почему американские военные должны быть в Европе.

Раньше такого никогда не было. Поэтому напряжение между США и Европой во многом можно объяснить именно поведением Трампа как президента, его мировоззрением. Дипломатия для него это игра с нулевой суммой: «если мы выиграем, вы проиграете». Зато исторически трансатлантический альянс строился на принципе «если мы сотрудничаем, мы выиграем вместе». Трамп не видит мир таким образом.

Дискуссия «Голодомор 1932-1933 годов: взгляд в прошлое настоящее и будущее» в рамках презентации украинского перевода книги американской журналистки и писательницы Энн Эпплбаум (на фото справа) на «Книжном Арсенале». Фото: Никита Юренев

Об отношениях Европы и России

Я не думаю, что у кого-то из европейских лидеров сегодня есть иллюзии относительно Путина. Таких точно нет в Брюсселе или Париже. К примеру, Эмманюэль Макрон знает, что россияне вмешивались во французские президентские выборы, чтобы не дать ему победить. У АнгелыМеркель такженемалый опыт общения с Путиным, и она ему не доверяет. Не думаю, что мы можем говорить о какой-то политикеумиротворения Путина со стороны Европы.

О Facebook и социальныхмедиа

Facebook и другие социальные медиа по-настоящему изменили политические дискуссии. Ведь социальные сети полностью переиначили то, как люди получают политическую информацию. Это имеет огромное дестабилизирующеевлияние на демократические режимы, автократичные режимы или то, что находится между ними. Наш политический класс в основном состоит из людей почтенного возраста. Конечно, большую часть жизни они были слишком заняты, поэтому у них не было времени пользоваться Facebook или иными социальными медиа. И поэтому они не слишком хорошо понимают, как все это работает.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Голодомор заставил украинцев думать, что власть им чужда», — автор книги «Красный голод» Энн Эпплбаум

Когда они получили возможность пообщаться с Марком Цукербергом, в американском Конгрессе или в Европейском парламентеони были к этому разговору не слишком подготовлены. Депутаты и конгрессмены просто не смогли поставить вопросов по существу. Это не значит, что они не могут этого сделать в принципе или не имеют квалифицированных работников, которые могут к этому подготовить. Но нашим законодателям нужно значительно больше работать, чтобы понять суть процессов в соцсетях. Чтобы понять то, как они разделяют людей, как они размещают их в замкнутых информационных мирах, в близких группах интересов, а следовательно способствуют тому, чтобы экстремизм становился мейнстримом. Интернет и социальные медиа изменили саму природу политической дискуссии, однако выбранные политические лидеры отстают от этого процесса, они пока его не понимают.

Дискуссия «Голодомор 1932-1933 годов: взгляд в прошлое настоящее и будущее» в рамках презентации украинского перевода книги американской журналистки и писательницы Энн Эпплбаум (на фото справа) на «Книжном Арсенале». Фото: Никита Юренев

О Чемпионате мира по футболу в России

Чемпионат мира состоится. Но так же происходила Олимпиада в Китае, несмотря на то, что в Китае полно политических заключенных. Впрочем, я думаю, что это событие дает украинцам хорошую возможность говорить о российской агрессии или об украинских политзаключенных в России.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:#FreeSentsov

Чемпионат должен стать мгновением, когда украинцы могут протестовать, когда можно привлекать внимание международных журналистов. Это может стать важным моментом для Украины.

О дестабилизации Европы со стороны России

Я не думаю, что Россия сегодня стремится идти на полноценную войну с Западом. Я даже не верю в то, что Россия хочет ворваться в Эстонию или осуществить масштабное вторжение в Украину. Зато россияне хотят ослабить Европу изнутри. Для каждой страны у них отдельная стратегия. В некоторых странах, например, в Италии, у них открытые отношения с политическими партиями. В Италии с «Лигой», во Франции с Марин Ле Пен, в Германии с «Альтернативой для Германии». Но кроме этих открытых отношений, у них есть и «подпольные»,коррупционные отношения.

Они также нападают на журналистов или на русских, которые живут за рубежом. Это своеобразный сигнал, способ сказать посмотрите, мы можем делать что угодно и где угодно, мы можем убить любого в любой точке мира. Все это делается, чтобы запугать, посеять у людей страх.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:Скрипаль и его дочь выжили после отравления благодаря туману — разработчик «Новичка»